MONTREUX JAZZ FESTIVAL  Монтре-52. День 1: открытие и новые имена

Новые имена и площадки Montreux Jazz Festival

В Швейцарии начал свою работу 52-й по счету Montreux Jazz Festival - самое представительное и эклектичное событие в мире джаза. Двухнедельный праздник открылся большим карнавалом в Petit Palace - бывшем бальном зале, переоборудованном под концертный зал и выставку джазовых артефактов.

Новые имена

Накануне старта фестиваля завершились сессии Montreux Jazz Academy – международного образовательного проекта, миссия которого – помогать молодым талантливым музыкантам достичь новых высот в профессии и быстро стать полноправными участниками мировой джазовой сцены. Он был придуман в 1999 году основателем Montreux Jazz Festival Клодом Нобсом, который предложил ежегодно проводить фортепианный и вокальный конкурс для молодых джазменов с тем, чтобы предоставлять победителям возможность выступить на фестивале с сольными номерами и в составе джема с мэтрами. Вскоре конкурс разросся – он оброс маститым жюри, призами и воркшопами, а вскоре по инициативе Montreux Jazz Foundation в Лозанне была открыта джазовая Академия, которая работает в течение нескольких недель в году и помогает победителям подготовить собственное шоу для грядущего фестиваля под руководством менторов. Конкурсы проходят в течение всего фестиваля и пользуются огромным успехом публики – не только в силу свободного доступа, но и потому, что всем интересно наблюдать юных звезд в процессе становления. Уже завтра конкурс вновь начинает работу, и совсем скоро мы узнаем имена новых финалистов. Исполнители из одного поколения, но с очень разным бэкграундом, получат первый толчок к международному признанию.

Члены жюри 2017 года на протяжении всей осени готовили молодых исполнителей к сольным выступлениям на фестивале. Менторами молодых талантов стали мэтры: Трилок Гурту (Trilok Gurtu), Ярон Херман (Yaron Herman), Элина Дани (Elina Duni), Маркус Миллер (Marcus Miller), Зив Равитц (Ziv Ravitz) и Курт Розенвинкель (Kurt Rosenwinkel).

9 июля фестивале выступит победитель прошлогоднего фортепианного конкурса - Аддисон Фрай (Addison Frei). Кстати, 3 место занял наш соотечественник - Андрей Марухин.

Помимо этого, в Montreux Jazz Club каждый день выступает по одному коллективу в рамках проекта Montreux Jazz Talent Awards - доступ на эти концерты бесплатный. В течение двух недель перд зрителями выступят Building Instrument, Islandman, Ork, Hoide и другие талантливые дебютанты со всего мира.

Возможно, вас удивит, что я начала свой рассказ с молодых исполнителей. Но вот вам несколько имен, чтобы оценить масштаб: в 2015 году конкурс пианистов выиграл 16-летний A Bu, которого с того момента уже номинировали на несколько мировых наград и который играл Капустина с Moscow Jazz Orchestra; в прошлом году лучшим гитаристом Александр Ловмарк (Alexander Lövmark) - юный студент из Швеции, выпустивший очень красивый альбом с чилийской саксофонисткой Мелиссой Альданой (Melissa Aldana). Второе место по вокалу получила невероятно талантливая немецкая вокалистка Сара Деккер (Sara Decker) - она исполняет contemporary jazz, и в 2015 году получила European Jazz Award в Италии. Свою награду Мелисса получила из рук Сесиль МакЛорин Сальвант (Cécile McLorin Salvant), и после этого обе певицы уже начали работать вместе.

Немало побед Монтре принес России и соседним странам: в 2016 году Shure Montreux Jazz Voice Competition выиграла Арта Йекабсоне (Arta Jekabsone), живущая в Латвии, а в 2015 – Алина Енгибарян из Ростова, успешно осваивающая нью-йоркскую сцену.

У Монтре есть и свои "любимчики": например, потрясающий кубинский пианист Альфредо Родригес (Alfredo Rodrigez), выигравший конкурс в 2012 году, ставший протеже Херби Хэнкока (Herbie Hancock) и выступающий на фестивале несколько лет подряд - сначала в составе гала-концертов, а теперь и с сольной программой.

Мэтры

Программу фестиваля открыл Джон Кейл (John Cale) в сопровождении струнного оркестра. Основатель The Velvet Underground впервые выступил в Монтре с программой, в которой рок, электроника и современная музыка были снабжены новыми, зачастую довольно тяжеловесными и пафосными, аранжировками. Впрочем, Кейл всегда питал пристрастие к большим формам: в возрасте 18 лет он вместе с Джоном Кейджем (John Cage) исполнял композицию Эрика Cати (Erik Satie) "Vexations". Концерт продолжался 18 часов. Кейл - невероятно плодовитый автор: он выпустил около двадцати альбомов и почти столько же саундтреков к фильму, в том числе - "American Psycho"; а также выпустил ключевые альбомы для The Stooges и Патти Cмит (Patti Smith) - в частности, знаменитый "Horses". Кейл все еще в отличной (хотя не вполне концертной) форме, и работает со всеми, начиная от La Monte Young и кончая Danger Mouse.

В Monreux Jazz Club хедлайнером вечера стал Паоло Конте (Paolo Conte), чей бархатный баритон в сопровождении небольшого камерного ансамбля звучит все так же пронизывающе и трепетно спустя годы. В 2016 году композитор записал полностью инструментальный альбом "Amazing Game", и в ходе концерта представил несколько вещей с него. Начиная с "Ratafia" и "Sotto le stelle del jazz" до "Via Con Me" - зал слушал, практически не дыша.

А в Jazz Lab оттягивались электронщики: дуэт Мозеса Самни (Moses Sumney) и виолончелиста Вальгира Сигурдссона (Valgeir Sigurđsson) разворачивал перед зрителем нежные картины северной природы и тревожные пейзажи неизвестных планет. Трепетные, медиативные, неуверенно дрожащие звуки, перемежаемые кусками радиотрансляций и диалогов из прошлого, создавали в зале невероятную космическую атмосферу. Потрясающую, хрупкую красоту их сета нарушил Нильс Фрамм (Nils Frahm) с его знаменитой "стеной синтезаторов".

На протяжении 2 недель фестиваль примет на своих площадках более 120 артистов и групп. Следите за нашими репортажами - обещаем делиться самым интересным и свежим!

29.06.2018, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)