МУЗЫКА  Я шведский бы выучил только за то...

Топ-9 групп, ради которых хочется учить язык, на котором они поют

Несмотря на почти безграничный доступ миллионов людей во всем мире к самой разной музыке, главным языком исполнения песен до сих пор считается английский. На первых строчках чартов и в различных подборках лучших альбомов последних лет встречаются в основном англоязычные релизы, а исключения вроде Rammstein или Sigur Rós лишь подтверждают правило.
Между тем, практически в каждой стране можно найти музыкантов, пишущих на родном языке песни такого высокого уровня, что исключительно ради них хочется выучить язык. Хотя бы для того, чтобы понимать, что именно ты бубнишь себе под нос, когда слушаешь любимую песню.

У себя на родине эти музыканты – суперзвезды, на концерты которых с удовольствием ездят счастливчики из других стран, каким-то чудом нашедшие их на просторах интернета.

Последние 2-3 года я изучаю поп-музыку на французском, шведском, турецком и других языках, и отобрал для вас несколько десятков групп, не познакомиться с творчеством которых было бы серьезным упущением. Для их описания я воспользуюсь схемой "1 группа -1 язык", плюс по одному имени в конце каждого пункта.
Все группы из списка - очень разные, но есть несколько качеств, характерных для большинства из них: умение делать запоминающиеся песни, отсутствие боязни видоизменять собственное звучание, а также серьезная фанатская база на родине. У некоторых из них есть свои истории, связанные с Россией, и я их непременно расскажу.

Сегодня на сцене - европейcкие артисты. Пора открывать для себя творчество соседей!


Glóð

Откуда: Фарерские острова, Торсхавн
На каком языке поют: на фарерском
В сети информации про Glóð (с фарерского - "Накаливание") совсем немного - по крайней мере, на английском. Группу организовали в 2009 году четверо молодых людей, которые хотели создавать великие песни, не похожие на то, что на тот момент звучало на Фарерских островах,- так говорит группа Glóð о себе в Facebook. Своей цели музыканты добились, выпустив в 2011 году энергичный альбом "Mítt Stríð Er Mítt Ríki" (произносится как " Муйхт струй э муйхт руйчх", переводится как "Моя война - моё богатство").

Из нашего списка Glóð,- увы, самые незаслуженно неизвестные. Незаслуженно - потому что качество их песен как по звучанию, так и по содержанию, соответствует уровню хедлайнера крупного европейского рок-фестиваля.
Выпустив один альбом, группа притихла, но не распалась. С тех пор примерно пару раз в год она подает голос в Facebook, но ничего особенного не говорит.

У вокалиста и гитариста Ханса Эдвара Андреасена Glóð были и другие проекты - поп-панк группа The Dreams (но она распалась), нечто под названием Swardi - они дали пару концертов и интервью, после чего тоже куда-то исчезли. Нам стало любопытно, что все-таки происходит с Glóð сейчас, и на вопрос Звуков откликнулся Ханс Андреасен:
- За последнюю пару лет мы были не слишком активны, потому что я сейчас живу в Дании, а остальные парни на Фарерах. Но где-то через год я вернусь на родину. И да, как группа мы все еще активны. В прошлом декабре мы выпустили сингл, совместный трек с Swangah - единственной рэп-группой на Фарерских островах. В августе 2017 года мы начнем писать песни для нового альбома, который, думаю, выпустим в конце 2018 или начале 2019-го.

Что послушать:
Собственно, других альбомов, кроме "Mítt Stríð Er Mítt Ríki", пока и нет, но и тут есть все, что вам нужно. На этом альбоме Glóð играют энергичный синтезаторно-гитарный рок с припевами, которые могли бы ставить на уши арены, а то и стадионы - если бы только основной костяк посетителей таких концертов во всем мире уделял больше внимания песням не на английском языке. Ну, или если бы сами Glóð были бы чуточку поамбициозней и больше сил вкладывали в собственное продвижение. В потенциальные поклонники Glóð можно записать любителей качественного рок-мейнстрима разной степени тяжести - от Nothing But Thieves и Muse до полуэлектронных Bring Me the Horizon.
Главным хитом, если можно так называть песню группы со 108 слушателям на last.fm, стала Ferðsludráp - кровожадная, агрессивная, но почти танцевальная история о маньяке за рулем автомобиля, сознательно ведущего его в пропасть. "Слушайте меня, Фарерские острова, сегодня я бог!", - поет Андреасен на припеве, после чего предлагает окрасить улицы города красным. Самое то для вечеринки в Хэллоуин!

Что еще послушать на фарерском:
Gestir - группа, проводящая мостик между потусторонним волшебством Sigur Rós и более "земным" гитарным инди-роком. Хотя земного у них куда меньше - всплывающие тут и там струнные телепортируют слушателя к ледникам, фьордам и холодному океанскому ветру.


Casper

Откуда: Германия, Берлин
На каком языке читает: немецкий
Cамый яркий немецкий рэпер современности, перевернувший представления о жанре - по крайней мере, для немецкой аудитории.
Настоящее имя Каспера - Беньямин Гриффи. Он родился в Германии, но уже через две недели папа-военный и мама увезли его в США. Там они жили в Августе, штат Джорджия, в весьма стесненных условиях в трейлерном парке. В какой-то момент мама развелась с папой и нашла себе кого-то еще, но у нового мужчины были серьезные проблемы с наркотиками, а большую часть своего свободного времени он проводил за решеткой.
Когда Беньямину исполнилось 11 лет, мама увезла его и сестру обратно в Германию. Детки при этом были уверены, что просто летят погостить к бабушке. Но как только их самолет приземлился в аэропорту Франкфурта, мама тут же переключилась на немецкий язык. Брат с сеcтрой были в шоке: до этого они всю жизнь говорили, писали, читали и думали только по-английски. Они не понимали ни слова.
В школе малыш Гиффи первое время объяснялся жестами, но быстро освоился. Ему с сестрой хватило 6 месяцев, чтобы выучить язык. Спустя несколько лет Беньямин, превратившись в Каспера, стал настоящим мастером работы со словом.

Он начинал с рэп-баттлов, потом основал еще с двумя MC группу Kinder des Zorns, ничем особенным не запомнившуюся и быстро распавшуюся, записывал микстейпы.

В 2008 году у Каспера вышел первый полноценный студийный альбом "Hin Zur Sonne" ("К солнцу"), широкой публикой оставшийся незамеченным. Зато после диска 2011 года XOXO (Эмодзи "kiss and hug") о Каспере заговорили как о главном новом рэпере страны.
Чтобы полностью посвятить себя работе над XOXO, Каспер бросил учебу и переехал в Берлин.

Стоило ли бросать учебу ради музыки? - Как оказалось, да. Альбом в первую же неделю продаж взлетел на вершину немецких чартов и скоро стал платиновым (в Германии это более 200 тысяч проданных копий).
Самому Гриффи, кстати, категорически не нравилось то, что происходило на немецкой рэп-сцене на тот момент. В одном из интервью он жаловался, что если американские рэперы напропалую читают о пушках и наркотиках, то немецкие - исключительно о собственной крутости."98,9% того, что у людей ассоциируется с рэпом - это просто куча мусора", - говорил он.
В Джорджии Каспер слушал кантри, в Германии пробовал себя в металкоре, в интервью упоминал Morrissey, в текстах - Брюса Спрингстина, Oasis и The Smiths. Чего от него можно ожидать как от рэпера? - Да всего, чего угодно.
В XOXO артист читал поверх инди-аранжировок, метался между Rammstein и Killers, хрипло вгрызался в слова (фирменная хрипотца - результат мимолетного увлечения экстремальным вокалом и последующего отказа от рекомендованной доктором операции) и касался тем настолько личных и настолько непривычных немецкому уху, что его даже прозвали эмо-рэпером.
Вот как он описывал примерную работу с музыкантами над одним из треков:
- Я, например, говорил им: это должно звучать как the xx, но в то же время как Explosions in the Sky и как Wolves In The Throne Room. Потом они расшифровывали то, что я имел в виду.
После этого у Каспера вышло еще два альбома - "Hinterland" (2013) и Lang Lebe Der Tod ("Да здравствует смерть", 2017). Выпуск последнего он постоянно переносил, не желая выставлять на суд публики недоработанный материал. В обоих случаях это все тот же легко узнаваемый Касперовский стиль - разница только в жанрах, которые он исследует вместе со своими музыкантами. На его последнем альбоме диапазон - от абсолютно дилановского фолк-рока до блэкгейза. На Hinterland у него есть фит с Томом Смитом из Editors, а на последнем альбоме в заглавном треке томно и зычно пропел несколько строчек Бликса Баргельд из Einstürzende Neubauten
Умение с первых же минут заручиться доверием слушателя, как будто это ваш кореш, роднят рэпера с Macklemore, умение делать рок из своего рэпа - с Noize MC, но в целом Каспер - явление, несомненно, уникальное, и дело тут не только в языке. После XOXO его называли новатором, критики радовались тому, что в Германии появился "умный хип-хоп", но на самом деле очень может быть, что "умнее", оригинальнее и музыкально подкованнее Каспера вы не найдете никого ни среди американцев, ни среди англичан, ни на российской сцене. При этом каспер не только отлично читает, но и неплохо поет: послушайте его кавер на "Don’t look back in Anger" Oasis.

Что послушать: в качестве отправной точки можно избрать любой альбом, начиная с XOXO. Хорошим вариантом будет вышедший осенью 2017 года "Lang Lebe Der Tod", к которому Каспер шел четыре года. Можно взять любые три песни и подивиться разнообразию подхода - например, хит "Keine Angst" с жутким (если досмотреть до конца) клипом и талантливым немецким инди-музыкантом-новичком Drangsal на припеве, вязкий индастриал-рок "Sirenen" и монументальную заключительную "Flackern, flimmern", которая на каком-то неожиданном этапе превращается в блэкгейз а-ля Deafheaven.

Что еще послушать на немецком:
Один из своих лучших треков (XOXO) Каспер записал с Тесом Ульманом - музыкальным журналистом, певцом и гитаристом, трогательно картавящим (даже по меркам немецкого языка) и записывающим вместе с группой Tomte и сольно высочайшего качества поп-рок в духе Travis с названиями песен типа "В мире нет ничего прекрасней, чем, напившись, слушать грустные песни". Стоит обратить внимание на альбом Tomte "Buchstaben über Der Stadt" (Буквы над городом), на первый сольник Ульмана (в котором, услуга за услугу, также засветился Каспер - в песне с прекрасным названием "Und Jay-Z singt uns ein lied" (И Джей Зи поет нам песню), а также найти на YouTube лайв песни XOXO с какого-то фестиваля, где Каспер и Тес задают такого панк-року, что даже жаль, что им не пришло в голову записать такую версию этой песни в студии.


Redd

Откуда: Турция, Стамбул
На каком языке поют: турецкий

То, что доктор прописал, чтобы заполнить паузу между утром с книгами Орхана Памука и вечером с фильмами Фатиха Акина. Трудно представить, что в эрдогановской Турции может быть такая современная как по звучанию, так и по взглядам на мир рок-группа. Братья-близнецы Доан и Гюнеш Дуру (Doğan & Güneş Duru) живут в государстве, мягко говоря, не светском, но при этом не боятся высказываться в защиту ЛГБТ, арестованных журналистов и снимать клипы о трансвеститах. Даже удивительно, что им до сих пор никто не ставил палки в колеса.
Дуру основали группу в 1996 году под другим названием вместе с братьями Берке и Ильке Хатиполу. В первые годы жизни они выступали под названием Ten и заработали славу одной из лучших кавер-групп Pink Floyd. C начала 00-х они переименовываются сначала в Red, потом в Redd и сосредотачиваются на собственном материале.

Музыкально и по антуражу Redd ассоциируются скорее с чем-то восточным, а не с западным, поэтому включение группы в этот список - в некотором роде читерство (у автора кончились гении из других стран). С другой стороны, географически в этой стране достаточно Европы, чтобы она претендовала на членство в Евросоюзе, так что де-юре мы перед вами чисты.

Чаще всего Redd - это восточные гармонии и вокальные приемы на фоне европейского гитарно-синтезаторного саунда. С первых же нот песен типа Prensesin Uykusuyum или Hala Ask Var Mi у вас возникнут такие же четкие отсылки к родине авторов, какие непременно появились бы при прослушивании Эмира Кустурицы.
И тем не менее, с годами у братьев Дуру все чаще получается находить баланс между Востоком и Западом - например, за счет освежения звучания с помощью популярных электронных фишек.

Братья Дуру по жизни успели позаниматься много чем, причем за пределами Redd их дорожки расходятся совсем в разные стороны.
Доан семь лет учился в консерватории Стамбульского университета, исполнял арии Пуччини в итальянской опере, мессы Моцарта в Испании. Еще писал музыку к фильмам, стал магистром искусствоведения, играл и пел в мюзикле.
Его брат Гюнеш пошел совсем по другому пути: он преуспел в археологии. Он не только активно участвовал (и продолжает участвовать) в раскопках, но и систематизировал различные теоретические аспекты этой деятельностью, что вылилось в публикацию книги "Археология: Зачем? Как? Ради чего?". Кроме того, он пишет статьи на различные темы - от спорта до политики.
Сейчас в группе остались только они и барабанщик: братья Хатиполу со скандалом ушли в 2014 году, обвинив Дуру в творческой диктатуре. Но Redd на этом деятельность не прекратили: в 2016 году вышел их альбом Mükemmel Boşluk, куда более электронный, чем все, что было до этого.

Одна из ключевых особенностей песен Redd - запредельный драматизм, которого от привычных инди-коллективов как-то не ждешь: каждая песня словно ломает что-то внутри Доана, автора большинства текстов. Хотя сами братья признают, что ирония им не чужда. Может, при более глубоком погружении текст она всплывает на поверхность.

Что послушать: ранние альбомы у Redd популярнее поздних, но на двух последних на данный момент релизах - более гитарном "Hayat Kaçık Bir Uykudur" ("Жизнь – безумный сон") 2012 года и электронном "Mükemmel Boşluk" ("Идеальное место") 2016-го - группа звучит интереснее.

В 2013 году Redd приезжали в Санкт-Петербург, где выступили в клубе "Зал Ожидания". Как рассказала нам Виктория Яковина, имевшая отношение к организации этого концерта, это была инициатива девушки из паблика Turkish Rock. "На концерте присутствовало около 100 человек, - говорит Виктория. - "К моменту приезда группы в Стамбуле только-только прошли протесты, и ребята из Redd были активными их участниками.
С популярностью Redd в Турции всё не очень легко, так как они не в милости у местных СМИ, они постоянно всё критикуют. Плюс у Redd для местного слушателя песни немного депрессноваты, и сами музыканты любят погрустить, а это многими не переваривается."

Что еще послушать на турецком:
К сожалению, ничего другого настолько же впечатляющего, как Redd, автору пока не попадалось, но при желании много чего интересного можно найти на Turkish Rock.


Nephew

Откуда: Орхус, Дания
На каком языке поют: датский (иногда - английский)
Достаточно экстравагантная, но в этом своем сумасбродстве удивительно талантливая синти-рок группа с харизматичным и голосистым вокалистом Симоном Кваммом (Simon Kvamm) во главе. На родине они невероятно популярны: например, на недавно объявленные концерты билеты были проданы практически сразу.
Группа образовалась в 1996 году в городе Орхус, первый альбом выпустила в 2000 году, и он совсем не похож на то, с чем позже Nephew начнут собирать многотысячные толпы на свои концерты. Почти все тексты в нем на английском, а тег "альтернативный рок" подходит пока куда больше, чем "синти-поп".
Удивительно, но уже после первого альбома группа планировала разойтись. К счастью, во время прощального концерта в Берлине музыканты поняли, что прекращать не хотят.
Второй альбом USADSB (USA - США, DSB - Датские железные дороги) вышел в 2004 году. Для Nephew он стал настоящим прорывом, и такие песни, как Superliga, Movie Klip и En Wannabe Darth Vader, остаются визитными карточками группы. На премии Danish Music Awards 2005 (датском аналоге "Грэмми") они получили, кажется, все возможные награды - как лучшая танцевальная группа, за лучший альбом, за лучший танцевальный хит года (Movie Klip), за лучший рок-релиз года и за лучшее танцевальное видео года (Superliga).

Название альбома отражает избранную группой тенденцию к двуязычную - английский в текстах тесно переплетается с датским.
Не последнюю роль в том, что USADSB стал таким популярным, сыграла успешная актерская карьера Квамма - он снялся в датском комедийном шоу Drengene fra Angora, в котором он сыграл несколько ролей – например, гея-велосипедиста нелепыми усиками и синими волосами.
Третий альбом Nephew под названием Interkom Kom Ind (букв. Интерком включился), выпущенный в 2006 году, стартовал с первого места в датском чарте и в итоге стал трижды платиновым. Следующие два альбома DanmarkDenmark (“Дания” на датском и на английском) и Hjertestarter ("Дефибриллятор") были встречены, может быть, чуть менее тепло, однако тоже дебютировали на высоких местах в чартах и отлично продавались. В 2013 году группа взяла паузу, в которую Квамм занимался своей группой De Eneste To (тоже фантастически популярной в Дании) и сольными проектами.

Осенью 2017 года Nephew объявили о триумфальном возвращении, взяли к себе в компанию новую участницу, музыканта и продюсера Мари Хелунд (Marie Højlund ), а в 2018 году стали выпускать новые песни, планируя отмечать новой порцией треков каждое время года.

Nephew - это в первую очередь группа единомышленников, которые горят собственной музыкой, и все-таки за Кваммом наблюдать интереснее всего. В детстве он долго и упорно учился играть на пианино, в отрочестве катался с дружками на мопедах (и скрывал от них свою любовь к музыке), параллельно активно занимался футболом, в юношестве поиграл в группе на ударных, попел гранж, поработал почтальоном и отправиться с возлюбленной в Америку, после чего вернулся и поступил в университет на курс музыковедения. Собственно, на этом курсе будущие участники Nephew и встретились.
В своих сольных шоу, напоминающие одновременно стэнд-ап и то, что принято называть термином “творческий вечер”, Квамм много рассказывал о разных моментах из детства и юности - например, о том, как они с братом отмеряли время, чтобы мюсли в молоке не были слишком сухими, но и слишком размякшими тоже не были. Иногда непонятно, всерьез он это или все только что придумал, в глазах у этого парня вечно какая-то шальная искорка.

Лирика группы тоже своеобразна. Образы цепляются один за другой и кажутся чужеродными как вместе, так и по отдельности, но это почему-то работает. В треке Va Fangool Квамм находит общий знаменатель между собой, Тони Сопрано и Мартином Гором, а потом посылает всех по-итальянски в жопу. В треке Mexico ligger i Spanien есть, например, вот такой пассаж: “Тексако (сеть автозаправок) находится на подьеме, из-за их цен мой (банковский) счет не сведет концы с концами. Вестербро (район Копенгагена) распластано горизонтально, так что все блюют вниз вертикально (перевод взял из паблика Nephew в ВК)”. В тексте также фигурируют Люксембург, Италия, Испания, собственно, Мексика, а также Бэтмен и Вавилон. А в припеве Квамм предлагает нам пойти с ним, потому что готов изучить наш образ жизни и показать нам настоящий мир.
Еще Квамм вовсю использует неймдроппинг - в разные годы он упоминал Майкла Стайпа, Дарта Вейдера, Дона Дрейпера, Джеймса Бонда, Friday I'm in Love, Radiohead, Arcade Fire, датского премьер-министра, Бритни Спирс, Курта Кобейна, Уэсли Снайпса - и это, кажется, еще не все. Со многими песнями Nephew непонятно, писались ли они пять минут или пять недель, и тем удивительней, что, несмотря на такую замысловатую (или расхлябанную, если хотите) лирику они стали в Скандинавии настоящими хитами.

"Nephew всегда были известны своим творческим подходом, и мы становимся все лучше и лучше в нашем умении воспринимать вещи, которые кажутся незначительными на бумаге и впоследствии делать их значимыми. Вот что лежит в основе того, что наши заковыристые тексты распевают 10 тысяч человек вместе с нами", - говорил в одном из интервью клавишник группы Рене.

В 2008 году, на пике популярности, Nephew заехали в Москву и выступили в клубе Ikra. Инна Хитрова, одна из посетительниц этого концерта и админ паблика Nephew в ВК, рассказывает:
- Я помню точно, что у нас на концерте звучали даже песни со Swimming Time, такие как We Don't Need You Here - этот номер Симон начал со слов "а эту песню я буду петь с руками в карманах". Так в основном там был любимый Interkom.
Заполненность зала была где-то процентов на 70%, мне кажется, но это не точно. А сами музыканты, мне кажется, были вполне довольны, несмотря на то, что мы, по сравнению с тем же Roskilde, были раз в 10 более камерными, но от этого ощущения даже как-то концентрированней были. Насколько я знаю, они потом даже хотели вернуться, по словам оргов, которые их привозили, просили собирать информацию, какой-то опрос о том, сколько людей готовы пойти, но в итоге все заглохло.

Другой админ паблика Nephew, любительница всего датского Марьяна Омельченко несколько лет назад встретилась с Кваммом лично. Каков этот странный парень в жизни? Марьяна рассказала нам:
- В жизни Квамм является полной противоположностью сценического Квамма. Если на сцене это энергичный обаятельный живчик, то в жизни он как будто выключает все эти функции и включает режим энергосбережения. Он становится слушателем, - правда, из тех, по которому не сразу понятно, слушает ли он тебя или голоса в своей голове. Ему правда было интересно узнать, что в России у его групп есть фан-база, и что мы вовсю переводим его песни. Квамм в жизни кажется действительно неприступным и слегка высокомерным, но эта такая нехилая защита от внешнего мира, которая, оказывается, хорошо работает. Он собран и говорит мало, но по делу. Сейчас уже и не могу вспомнить, но, кажется, он совсем и не улыбался. А мы не раз потом пожалели, что не привезли никаких подарков – мы не знали, что нам повезёт встретиться с музыкантами в тот день.

Что еще послушать на датском:
В сингле Gå Med Dig Симону Квамму подпела удивительная датская исполнительница Мари Кей (Marie Key). Клип на эту песню примечателен страстным поцелуем Квамма и Мари, которая вообще-то предпочитает девушек, а сама она делает удивительно чувственную и оголенную поп-музыку. Такую музыку в России наверняка признали бы неформатной, а в Дании все три ее альбома достигли платинового статуса. Особенно в восторге от нее, конечно, датские девочки, для них эта совершенно не похожая на поп-звезду женщина стала иконой того, как нужно. При этом никакого гонора, никакой нарочитой эротизации чувств, никакой эксплуатации образа. Только боль и очарование.


Myslovitz

Откуда: Польша, Мисловице
На каком языке поют: польский
Живые легенды польского рока - и мертвые одновременно. После первых нескольких прослушиваний их хочется сравнить с Brainstorm или Океаном Ельзи, и временами эти сравнения оправданы. Однако Myslovitz начинали с припанкованного колледж-рока, в период выхода своих главных в контексте прорыва в высшую лигу альбомов играли высококлассный поп-рок, успешно экспериментируя с динамикой и стравливая одну отличную мелодию с другой, а в поздний период позволяли себе заходы то в арт-рок, то в довольно неожиданную и витиеватую гитарную жесть.
Некоторые журналисты называли Myslovitz "польскими Radiohead", однако при всей меланхоличности большинства их песен эти поляки играют более теплую, более милостивую к слушателям музыку.

Группу собрал в 1992 году Артур Ройек, впоследствии ставший одной из самых важных шишек в польских музыкальных кругах, и не только из-за Myslovitz. Играть он ни на чем толком не умел, зато энтузиазма было выше крыши. Своими музыкальными ориентирами он избрал такие британские группы, как Stone Roses, Ride и My Bloody Valentine - и разумеется, в итоге стал делать совсем другую музыку.

Сначала проект носил название The Freshmen, в честь почти одноименного фильма с Марлоном Брандо и Мэттью Бродериком в главных ролях. Три года спустя группа решает сменить имя и назваться в честь Мысловице - депрессивного шахтерского городка, расположенного на юге между Катовице и Краковом, в котором проживали Ройек и другие музыканты. Вот только писаться и произноситься название будет так, словно это немецкое слово - Myslovitz.
Для работы над дебютным альбомом группа завербовала продюсера Joy Division и New Order Иэна Харриса, и с его помощью очень удачно вписалась в набирающую обороты брит-поп-истерию. Критики немедленно окрестили первый альбом Myslovitz "дебютом года".

С каждым новым альбомом дела у поляков шли все выше в гору, группа совершенствовала свое звучание, усложняя аранжировки и мелодии. На вершину успеха их закинул четвертый альбом "Miłość W Czasach Popkultury" (Любовь во времена поп-культуры), вышедший в 1999 году. Альбом стал дважды платиновым, а сингл Długość dźwięku samotności до сих пор считается визитной карточкой Myslovitz.

Пятый альбом "Korova Milky Bar" (тоже платина, но после Miłość w czasach popkultury с продажами у группы вообще все очень хорошо стало) выходит в двух версиях - на польском и на английском (во вторую вошли также главные хиты с предыдущего альбома). После этого Myslovitz стали делать большие перерывы между новыми студийными работами (сборник ауттейков и студийных импровизаций не считается). У многих это означает кризис, но вышедший в 2006 году Happiness is Easy (назван в честь первой песни с альбома The Colour of Spring группы Talk Talk) оказался едва ли не лучшим альбомом поляков.
Еще через 5 лет выходит чуть менее яркий и более претенциозный "Nieważne Jak Wysoko Jesteśmy" ("Не важно, насколько мы высоко"), который оказывается последней работой Myslovitz c Ройеком на вокале.
В 2012 году основатель, голос, лицо и ритм-гитара одной из самых популярных групп Польши уходит из группы, любезно предоставив своим музыкантам возможность продолжать без него под тем же именем. Вроде бы никакого скандала не было, просто Артур к тому времени уже совсем другими вещами увлекался: диджеил, стремился к более замысловатой музыке, делал собственный фестиваль. Еще в 2006 году он провел в Мысловице первый Off Festival, который с каждым годом становился все крупнее и в итоге переехал в Катовице. Фестиваль европейского уровня: несколько хедлайнеров с мировым именем (в 2017, например, туда приезжали PJ Harvey, Feist, Swans) и огромное количество местных талантов.

Как и многие другие успешные творцы, умудряющиеся превращать каждый свой день в фейерверк из разных дел и свершений, Роек за свою жизнь успел многое. Он был чемпионом страны по плаванию среди юниоров, работал физруком в начальной школе, позже вел передачу про музыку на радио и вел колонку про поп-рок для одной из польских газет. В начальной школе хотел стать подводным археологом, и чего уж там, у Артура хватило бы прыти на то, чтобы им стать - если бы успешная музыкальная карьера.

В 2014 году Ройек выпустил очень неплохо продававшийся сольник Składam się z ciągłych powtórzeń (Состою из сплошных повторов), на котором, вопреки названию, максимально отдалился от звучания Myslovitz в любой их период, смело шагнув в сторону арт-попа, экспериментов с электроникой и необычными аранжировками.
На своих нечастых сольных концертах он продолжает радовать поклонников парой песен своего главного проекта, в том числе и той самой Długość dźwięku samotności, которую зрители, конечно же, поют хором.
Myslovitz после ухода Ройека решили все-таки не ставить на проекте крест, нашли нового вокалиста с похожим голосом (вернее, что-то среднее между Ройеком и Вакарчуком из Океана Ельзи) и выпустили в 2013 году новый альбом 1.577 - крепкую гитарную пластинку, начисто лишенную харизмы, как фильмы про Бонда с Пирсом Броснаном в главной роли.
Тексты песен, которые пишет Роек, чаще всего на грани нервного срыва, хотя порой это успешно маскируется за довольно спокойными мелодическими линиями (проораться он позволил себе только на сольнике, что даже странно, учитывая, что именно Myslovitz часто буквально топили голос в гитарных партиях). Роек поет об усталости, депрессии, невозможности спасти мир, проблемах с принятием себя, о желании поработить и уничтожить ненависть, о тоске по той странице книги, на которой мы вместе и все хорошо, о любви как наиболее предпочтительном способе смерти, о похождениях польских гоповатых "хлопцев" на грязных городских улицах. Причем многие строчки давно легко улавливаются в текстах без перевода – все-таки родственные языки. Myslovitz не раз становились лауреатами главной польской премии Frederyks, турили с Игги Попом, Simple Minds, Skin, писали саундтреки к фильмам.
А еще у них есть бразильский (!) фанат, который как-то раз случайно увидел несколько секунд их выступления, влюбился в их музыку и создал фан-клуб Myslovitz Brazil. На самом деле бразильцев там не так много, это просто удобная площадка для общения непольских фанатов группы. Кстати, в итоге этот парень переехал Польшу, в которой, по его словам, “впервые почувствовал себя дома”.

Что послушать: альбом Miłość w czasach popkultury с несколькими главными хитами группы - в некотором смысле пик творческой энергии Myslovitz, хотя последующие две пластинки, в общем-то, ничем не хуже.

Что еще послушать на польском:
Вы с легкостью можете найти несколько интересных имен, поизучав, например, лайнап Off Festival - фестиваля, который организует Артур Ройек. Дать возможность выступить интересным и необычным польским музыкантам - одна из главных целей, которую экс-вокалист Myslovitz ставит перед каждым новым фестом. А вообще, Польша - страна кабаре и поп-панка, обратите внимание на Elektryczne Gitary, Pidżama Porno и happysad.


Kent

Откуда: Эскильстуна, Швеция
На каком языке поют: шведский

Самая главная группа мира из тех, что поют на шведском языке. В Скандинавии kent популярны настолько, что перед прощальным концертом в Стокгольме одна из крупнейших шведских газет Aftonbladet выпустила журнал, посвященный только им, а фанаты устроили в их честь полноценное шествие до арены Tele2, рядом с которой установили алтарь с крестом.
Их песня "Utan Dina Andetag" постоянно звучит на шведских свадьбах (кстати, это единственная их песня, которую можно спеть в Москве в караоке), а диски с их альбомами можно найти дома у всех, даже у прожженных металистов. Временами их сравнивали с a-ha или Radiohead, но они далеко не так просты, как первые, и не вызывают такого отчуждения и холода, как вторые. Да и с мелодиями у kent все гораздо лучше.

- Мы, черт возьми, должны быть стать самой главной группой Швеции, - вспоминал начало пути kent вокалист и главный автор песен группы Йоаким "Йокке" Берг (Jokke Berg) в 1998 году. - Мы должны были стать группой, на которую все равняются.
У них это получилось, причем сравнительно быстро: понадобилось где-то три-четыре года интенсивной работы, постоянных репетиций и многих плохих, так и не доведенных до ума песен.

История kent начинается в 1990 году в городе Эскильстуна (112 километров от Стокгольма) с проекта Jones & Giftet. Основной костяк группы - вокалист и гитарист Йокке, гитарист Сами Сирвио, барабанщик Маркус Мустонен и басист Мартин Скольд - не менялся вплоть до распада в 2016 году.
В 1992 году будущие рок-звезды берут новое название - красивое Havsänglar ("Морские ангелы"), и нет бы оставить все как есть, но не тут-то было: в 1993 году, перебравшись в Стокгольм, группа по предложению брата Йокке, Адама Берга, выбирает название kent, с которым и становится известной на всю Скандинавию. Теперь никто не узнает, что вы носите мерч своей любимой шведской группы: вместо этого все будут думать, мол, "что это за кент идет".
В 1994 году kent подписали контракт с RCA/BMG и в записали свой первый одноименный альбом. Он не сделал группу известной на всю страну, зато собрал неплохую прессу и принес группе первую местную "Грэмми" в категории "лучшая группа".
Начиная со второго альбома - Verkligen (Действительно) - все студийные релизы kent становятся платиновыми (кроме последнего). Песней, спровоцировавшей такое развитие событий, стала Kräm (Så nära får ingen gå) - короткая энергичная ода оральному сексу, возможно, самая панковская по звучанию песня kent, от которой в какой-то момент они страшно устанут и откажутся. Тех же, для кого этот сингл оказался недостаточно убедительным, точно покорила песня Om Du Var Här с третьего альбома Isola, будто бы созданная по канонам зародившейся все в той же Швеции "фабрики хитов": спокойный куплет под простой, но многофункциональный гитарный рифф и истеричный громкий припев на пределе вокальных возможностей Берга (на тот момент). К третьему альбому группа уже добилась в Скандинавии того, чего многим не удается и за пару десятков лет, и предпринимает попытку покорить США после того, как американский диджей Джин Бакстер во время отпуска в Исландии натыкается на If You Were Here - англоязычную версию песни Om Du Var Här.

Группа переводит 2 своих альбома на английский язык, однако после этого шведы смиряются с тем, что в Штатах им группой номер один не стать, и больше не пытаются ориентироваться на американский рынок, равно как и петь на английском. В 2001 году выходит "Vapen & Ammunition" (Оружие и амуниция) - главный альбом kent как по продажам, так и по концентрации хитов на плейлист.
С таких песен, как "Dom Andra" (первый сингл kent, добравшийся до первого места шведского чарта и прочно там закрепившийся) "Socker" или "Kärleken Väntar" имеет смысл начинать знакомиться с творчеством группы. На последнюю, кстати, позже сделал англоязычный кавер куда более известный в мире мэтр скандинавской сцены Мортен Харкет из a-ha.
В целом в 00-е группа все чаще делает перерывы: участники kent отдыхают от альбомов, от гастролей, от поклонников (“Я ненавижу, когда меня узнают”, - говорил Берг), друг от друга. В 2003 году, например, они дали всего один большой сольный концерт, зато какой: на билетах было сказано, что существует определенный дресс-код - все должны явиться в белом. И подавляющее большинство поклонников прислушались. В распоряжении группы очень много внушительных кадров с этого шоу, и до сих пор непонятно, что тогда помешало группе, на концертах которой фанаты рыдают от переизбытка эмоций, оформить отснятые кадры в официальный DVD. Сами музыканты, впрочем, особых чувств по поводу того легендарного для многих вечера никогда не испытывали ("это была пытка", "было ужасно" и прочие комментарии такого плана).

В 2005 году выходит еще один классический альбом - Du & jag döden (Ты и я смерть), горячо любимый как фанатами, так и самой группой, посчитавшей предыдущий альбом перепродюсированным. Именно на этой пластинке можно услышать песню Mannen i den vitten hatten, которой kent с тех пор закрывали каждый свой концерт вплоть до последнего тура. "Все мы когда-нибудь умрем" - этими строчками, спетыми многотысячным хором, группа ставила точку.

В процессе работы над следующим полноформатником kent уволили второго гитариста Харри и официально так и остались четверкой, обходясь помощью сессионных музыкантов. На протяжении еще двух альбомов они позволяли себе смелые эксперименты с электронным звучанием, но в 2010 году остановили свой выбор на теплом, похожим на топленое молоко синти-роке и были более-менее верны ему до самого конца.

После распада группы в декабре 2016 года на канале SVT вышел биографический фильм Vi är inte längre där (Нас больше там нет), и в нем друзья группы и простые поклонники рассказывают, насколько сильно в душу им западали тексты Йоакима Берга. Многогранность его образов, сложность метафор и тотальное нежелание объяснять, что на самом деле он имел в виду, выделяют вокалиста kent на фоне "простых смертных" из других групп.

- Никто еще никогда не снабжал нас шведскими текстами такого качества, - говорит в "Vi är inte längre där" режиссер Йохан Ренк, делавший клипы для Боуи, New Order, Робби Уильямса.- Своими непростыми строчками Берг словно обращается к каждому из поклонников и говорит за него то, что он или она сами сказать не могли - просто не нашли бы слов.

Берг поет о насилии и внутренней черноте, о любви как болезни, о беспросветном одиночестве, о тоске по прошлому, о чем-то своем, которое непременно оказывается всеобщим.
"Ты был призраком отца в такси, вцепившимся мне в волосы" (Elefanter); "Секс, музыка и насилие - это самое прекрасное что со мной случалось" (Socker), "Вот цена, которую мы платим за то, чтобы считаться элитой - мы становимся такими же, как все" (Dom Andra), "И ты лишь пар, лишь след облака во сне, в котором мы сбегаем к чему-то новому" (Du är ånga) - в образах Йокке можно увидеть, например, историю собственных взаимоотношений с кем-то близким, или прочувствовать фальш собственных романтических установок, или подумать о том, как мучительные страдания делали из нас людей.

Иногда Йокке вдруг веселеет и пишет простые песни если уж не о счастье, то хотя бы о предчувствии оного (Skisser for Sommaren, например). Еще один отход от канонов - песня La Belle Epoque, в которой он с горечью перечисляет все самые серьезные проблемы современной Швеции ("Я - ксенофобская политика, я - статистика самоубийств, я - рогипнол в сельской местности, я - ревность и алкоголь, я - бойня на школьном дворе").
Вероятно, самая красивая и одна из самых известных песен в дискографии kent называется 747, и на концертах тысячи людей качают руками под текст об авиакатастрофе: "и когда начнется паника, ты повернешься ко мне и прошепчешь: ты стоишь того, чтобы за тебя умереть. Но против резины, стекла и металла чудо совершенно ничего не значит".

В России есть люди, которые, узнав о финальных концертах kent, тут же бросились покупать билеты, не думая об отсутствии денег, визах или чем-то таком, и я был среди них. Меня интересовали причем два концерта: самый доступный и самый последний: Хельсинки и Стокгольм. Билеты достались мне чудом: через час все билеты были проданы, и только одному из моей компании удалось дойти до стадии покупки. Этот человек и купил билеты на всех нас. Билеты разошлись так быстро, что kent пришлось тут же объявлять сначала по одному, а потом - по два дополнительных концерта в крупных городах.
Последний свой тур они превратили в масштабное действо, которое шведская пресса неспроста сравнивала с концертами U2: гигантские экраны, море звука и света, а также палатки, в которых хардкорные фанаты ночевали у концертных арен.
Концерт в Хельсинки был поспокойнее и попроще, чем финал в Стокгольме, но слезы лились рекой в обоих случаях. Плакали все: и юные девочки-школьницы, и взрослые дяди-бизнесмены, и семейные пары, слушавшие kent еще тогда, когда я ходил в первый класс, и степные волки-одиночки. Участники kent на самом последнем концерте тоже с трудом держали себя в руках.
На последний концерт приехали люди со всего мира: из России нас было минимум пятеро, а если верить комментариям под видео, на шоу присутствовали даже мексиканцы. А на первом стокгольмском концерте из трех полным составом побывали другие герои этой статьи - датчане Nephew.
Концерт получился неидеальным, но зашкаливающим по эмоциональному накалу, особенно в финале, когда на песне Den sista sången на экране появляется девочка во главе группы напуганных, недоверчивых детей, которые смотрят на зрителей глазами новорожденных щенят. Сначала они осторожно приближаются к нам, как бы присматриваясь, а потом разворачиваются и уходят - потому что этот взрослый и страшный мир не для них. И, наверное, не для тех 40 тысяч человек, которые присутствовали в зале.
После такой концовки очень долго приходишь в себя, проходишь через несколько стадий и в итоге принимаешь тот факт, что что-то очень важное осталось в прошлом, и не факт, что есть что-то, что сможет прийти на замену. Когда такие ощущения возникают после, казалось бы, обычного (пусть и последнего в истории группы) рок-концерта, начинаешь понимать, какие вещи на самом деле стоит считать важными и насколько просто познать всю глубину жизни, пусть и только на короткий промежуток времени.
kent - это группа, из-за которой я и затеял этот материал в первую очередь. В моей жизни это самый яркий пример того, как музыка и тексты могут влиять на образ мышления и восприятие окружающего мира. До сих пор обидно, что за пределами Скандинавии о них знает в сотни раз меньше людей, чем они этого заслуживают.

Что послушать: лучший альбом для первого знакомства - "Vapen & Ammunition". Он состоит из хитов процентов на 80, среди них я особо выделяю Dom Andra (если хотите для начала послушать одну-единственную песню, выберите ее), Kärleken väntar и FF.

Что еще послушать на шведском:
Säkert! - популярный проект шведской певицы, журналистки и психолога Аннике Нурлин, идеально подойдет для любителей мелодичного инди-попа с неглупыми текстами и привязчивыми припевами.


Indochine

Откуда: Франция, Париж
На каком языке поют: на французском
"Современная французская группа, которая строит мосты между различными стилями и которая, я надеюсь, понравится и фанатам Depeche Mode, и фанатам New Order, и фанатам Coldplay", - так описывал Indochine лидер группы и единственный ее бессменный участник Николя Сиркис ( Nicola Sirki).

Перед нами снова легенды, - причем, с самым большим из этого списка стажем: они образовались аж в 1981 году.
На то, чтобы стать всеобщими любимцами во Франции, у Indochine хватило парочки лет - после выступления на разогреве у Depeche Mode и турне с Taxi Girl на их концертах царят аншлаги, а дебютный альбом очень быстро стал дважды золотым. С начала их пути хочется сразу скакнуть в переломный 2002, когда группа обновила состав и заиграла совсем по-другому. Но некоторые моменты биографии группы слишком интересны, чтобы их пропустить.

80-е прошли для Indochine в режиме почти беспрерывного движения вверх - альбомы продавались отлично (даже, представьте себе, в Перу!), на концерты приходили толпы, причем не только во Франции. 90-е же, наоборот, были сплошным падением вниз (во французской Википедии этот этап в жизни группы описан красивым сочетанием Лез Аннэ Нуар (темные годы): бал правят гранж и техно, а Indochine, с точки зрения критиков, устарели. Кроме того, группа лишается своих основных участников. Сначала ее покидает саксофонист и клавишник Димитри Бодянски, стоявший у истоков группы вместе с Сиркисом, потом гитарист Доминик Николас, а к конце десятилетия умирает брат-близнец Николя Стефан, игравший в группе с 1982 года. Перед смертью он завещал Indochine не распадаться.

В 2002 году группа выпускает альбом "Paradize" и, по сути, получает второе рождение. Новый звук привлекает еще больше людей - им удалось продать более миллиона копий этого альбома.
Если в 80-е Indochine играли нью-вейв и совсем не терялись на фоне Duran Duran и Tears for Fears, то на Paradize нас ждал "новый нью-вейв": заветы Depeche Mode и New Order были группой переосмыслены и в какой-то степени придуманы заново. Последующие 3 альбома группа купается в новом звучании, в его плотности и воздушности, и незнающему человеку трудно поверить в то, что это старожилы, а не прочно закрепившиеся новички.

Последнее десятилетие Indochine примечательно рядом коллабораций - например, на альбоме Alice & June в песне Pink Water 3 спел Брайан Молко (Brian Molko), которого Сиркис называет своим давним другом и даже учит особенностям произношения.
Еще один важный союз - с французским режиссером Ксавье Доланом, который в 2013 году снял для Indochine жестокий, в своем стиле, клип на песню College Boy. Клип вызвал бурную реакцию из-за сцен жестокости, и те из вас, кто знаком с творчеством этого режиссера, наверняка понимает, чем у него может закончиться история об издевательствах над мальчиком в школе. Кстати, не в последнюю очередь благодаря Долану в России группа довольно известна: судя по отзывам на Кинопоиске, большинство зрителей смотрела видео именно из-за него.

Одна из ключевых песен поздних Indochine - Le fond de l'air est rouge с Black City Parade, названная в честь одноименного фильма 1977 года ("Цвет воздуха - красный)". Если вы хотели бы понять, что такое Indochine, по одной песне, начните даже не с Paradize, а именно с нее. Возможно, вы даже поверите в созидательную, а не разрушительную природу революции. Под посвященный студенческим восстаниям трек хочется одухотворенно вышагивать вперед, держась за руки, романтизировать митинги и верить в перемены к лучшему.
В 2014 году группа выступала на стадионе Stade de France перед 80 тысячами человек, и глядя на то, как взъерошенный и самоуверенный, очень молодой на вид Сиркис скачет по сцене под самый первый хит группы - тот самый L'aventurier, становится понятно: возраст действительно ничего не значит.
Осенью 2017 года у Indochine вышел новый альбом "13". Сейчас группа вовсю турит (причем на почти все ближайшие концерты объявлены солдауты), не планируя сбавлять темпа всё лето.

Что послушать: можно смело брать любой альбом, начиная с Paradize и далее, но, конечно, лучше начать с него самого. За почти 75 минут альбома вас ждет многое: от дерганного электро-рока Marilyn и дискотечной Mao Boy до J'ai demandé à la lune, хита не менее народного во Франции, чем "Что такое осень" в России.

Что еще послушать на французском:
Недавно между Россией и Францией случился весьма необычный культурный обмен - свои усилия объединили французские индастриал-рокеры Sidilarsen и группа Северный Флот, также известная как Король и Шут без Горшка. Сначала россияне разогревали французов во время их турне по Франции, затем наоборот. Так малоизвестные за пределами родины индустриальщики попали в Ярославль, Рязань и еще несколько городов. И, кажется, обе стороны остались довольно и даже подружились. Если по музыке гитарно-электронное рубилово Sidilarsen и не блещет оригинальностью, то французский язык творит чудеса: слушая, например, "Une nuit pour sept jours" 2008 года, порой ощущаешь себя в атмосфере фильма "Ненависть" Матье Кассовица - только в антураже недалекого будущего.


Hladno Pivo

Откуда: Хорватия, Загреб
На каком языке поют: хорватский

Единственные панки в нашем списке, хорватские леваки, придумавшие лучшее название для группы на свете. Поделюсь историей о том, как я нашел эту группу, она забавная. Дело было во время матча "Хорватия-Португалия" на последнем Чемпионата Европы по футболу. В перерыве мы стали думать о том, а что мы, собственно знаем о хорватской музыке. И моя подруга откуда-то вспомнила это название - Hladno Pivo. Мы решили тут же найти какие-нибудь их песни или клипы, просто чтобы поржать. А обнаружили залихватский поп-панк с фолк-элементами, без которых балканская музыка, кажется, вообще не обходится. Во время второго тайма мы уже выучили наизусть припев песни Superman. Хорваты в итоге проиграли. Жалко. А я взялся за более основательное изучение творчества группы и с удивление понял, насколько пустым был бы мой мир без этих подонков.

Hladno Pivo образовались в Загребе в 1988 году. В Хорватии их популярность зашкаливает: так, в 2008-м году концерт, приуроченный к 20-летию группы, посетили 20 тысяч человек. В одном ролике для германского телевидения ведущая сравнила их в масштабе Хорватии с Die Toten Hosen в масштабе Германии - про последних то вы уж точно слышали.
Связь с Германией, кстати, не случайна - вокалист Миле Кекин провел детство именно там. А свой первый клип на песню Buba švabe в 1992 году (еще до выхода первого альбома) группа сняла на 200 немецких марок.

Найти о них что-то существенное на не хорватском - задачка не из легких. Есть уже интервью, в котором Миле на немецком рассказывает о коррупции в Хорватии, о том, каково ему было переехать в Загреб в 13 лет, а также о том, как власти в его стране пытаются все ее проблемы свалить на представителей сексуальных меньшинств.
Самый просматриваемый клип (и самая прослушиваемая песня группы на Last.FM) - панк-молотилка Nije Sve Tako Sivo ("Не все такое серое") - о том, что, когда тебя бросает девушка, не все так плохо, если есть, с кем выпить пива.

Слушая Hladno Pivo, невольно ассоциируешь их музыку с социальной сатирой и протестом, однако романтики у них куда больше, чем кажется на первый слух. Романтики и ностальгии. В песне Superman Миле вспоминает старую любовную историю и поет о своем желании спустя столько времени остаться в глазах той девушки таким же, каким он был тогда. В "Planeta" все еще милее и проще: он пытается допытаться у возлюбленной, с какой она планеты и можно ли ему туда отправиться на ее космическом корабле. В клипе на песню Firma, лучший трек с последнего на данный момент студийного альбома группы "Dani zatvorenih vrata" ("Дни закрытых дверей"), группа выступает на территории заброшенного завода, а в кадре появляются настоящие сотрудники закрытых предприятий, лишившихся своих рабочих мест после приватизации. То есть в стороне от социально-экономических проблем родных краев Hladno Pivo все-таки не остаются. В этом плане они кажутся куда более жизнеспособными "леваками", чем группа Brutto, цитирующая несуществующие высказывания Че Гевары и прославляющая гири. Хотя, пожалуй, на одном концерте с Ляписом Трубецким лучшего периода они бы смотрелись вполне органично. Может, кто-нибудь еще успеет организовать такое событие.

Из сухих фактов про Hladno Pivo - с десяток премий Porin (что-то вроде хорватского "Грэмми"), в том числе за остроумную обложку последнего альбома (на ней ручка двери сфотографирована так, словно это средней палец некой роботизированной руки), более 60 тысяч проданных альбомов (это данные из хорватской Википедии, и там, кажется, не учтен последний альбом), концерты в Хорватии, Словении, Сербии, Германии. К чемпионату мира по футболу в Японии Hladno Pivo выпустили песню-гимн для сборной Хорватии (она так и называется - Himna). Группа сейчас активно гастролирует, празднуя 30-летие, а Миле Кикен работает над сольным альбомом. В прошлом году вышел первый сингл с него - сентиментальный взрослый рок Reno 4, в мае этого года он выпустил сингл "Atlas".

Что послушать: На альбоме "Knjiga zalbe" ("Книга жалоб") Hladno Pivo предстают в оптимальном многообразии - есть тот самый Superman, ко второму припеву которой уже начинаешь подпевать, есть проникновенная баллада "Ranjeni i Ludi", есть почти Gogol Bordello, есть тотальная истерика с губной гармошкой "Bioloski Sat", есть рассуждение на тему того, готова ли Хорватия к Европе, с завываниями в духе Воплi Вiдоплясова - "Sreca".
Другой вариант - последний на данный момент альбом Dani zatvorenih vrata, на котором найдется по не менее классному трек для каждой из этих категорий.

Что еще послушать на хорватском: Найти что-то милое сердцу в холодной и отстраненной Скандинавии куда проще, чем в близких нам как по языку, так и по песенным традициям Балканах. Обратите внимание на странную поп-джазовую певицу Йосипу Лисач (Josipa Lisac), молодых героев new wave Azra и хард-рокеров Atomic Shelter.


Seigmen

Откуда: Норвегия, Тенсберг
На каком языке поют: норвежский (букмол)
Норвежцы, которых вы точно знаете - как минимум по индастриал-рок группе Zeromancer, весьма любимой в середине-конце первого десятилетия нового века среди подростков в черных плащах и сварочных очках. Состав Zeromancer пересекается с составом Seigmen процентов на 60%, в обеих командах лидер - Алекс Меклебюст (Alex Møklebust), фронтмен, который и в 50 лет будет выступать с голым торсом - причем, не найдется ни одного человека, который подумал бы, что это неправильно!

Seigmen, впрочем, играли совсем другую музыку и пели на родном языке. Они образовались в 1989 году, и первое время назывались Klisne Seigmenn, но сократили название, убрав лишнюю букву n. Словом Seigmen называют норвежские мармеладки. Но послушав то, что они играли в свой ранний период, вы вряд ли вспомните о мармеладных мишках.

В 90-е Seigmen играли тяжелый гитарный рок, глубокий и мрачный, который больше подходил скорее любителям дум-метала типа Tiamat (причем именно раннего периода). В группе было три гитариста (не считая баса), и ни один не сидел без дела, а вот клавишные инструменты и способы красиво обработать звук молодые люди тогда еще не освоили.
Песни были тягучие, немного пустые, но суровым норвежцам они пришлись по вкусу (три альбома добирались до первых строчек норвежского чарта). В 1999 году группа распадается, можно сказать, на пике славы, но только для того, чтобы тут же собрать Zeromancer.

В нулевых Seigmen не раз собирались ради концертов, даже выпустили несколько концертных DVD, выступив в том числе в Оперном театре в Осло. В 2012 году группа представила первую новую песню за 14 лет, а спустя 3 года выпустила новый студийный альбом под названием Enola, который оказался настолько хорош, мощен и современен, чего вполне хватило бы только его, без всех остальных 25 лет в истории группы.

Тексты песен Seigmen, написанные в 90-е, похожи на описания миров из книг Филипа Дика или Уильяма Гибсона,- как если бы их описывали уставшие от жизни подростки. На "Enola" группа настроена более по-взрослому, более философски. В главном хите альбома Hva vi elsker (Что мы любим) нам объясняют, что то, как мы умрем, зависит от того, что мы делаем и что мы любим, а от того, чего мы хотим и к кому мы обращаемся с просьбами, не зависит то, когда это произойдет. В Tenn alle lys (Зажги весь свет) Меклебюст призывает зажечь все лампы, в "Trost" (Утешение) - обнять всё живое. В общем, очень жизнеутверждающий альбом получился.
После него группа продолжала выступать время от времени, последний на данный момент концерт Seigmen давали в мае этого года. Будут ли они когда-нибудь работать над новыми песнями, пока не ясно.

Что послушать: безусловно, Enola, который такой же атмосферный, цельный и красивый, как человеческая звезда на его обложке. Если раньше в музыке Seigmen было много пустоты, словно каких-то инструментов не хватало, то теперь все бреши доверху заполнены звуком и воздухом.
Эволюция Seigmen - яркий пример того, как группа лишь спустя много лет начинает по-настоящему понимать того, чего она хочет. На Enola даже самые тяжелые песни с гитарами в духе пост-рокеров Russian Circles или даже почти прогрессив-метал ( I mitt hus) звучат так, словно они выросли на почве, сдобренной меланхоличной скандинавской поп-музыкой и ледяными пейзажами самых северных районов Норвегии. Особенно актуально это для баллады Tenn ale lys, настоящая зимняя сказка получилась.

Что еще послушать из норвежцев:
Если вы, как и Звуки, следите за лайн-апом фестиваля Oya, вы достаточно хорошо знакомы с местной сценой. Дополните свою коллекцию музыкой Bendik - за уменьшительно ласкательным для русского уха псевдонимом скрывается удивительная поп-певица Силье Хальстенсен, но "поп" скорее в значении, близком к Нааде или к близкой по духу англоязычной норвежке Сюзане Сандфёр (Susanne Sundfor). Сюзанна с удовольствием добавляет в свои композиции живые гитары и барабаны, и иногда это звучит как современный арена-рок для инди-кидалтов, все еще способных пуститься в пляс, а иногда - почти как пост-рок с электроникой.


Если вы не слушали ничего из этого списка, вам можно только позавидовать. Велики шансы, что вы найдете себе новую любимую группу. В случае с kent печаль ситуации состоит в том, что они распались, а всех остальных вы, возможно, даже еще застанете вживую.
Конечно, классной музыки на языках, отличных от английского, гораздо больше, в том числе в тех странах, о которых нам только предстоит рассказать. Если вы знаете что-то настолько же значимое на испанском или итальянском, или, скажем, на эстонском или сербском языках - что-то такое, ради чего захочется все бросить и отправиться на концерт в другую страну,- не забудьте поделиться своей находкой с нами!

15.06.2018, Борис СТАРОДУБЦЕВ (ЗВУКИ РУ)