МУЗЫКА  Проверка пульса: май

Oneohtrix Point Never, Skee Mask, Advisory Circle и другие электронные новинки мая.

Skee Mask "Compro" (Ilian Tape)

Второй лонг-плей мюнхенского музыканта Брайана Мюллера (Bryan Müller) можно приводить в пример того, что такое умная электроника конца 2010-х. С одной стороны, Брайан недвусмысленно демонстрирует, откуда растут корни ("Rev8617" отсылает куда-то к Arovane или даже Autechre времен "Tri Repetae"). С другой, идеально отрабатывает совсем свежую линию "нового брейкбита" (тут тоже не без ретро, но новое пришествие быстрых сэмплированных ломаных битов – пожалуй главная черта нынешней клубной электроники) во всех проявлениях. Расслабленный балеарик в духе слегка помрачневшего Гачи Бакрадзе (Gacha Bakradze), сумрачный техно-брейкс, гомеопатическая доза буриаловского пост-рейва и даже (вот уж чего не ждали) эмбиент-джангл. Всё это – деликатно, с любовью и на собственный, хорошо узнаваемый манер. Прямое попадание в годовой топ-10.

Oneohtrix Point Never "Age Of" (Warp Records)

Дэниел Лопатин (Daniel Lopatin) - едва ли не главный новатор современной электроники, его влияния подмечаешь чуть ли не в каждой второй пластинке. Что особенно приятно, найдя однажды свой звук, Лопатин не пытается эксплуатировать его до бесконечности, а продолжает поиск, всё расширяя свою палитру. На этот раз в его арсенале помимо фирменных жутковатых коллажей появляется барочный клавесин и сдавленный автотюном вокал. Примерно половина альбома – чудаковатый электронный не то пост-фолк, не то пост-соул. То ли работа с Anohni сказывается, то ли влияние коллеги по лейблу Марка Притчарда (Mark Pritchard). Чтобы жизнь не казалась легкой, песни перемежаются шумными экспериментальными пьесами. Вообще, и по структуре и по жанровому разнообразию, "Age Of" больше всего напоминает именно притчардовский "Under The Sun", но если у Марка всё звучало подчеркнуто чинно и аристократично, то Лопатин будто бы пересказывает ту же историю в жанре американского абсурдного фильма категории "Б". В первые несколько прослушиваний это скорее странно, чем хорошо, но эффект бомбы замедленного действия исключать не стоит.

The Advisory Circle "Ways of Seeing" (Ghost Box)

Джон Брукс (John Brooks) – один из системообразующих артистов лейбла Ghost Box, воспетого Саймоном Рейнольдсом в книге "Ретромания". "Ways of Seeing" – бесстыдно-мелодичная и в чем-то даже наивная инструментальная электроника в духе восьмидесятых – вроде бы и фоновая (такого очень много в старых фильмах и телепередачах), но очень чётко бьющая в ностальгические болевые точки. Интересно, что новый диск Брукса похож даже не на западные образчики, будь то Ян Хаммер (Jan Hammer) или Жан-Мишель Жарр (Jean-Michel Jarre), а на советские электронные группы того времени в диапазоне от Арсенала до Оркестра Павла Овсянникова. И тут идеологический пазл складывается просто идеально. Главная тема Ghost Box – "хонтология", ностальгия по будущему, которого не случилось. И учитывая, что этой "не случившейся альтернативой" для западного мира 80-х был "просвещенный социализм", то лучшей его музыкальной иллюстрацией будет как раз такой научно-фантастический изи-лисенинг.

Inigo Kennedy "Strata" (Token)

Иньиго Кеннеди техно отдал всё сполна. Он начинал 20 лет назад с лихого репетативного долбежа, но с годами стал мягче интеллигентнее - настолько, что альбом "Strata" вполне можно себе представить в каталоге нынешнего Warp Records. Мощный техно-ритм на месте, но за ним бездонный синтезаторный космос. Ближе всего "Страта" к позднему Крису Кларку (Chris Clark) – лаконичные (по 3-4 ноты), но яркие аналоговые секвенции, рейверский дух и настроение, постоянно меняющееся с тревоги на эйфорию и обратно.

DJ Koze "Knock Knock" (Pampa Records)

Вышедший чуть раньше альбома сингл "Pick Up" создавал удивительное ощущение, будто бы Штефан Коцалла (Stefan Kozalla) где-то откопал и издал под собственным именем потерянный би-сайд проекта Stardust. Фильтр-хаус конца девяностых французского разлива заиграл вдруг новыми красками и всполохнул новую волну ностальгии по тому, чего давно не вспоминали. Альбом оказался другим – Коце и впрямь вдохновляется эстетикой Daft Punk, но не фиксируется на одном периоде и от сладко-горьких песен в духе "Discovery" мчится в современность, куда-то во владения лейбла Stones Throw. Хромой лоу-фай фанк, чиллвейв, деконструированный R&B с вокальной примочкой talkbox – всё это немец вписывает в контекст постмодернистского диско. Других хитов уровня "Pick Up" с ходу не видно, но звучит свежо и ярко.

Pinkshinyultrablast "Miserable Miracles" (Club AC30)

Петербуржские нью-гейзеры к третьему альбому превратились из квинтета в трио и теперь уже без всяких допущений попадают в категорию "электроника". На смену гитарам и живым ударным пришли синтезаторы, и по звучанию нынешние Pinkshinyultrablast ближе всего к поздним School Of Seven Bells или даже Soundpool (что в общем можно расценивать как комплимент – учитывая сходство первого и второго альбомов, делать таким же третий было уже нельзя). Но в остальном эстетика группы почти не изменилась – это всё такой же экзотичный (есть в их музыке что-то японское), "не от мира сего" дрим-поп с нестандартной, но привязчивой мелодикой.

Venetian Snares & Daniel Lanois "Venetian Snares x Daniel Lanois" (Timesig)

Видали мы много причудливых дуэтов, но союз главной звезды экстремального брейк-кора Аарона Фанка (Aaron Funk) и 66-летнего гитариста Даниэля Лануа (соратника U2 и Брайана Ино, продюсера альбомов Боба Дилана, Питера Гейбриела и других) всё же удивляет. И хотя звучат они будто бы каждый сам по себе (Лануа привычно выводит медлительные, почти амбиетные ландшафты в духе того, как он звучал у Ино в "Apollo", а Фанк хоть и не уходит в брейккор-экстремизм, но всё же пуляет быстрыми, рваными и алогичными IDM-ритмами), сочетание получается вполне работоспособное. И если от последних пластинок Venetian Snares было ощущение, что идеи у Аарона заканчиваются, то дуэт с мэтром, да еще и совершенно из другого поколения, вернул его музыке интригу и необычность – по большому счету, даже ориентиров для сравнения найти не получается.

Matt Karmil "Will" (Smalltown Supersound)

В нулевые Мэтт Кент был участником широко известной в узких кругах трип-хоп группы cirKus, основанной Нене Черри (Neneh Cherry) и её мужем, продюсером Кэмероном Маквеем (Cameron McVey). В нулевые Мэтт начал сольную карьеру и к четвертому альбому дорос до контракта с норвежским лейблом Smalltown Supersound, через который прошли чуть ли не все известные скандинавские электронщики. Музыка Мэтта – этакое "тихое техно", где бочка то будто бы доносится из соседней комнаты, то вовсе пропадает, а на переднем плане оказывается сдержанный эмбиент-минимализм, похожий то на раннего Yagya, то на Gas, то на продукцию лейбла 12k. Это музыка, сделанная интровертами для интровертов – не ищите здесь ярких эмоций, но чтобы помедитировать, успокоиться и посмотреть в окно на дождь, подходит идеально.

The Future Sound Of London "My Kingdom (Re-imagined)" (fsoldigital.com)

Совсем неожиданное и ни к чему не приуроченное продолжение сингла 22-летней давности (оригинал вошел в альбом "Dead Cities"), записанного по мотивам саундтреков к фильмам "Однажды в Америке" и "Бегущий по лезвию". Заодно FSOL реанимируют почти забытую практику сингла как вариации – начав со знакомой темы, они быстро уходят в такие дебри, что о присутствии оригинала напоминают разве что изредка всплывающие знакомые сэмплы. Здесь всё ровно так – к оригинальному "My Kingdom" официально имеют отношение три части из десяти (в них узнаются хотя бы ударные), всё же остальное – просто свежие работы группы, вдохновленные оригинальной темой и выдержанные в том же мрачном постапокалиптическом настроении. Не сказать, чтобы вторая часть была бы в чем-то лучше первой, но FSOL уже стали чем-то вроде электронных Grateful Dead – если вы принимаете их идеологию, то каждый новый релиз принесет радость и в коллекции не затеряется.

01.06.2018, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)