LOTTE ANKER / STEN SANDELL  Двое на качелях

Датская фри-джазовая саксофонистка возвращается в Москву с новым дуэтом

Наверное, главная добродетель импровизационной музыки, которой не обладает ни один другой жанр – вариативность составов и возможность увидеть на сцене практически любой, сколь угодно фантастический пример совместной игры музыкантов, представляющих разные школы, стили, страны и поколения. Как следствие – пространство современного джаза имеет невероятно много степеней свободы. Отправляясь на концерт музыкантов, каждого из которых в отдельности вы, казалось бы, неплохо знаете, велик шанс услышать нечто особенное и беспрецедентное.

Датская саксофонистка Лотте Анкер играла в Москве уже дважды за последние три года, и уже по двум этим концертам было очевидно, что её арсенал чрезвычайно богат. Если трио Mokuto, с которым она приезжала в 2015-м (вместе с Лотте в состав входит датская ритм-секция), можно окрестить традиционным напористым новым джазом (если в новом джазе вообще существует понятие традиции), то дуэт с Фредом Фритом (Fred Frith) уже принадлежал скорее к миру экстремального рока.

Анкер, как принято говорить, умеет всё. Ей доступна любая грань звучания саксофона, от нежности до агрессии, от прозрачной музыки сфер до абразивного шума. Среди её многочисленных проектов есть, например, несколько интереснейших биг-бендов. И если Fire! Orchestra Матса Густафсона (Mats Gustafsson) всё же вписывается в новоджазовую матрицу, то Copenhagen Art Ensemble, в особенности их более ранние записи, балансируют где-то на грани традиционного джаза и классической музыки.

Как и следовало ожидать, на третьем московском концерте Лотте покажет еще одну грань своего таланта. Как и в прошлый раз, это будет малый состав, но теперь Анкер выступит дуэтом с шведским пианистом Стеном Санделлом (Sten Sandell). Слово "пианист", впрочем, загоняет Санделла в чересчур узкие рамки. Скорее фортепиано – его родной язык, но сегодня он так же свободно использует орган, электронику, перкуссию и даже голос, да и вообще не ограничивает себя ролью музыканта и занимается "звуковой поэзией" (уходящим корнями к авангарду начала века жанром на стыке поэзии, фонетических экспериментов, музыкальной импровизации и театрального перформанса). Его ранние записи находились где-то на стыке обезумевшего прог-рока, электроакустики, musique concrete и вокальных экспериментов в духе Имы Сумак (Yma Sumac) или Кэти Берберян (Cathy Berberian).

В мире нового джаза Санделл известен в первую очередь благодаря существующему уже три десятилетия трио GUSH, куда кроме него входит вездесущий Матс Густафсон и барабанщик Реймонд Стрид (Raymond Strid). В собственный состав Санделла входит еще один музыкант из The Thing Пол Нильссен-Лав (Paal Nilssen-Love) и участник доброй половины скандинавских новоджазовых составов, контрабасист Юхан Бертлинг (Johan Bertling), игравший в Москве буквально месяц назад вместе с Акирой Сакатой (Akira Sakata). Санделл регулярно выступает и записывается с Эваном Паркером (Evan Parker) (как дуэтом, так и в составе ансамблей). Несмотря на совсем уж нонконформистский взгляд на музыку, Санделл отлично вписывается и в большие составы. Его фортепиано можно услышать в Pipeline под руководством Кена Вандермарка (Ken Vandermark) или в Pan-Scan Ensemble, где заправляют Пол Нильссен-Лав и Столе Сульберг (Ståle Solberg), а на саксофоне играет Лотте Анкер.

Записей, даже концертных, у дуэта Анкер-Санделл пока нет, так что совместное звучание Стэна и Лотте – пока загадка. Очевидно одно – в малом составе, где свобода каждого из двух музыкантов не ограничена фактически ничем, каждый получит максимум пространства чтобы раскрыться и выразить собственный музыкальный голос.

Москва, КЦ "Дом"
31 мая, 20:00
Lotte Anker / Sten Sandell Duo

23.05.2018, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

LOTTE ANKER / STEN SANDELL