МУЗЫКА  Проверка пульса: апрель

Mouse On Mars, Rival Consoles, Дэниел Эйвери и другие электронные новинки апреля.

Mouse on Mars "Dimensional People" (Thrill Jockey)

Отпраздновав 20-летие группы, Ян Вернер (Jan Werner) и Анди Тома (Andi Toma) решили показать всем, что еще сохранили запал и способность быть новаторами. "Dimensional People" радикально непохож на всё, что "Мыши" записывали раньше. Идеологией, да в общем и звучанием, альбом напоминает других заслуженных электронщиков на M – Matmos. Основная масса использованных здесь инструментов – акустические (гитара, скрипки, духовые, ударные), с ними на равных правах сосуществует парочка синтезаторов и, что особенно удивительно, много голосов (в списке приглашенных вокалистов весь инди-бомонд: участники The National, Bon Iver и Beirut, фолк-певец Сэм Амидон и так далее). Вся эта компания поёт, переговаривается полушёпотом, мелодекламирует, кричит и просто кривляется. Всё вместе звучит так, будто безумный оркестр собрался поиграть американских авангардистов, но вместо этого начал валять дурака, а полученные записи отдал на растерзание Маркусу Поппу (Oval), который нарезал из них неровных заедающих колец. Шизофрения полная, но так даже интересней.

Rival Consoles "Persona" (Erased Tapes)

Британский бородач Райан Ли Уэст (Rуan Lee West) – многолетний резидент лейбла Erased Tapes, однако его музыка радикально выбивается из тамошней генеральной линии: ни неоклассики, ни фолка, ни пост-рока, а вместо них – современное "сайдчейн-техно" в духе Moderat или Криса Кларка (Chris Clark). Прочтение этого звука у Rival Consoles выходит максимально интеллигентным – без злоупотребления басом, без намеков на EDM, но с частыми, особенно во второй половине диска, "брейкдаунами" – печальными пьесами или совсем без бита, или с ритм-секцией совсем не для танцев. Короче говоря, умная электроника-2018 (уже совсем не похожая на IDM) в наилучшем виде. Если после пяти альбомов на Erased Tapes Райан вдруг сбежит на Warp – не удивляйтесь.

Ceephax Acid Crew "Camelot Arcade" (WéMè Records)

Начав с совершенно оголтелой и безбашенной музыки, Энди Дженкинсон (Andy Jenkinson) с каждым релизом делает еще один шаг в сторону мягкого и рафинированного звука – кажется, через пару лет его музыка будет похожа на Pye Corner Audio, а еще года через три – на породистую ретроградскую космо-электронику. Пока же Энди остановился на равном удалении от транса середины девяностых, эйсида (которого на альбоме непривычно мало) и диско, а заодно расширил звуковую палитру синтетическими струнными, фортепиано и даже клавесином. В общем, если Дженкинсон-младший совсем не ассоциируется у вас с понятиями "романтика" и "меланхолия", ваши данные сильно устарели. И хотя в этом ностальгическом мелодизме Энди в чем-то теряет свой стиль (некоторые треки вполне мог бы записать, к примеру, DMX Krew), но пока есть ощущение что новый облик ему идёт. Не то, чтобы уход от рейва был однозначно правильной тактикой, но переключаться с него на что-то еще иногда необходимо.

Gacha Bakradze "Word Color" (Lapsus Records)

Гача Бакрадзе, один из самых ярких молодых электронщиков прямо сейчас, внезапно материализовался с новым альбомом на испанском лейбле Lapsus, где заправляют Bruna и Wooky. Начинается пластинка с совсем уж нехарактерных для Гачи (но вполне типичных для боссов этого лейбла) залётов в рваный коллажный эмбиент в духе Oneohtrix Point Never, и хотя следом Бакрадзе выдает и свой фирменный балеарик-брейкбит, и такое же нежное и задумчивое электро, но к теме нервных лопатинских коллажей на "Word Color" он возвращается снова и снова. С одной стороны, получается самая хмурая и тревожная пластинка в его дискографии, с другой, эта смена настроений и стилистики добавляет его музыке новое измерение, сложность, на которую он никогда раньше не замахивался.

Daniel Avery "Song for Alpha" (Phantasy Sound)

В январе Дэниел Эйвери выпустил отличную и совершенно нехарактерную для себя ЕР "Slow Fade", а теперь развил эту идею в полноценный альбом. "Song for Alpha" имеет два очень заметных корня, оба родом из "умной электроники" девяностых. Это поздний Plastikman времен альбомов "Musik" и "Consumed" с заторможенным эйсидом, тонущим в долгом эхе, и Aphex Twin образца "Selected Ambient Works 85-92" – нарочито лоуфайный, глуховатый и шипящий эмбиент-хаус. По формату это фрейдистское копание в собственном детстве отлично подошло бы лейблу Ghost Box, но вместо этого издателем пластинки выступил не кто иной, как Эрол Алкан (Erol Alkan) и его лондонский лейбл Phantasy Sound. Атмосферная разреженная музыка снова в моде?

µ-Ziq "Challenge Me Foolish" (Planet Mu)

Один из отцов IDM (довольно яростно отрицающий своё отцовство), а заодно и босс лейбла Planet Mu продолжает публиковать архивные записи. На этот раз дело дошло до ауттейков с альбома "Royal Astronomy" (1999). На тот момент в репертуаре Майка были легкомысленный сэмплерный фанки-брейкс, бравурный дрилл-н-басс со струнными и слегка аутичные песни с голосом японки Казуми (Kazumi). Та однажды отправила Майку кассету с записями своего пения поверх инструментальных треков µ-Ziq, а Парадинас до того растрогался, что пригласил её на запись нового материала. "Астрономия", пожалуй, не лучший альбом Майка (куда интереснее было бы услышать неизданные треки времен "Lunatic Harness"), но качество архивов самому альбому ничуть не уступает, а где-то даже превосходит его. Особенно хорош хит "Lexicon", который уже светился на юбилейной компиляции Planet Mu, но с тех пор успел хорошо забыться и теперь звучит как откровение.

Steven Rutter "BrainFog" (FireScope Records)

Лейбл FireScope, который два года назад запустили участники британского дуэта B12, быстро зарекомендовал себя как одна из самых интересных электронных площадок. Выпустив с десяток "короткометражек", FireScope дозрели до первого лонг-плея, автором которого, что естественно, стал один из основателей. Стилистику этого альбома (равно как и всего лейбла) можно описать как рафинированный пост-детройт – это как бы и техно, но растущее корнями вовсе не от индустриального лязга раннего "Трезора", а от мягких треков Кенни Ларкина (Kenny Larkin) и Деррика Мея (Derrick May). Но относительно B12 сольник Стивена звучит куда более минималистично и экспериментально. С ходу этот эксперимент впечатления не производит, но как это часто бывает с интровертными альбомами, эффект бомбы замедленного действия совсем не исключен. Будем слушать дальше.

Data Rebel "Escape Velocity" (Not On Label)

Британец Дэн Хау (Dan Howe) – последовательный адепт комфортного звучания. Его в каком-то смысле можно назвать последователем Bola (Хау сочиняет такой же меланхоличный и идеально, геометрически гармоничный IDM), но в отличие от старшего коллеги, грусть у Data Rebel (в особенности на этой пластинке) скорее светлая. Музыка Дэна Хау – редкий в последнее время пример осмысленной чиллаутной электроники (жанр этот с начала нулевых изрядно поистрепался). Так могли бы звучать Carbon Based Lifeforms, случись им вырасти не из транса, а из раннего Warp Records.

Chrome Sparks "Chrome Sparks" (Counter)

Синтвейв и аутран, которые начинались как музыка, сыгранная одними гиками для других гиков, незаметно прорвалась в мейнстрим. И пластинка Джереми Мэлвина (Jeremy Malvin) делает еще один важный шаг, сближающий эти два мира. Ностальгический ретро-поп под восьмидесятые Chrome Sparks с одной стороны декорирует модным кассетным звуком, с другой – вписывает туда урбан-ритмы, замедленный вокал с автотюном и прочую атрибутику "музыки из чартов айтюнса". Получается чудной, но жизнеспособный гибрид – что-то вроде воображаемой коллабораци The XX с Redinho или Жаком Грином (Jacques Greene). Музыка не то, чтобы визионерская, но способная прогреметь далеко за пределами узкого мирка записных ретроградов.

Autechre "NTS Session 1-4" (Warp Records)

Новый материал манчестерского дуэта первоначально транслировался в эфире лондонской интернет-радиостанции NTS. Как и ,,,, ноывафы…##2.1232%@#$% DFSsd-0#$.sss… 3343sntn))___аVE4333\\\нгардный саунд-дизайн в духе их предыЫЫЫЫава ;%№; %$##$^#^^ ….)).dssss…..>>>… ..ЕНЕРАТИВНАЯ МУЗadsja3 $ $ $ $ на этот ра333EEE ((ключили ревербератор и кое-где ровные ритМММ(…>> >?>>>'""""|||\\\\asasa s33….//-22@#$@%$%$@asdf. >>out/endl>>23333# $%@@@++++….@)).w//* *&&&cout//*/.fprintf(. @EEERTL @#....длится ровно восемь часов.

02.05.2018, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)