Maria MINERVA  "Я научилась чувствовать дух времени"

"Музыка для меня – способ уйти от мира, а активистская деятельность поддерживает мою связь с ним", - говорит композитор и общественный деятель Maria Minerva.

Творческий псевдоним Maria Minerva на слуху не только в Европе, но и за океаном. За семь лет с выхода дебютного альбома "Cabaret Cixous" Мария Юур сменила туманный lo-fi на заигрывающий диско-поп, Лондон на Лос-Анджелес, стала защитником окружающей среды, борцом за права человека и продюсером. В родную Эстонию Юур прилетела накануне главного фестиваля Прибалтики – Tallinn Music Week. Звуки встретились с Марией в перерыве между ее выступлениями и семейными встречами.


Звуки: Ты очень изменилась музыкально. Это следствие внешних, или внутренних факторов?
Мария: Думаю, что сначала изменилась я, а музыка стала следствием этого. В самом начале я была очень искренней и наивной. Не совсем понимала, как работает музыкальный бизнес – я никогда в нем не вращалась и была в андеграунде. Это, скорее, нельзя было назвать бизнесом в принципе, потому что не приносило никаких денег. У меня не было никаких ожиданий, и все казалось таким новым. Потом ко мне пришел успех – это был некоммерческий успех и прорыв лично для меня. Правда, на первых концертах я чувствовала себя немного нервно. Перемещения в пространстве, путешествия, безусловно, изменили меня. Но, конечно, я стала более цинична в этом мире, где существуют правила "15 минут славы". Сегодня сложно стать долговечным, но, думаю, я научилась чувствовать дух времени.

Звуки: Когда слушаешь твои записи, в особенности ранние альбомы, есть ощущение отчужденности и задумчивой ностальгии.
Мария: Отчасти место записи влияет на конечный результат. Все свои альбомы я записывала далеко за пределами родной страны. "Cabaret Cixous" был записан в спальне съемной квартиры в Лондоне. "Will Happiness Find Me?" я записала в Лиссабоне. Histrionic – это альбом моего нью-йоркского периода. Мой будущий альбом – первая студийная запись, которую мы запишем в Голливуде. Это так далеко от дома, от того, с чего я начинала, что кажется совершенно нереальным. Но вообще моя музыка очень отличается от меня. На самом деле, я очень социальный человек – веду радиошоу, продолжаю активную общественную деятельность. Мне не хочется казаться загадочной и непостижимой. В моем случае искусство существует отдельно от меня, это не детальное отражение того, кем я являюсь. Но когда я создаю музыку, я словно перемещаюсь в параллельное пространство.

Звуки: Ты была заявлена на фестивале Tallinn Music Week как продюсер, писатель и защитник окружающей среды. Означает ли это, что музыка сместилась для тебя на второй план?
Мария: Отчасти это так. Музыка для меня – это способ уйти от мира, а активистская деятельность поддерживает мою связь с ним. Жизненные обстоятельства тоже сыграли свою роль. Когда я приехала в США, мне нужно было зарабатывать на жизнь, и я устроилась в EPA (Environmental Protection Agency – Агентство по охране окружающей среды). Это был непростой момент трансформации, ведь до этого музыка была моим единственным занятием. Однако новая сфера деятельности открыла для меня новые стороны жизни.

Звуки: На конференции Creative Impact, организованной в рамках Tallinn Music Week, ты стала одним из спикеров в дискуссии о гендерном и расовом равноправии. Во многих странах Европы, в том числе Скандинавии, существуют программы для женщин-музыкантов, которые дают им возможность создавать вместе музыку, избегая мужского давления. Актуальна ли проблема неравенства для музыкальной сцены в США?
Мария: В сфере инди-музыки, частью которой я являюсь, всегда были женщины. У каждого есть свое мнение на этот счет. Конечно, бывают снобы-звукорежиссеры, которые проявляют особое отношение, но... Я всегда говорила о феминизме. Не все мои знакомые музыканты считают, что это правильно, так как, затрагивая тему неравенства полов, ты принимаешь позицию, в которой тебя и твою музыку начинают оценивать через призму твоей половой сущности. На восприятие некоторых людей накладывает отпечаток не только пол, но и национальность. Тем не менее, все голоса должны быть услышаны. Это не должно зависеть от статуса человека.

Звуки: Ты наверняка читала эссе Элен Сиксу (Hélène Cixous, теоретик феминистского литературоведения прим. ред.) "Хохот медузы". В нем говорится о том, что "женщина должна писать о себе … от своего тела".
Мария: Я читала ее работы во время учебы в Англии, но Сиксу была не единственной, кто повлиял на меня. Мой первый альбом Cabaret Cixous – это оммаж Элен, группе Cabaret Voltaire, а также одноименному кафе, где зародилось авангардистское движение "дада". Сейчас я пытаюсь абстрагироваться от всего, что вдохновляло меня в студенческие годы. Всегда нужно двигаться дальше. Но тогда я была под большим впечатлением от феминистской теории.

Звуки: Насколько ты женственна в музыке? Есть ощущение, что альбом Histrionic – твой личный манифест женственности.
Мария: На 100%. Название альбома "Histrionic" – это отсылка к психическому заболеванию, как правило, у женщин, которые любым способом пытаются добиться внимания. В какой-то степени, это составляющая женской сущности, и я решила вынести ее на поверхность. Каждый сам решает, как ему звучать. Мне всегда была интересна гендерная лингвистика и женский язык в частности. Кроме этого, я одержима поп-музыкой, которая обычно считается жанром для девочек. Мне нравится идея создавать музыку для женщин.

Звуки: В одном из интервью ты сказала, что сублимируешь сексуальную энергию в своей музыке. Это актуально для многих, но далеко не все могут в этом признаться…
Мария: Нет ничего странного в том, что ты выражаешь свое либидо через музыку. Мне время от времени говорят о гиперсексуальности в моих песнях, но в этом нет ничего такого. Каждый свободен в выражении своего мнения, также как и в выборе средства для выражения своих переживаний. Когда тебе 20 и чуть больше, ты чувствуешь себя одержимой мальчиками, но, взрослея, становишься более сосредоточенной на себе. Либидо женщины достигает максимума в 30-40 лет, и это время, когда ты ищешь удовольствия для себя и меньше пытаешься угодить другому. Так что, эта тема по прежнему присутствует в моем творчестве, но в другом ракурсе.

02.05.2018, Ирина ШТРЕЙС (ЗВУКИ РУ)