Несмотря на эпизодические визиты в Москву японских музыкантов, о импровизационной сцене этой страны мы знаем довольно мало. Между тем, джаз в Японии популярен и развит как, пожалуй, нигде больше. Концертный листинг Токио примерно на половину состоит из выступлений импровизаторов в диапазоне от бибопа до шумового авангарда, город буквально испещрен джазовыми барами и клубами, где местные музыканты играют вместе с заезжими звездами калибра Эвана Паркера (Evan Parker) и Лотте Анкер (Lotte Anker) совсем не на правах скромных сайдменов.
73-летний Акира Саката (Akira Sakata) – один из тех, кто закладывал фундамент японского джаза. Импровизацией он увлекся в университете, где изучал биологию океана, несколько лет оттачивал технику в разных составах, а в 1972-м присоединился к трио под руководством "Джазового камикадзе" Ёсукэ Ямаситы (Yamashita Yosuke). Yosuke Yamashita Trio в тот момент было экспортным лицом японского фри-джаза – музыканты гастролировали в Европе и США (в частности, давали концерты в Монтрё и в Ньюпорте) и выступали вместе с ведущими мировыми джазменами.
В 1975-м Саката создает собственное трио и записывает пластинку в составе Jam Rice Sextet, куда вместе с Ёсукэ Ямаситой также входит еще одна звезда японского джаза, трубач Тошинори Кондо (Toshinori Kondo). Но джазом интересы Сакаты совсем не ограничивались – в начале 80-х он вместе с певицей Мишио Огавой (Mishio Ogawa) основал эксцентричный ноу-вейв коллектив Wa-ha-ha. Дальше – больше. Во второй половине 80-х Саката начинает сотрудничать Биллом Ласвеллом (Bill Laswell) и Петером Брётцманом (Peter Brotzmann) (сначала в рамках коллектива Last Exit, потом в Autonomous Zone), подыгрывает японским панкам Blue Hearts, гастролирует по Узбекистану, Монголии и Китаю, изучая местные музыкальные традиции, участвует в записях ди-джея Краша (DJ Krush), пишется с Джимом О'Рурком (Jim O'Rourke), короче говоря, только и делает, что расширяет собственные горизонты и максимально растёт вширь.
Подобное расширение пространства борьбы происходит и поныне, когда Сакате уже идет восьмой десяток. Старость? Нет, не слышали. Трио Arashi, с которым Саката-сан едет в Москву, образовалось всего пять лет назад (дебют коллектива состоялся на фестивале в норвежском Мёльде), но с тех пор успело записать уже три пластинки. Здесь к саксофону и кларнету Сакаты присоединяется скандинавская ритм-секция: бас (то акустический, то электрический) в исполнении Юхана Бертлинга (Johan Berthling) и ударные Пола Нильссен-Лава (Paal Nilssen-Love). Пола лишний раз представлять не нужно, а вот на разносторонней персоне Бертлинга, пожалуй, стоит остановиться. В мире импровизационной музыки он известен в первую очередь как участник разных реинкарнаций коллектива Fire! под руководством Матса Густафсона (Mats Gustafsson). Но есть у Юхана и совсем иная сторона. В составе группы Tape он уже много лет играет тихую и задумчивую амбиентную фолкторонику, а также руководит лейблом Häpna, который в середине нулевых стал одним из главных площадок экспериментального крыла "новых тихих" – музыкантов, использовавших лаптопы наравне с акустическими инструментами.
Но вот чего точно не стоит ждать от этой троицы, так это тихой музыки. Arashi в переводе с японского значит "Шторм", и это слово отлично описывает звучание и идеологию трио. Музыка Arashi – это непрерывная атака на слушателя. Шквал, ковровая бомбардировка. Своего рода японский ответ The Thing с поправкой на то, что Саката берет не столько драйвом и плотностью, сколько виртуозной техникой игры. Собственно говоря, высочайшая техника и плотность игры, помноженные на максимальную экспрессию и есть главные черты японских музыкантов. Ручка яркости у них всегда выкручена на максимум, а количество событий в единицу времени просто зашкаливает.
ARASHI TRIO
Москва, КЦ "Дом"
26 апреля, 20:00
1981 – Группа Yes ушла в бессрочный творческий отпуск. Тревор Хорн занялся продюсерством, его коллеги — Алан Уайт и Крис Сквайр задумали создать совместно с Джимми Пейджем супер-группу под названием XYZ (сокращение от ex-Yes-and-Zeppelin). Спустя 2 года, наигравшись, Yes вновь собрались вместе в… »»
Leo PARKER (1925)
Bob ANDERSON (1934)
Paul ROTHCHILD (1935)
Glen D. HARDIN (1939)
Mike VICKERS (1941)
Стабблфилд КЛАЙД (1943)
Andy NARELL (1954)
Майк НАУМЕНКО (1955)
Todd TERRY (1967)