SZIGET  Письма с фестиваля Sziget. День третий и четвертый

2-4 августа: весельчак Mambo Kurt, фактуристый Kosheen, лучший в мире Iggy POP, пиар Цезарии Эворы, чил-аут под солнцем и витализм Pulp

Sziget. Дни третий и четвертый (2 - 4 августа).

Стоит признать, что дневная программа Сигета не особо богата на интересные имена. На Meta Hammer работают, помимо разношерстных местных составов, Without Face и Amorphis (вторые недавно посетили нас, первые, как выясняется, планируют это сделать в самое бижайшее время). Вечером 3 августа на вахту заступают Destruction. Похоже, все самое интересное в металлическом мире происходит все-таки на Вакене, куда традиционно отправился наш корреспондент Константин Миронов.
На сцене Wan 2 все светлое время суток околачиваются серф-панки и 'пересмешники' (из коих мельком запоминается Atomic Cake). Добираюсь до обиталища молодых дарований - Viva + Talentum Stage, где выступают команды под названиями Sajt, ZooHacker Project, Teletrip, Hybrid, Dogshit Project и так далее. От разнообразия андроидов и музыкальных приставок к ним захватывает дух, однако слушать все это великолепие довольно утомительно: чаще всего выступление команды превращается в демонстрацию внушительной коллекции сэмплов.

Программа главной сцены 2 августа весьма пестра. Начинает ее кривляка и весельчак Mambo Kurt. На своем дурацком синтезаторе он исполняет дурацкие мелодии и орет дурным голосом. Итог неуловимо напоминает проект Приключения Электроников, разве только без рОкового угара. Сиду и его команде сам бог велел выступать на таких фестивалях, но было бы здорово (говорит тусующийся здесь же Сид), коли это дело не оплачивалось бы исключительно из кармана группы - тогда можно было бы и подумать.

Kosheen - сравнительно молодая команда, пользующаяся моей горячей симпатией с момента выхода в начале года их дебютного альбома Resist. Группа работает в жанре старого доброго электропопа, привнося в него свежее дыхание drum'n'bass. Отличительная особенность всего, что выходит из-под бойкого пера авторов Kosheen, - безусловная мелодичность и видимая легкость, при том, что слова и аранжировки у них довольно небанальны.
Солистка - фактуристая Шон Эванс (Sian Evans), обладающая красивым и стильным голосом, вызывает приязнь и у директоров FM-станций, и у немытых панков, кучкующихся у сцены. 'I'm gonna catch you!' - подпевает толпа, тряся пыльными дредлоками. Основное отличие концертных версий песен состоит в их более жесткой подаче: виолончельные соло заменяются на соло ударника, а во время исполнения хита 'Hide U' музыканты прогоняют припев с тремя разными 'заходами'.

Пропустив мимо ушей очередной культовый венгерский состав с непроизносимым названием, мы занимаем места поближе к сцене. Хедлайнер этого дня - Iggy Pop, чье недавнее выступление в Москве стало сенсацией лета.
Игги отказывается от интервью и пресс-конференций (московские журналисты завидуют сами себе). Он заставляет себя ждать. Но когда под рев тысячи глоток он появляется на сцене, мы понимаем: это будет самый мощный концерт фестиваля.
Игги оправдывает ожидания на все сто. Он неистов и безумен, он - душа панка, оголенные нервы рока. Не стану повторяться, выражая восторги по поводу прекрасной спортивной формы, в которой пребывает герой нашей юности, сообщу лишь, что сет Игги продолжался почти 2 часа, и за это время он ни разу не перевел дух, продолжая прыгать, петь, энергично рубить воздух руками и носиться по сцене. Cет открывают "L.O.S.T.", и "Beat' Em Up", после чего в эту программу намешивается множество старых боевиков. Звучат вещи одна ломовее другой: "Search & Destroy", "Howl" (во время исполнения этой песни Игги надрывно воет - и вслед за ним воет вся толпа), "Real Wild Child", "Drink New Blood", "Corruption", "TV Eye", "Sweet Sixteen", "Cold Metal", "Passenger", "Home", "Wanna Be Your Dog"... Что показательно, во время выступления Игги непреклонные секьюрити махнули рукой на слэмующих фанов, невзирая на жесткий запрет на "float the head bangers". Пример подает сам патриарх: не имея возможности нырнуть в толпу из-за того, что танцевальный партер отделен от сцены заграждением и "мертвой зоной" в полтора метра, он просто выскакивает в проход и обнимается с фанатами, пожимает десятки жадных рук, и, светясь от счастья, вновь взлетает на сцену.
По окончании основной части Игги вещает: "Showtime is over!". Гаснет свет. Народ огорченно взвывает. И тут хитрый старикан продолжает: "Showtime is over - now the musictime begins!!!". И выдает на бис еще три хита, завершая программу ломовым 'No fun'. Апофегей. Впечатлений хватит на год.

4 августа часть редакции на Сигет не едет: в Будайском замке заканчивается ежегодный фестиваль фольклорной музыки. На прощади перед замком выступают профессиональные коллективы и просто бабушки из венгерских деревень. Так как местная рок-музыка проявила себя как абсолютно неконвертируемая (нам так же неинтересно слушать местные группы, как всему миру - слушать пресловутый русский рок), фолковые группы представляются неплохой альтернативой. Я же, немного пошатавшись по городу, принимаю решение хранить верность Сигету.

Открывают день Herbalaizer - электроника из сердца лебла Ninja Tune. Их возвращение на большую сцену знаменуется всеобщим чилл-аутом, в которое превращается многострадальное поле перед сценой. Аудитория сегодня соответствующая: готты и панки словно под землю провалились, у сцены царит светская публика. Ощутимо не хватает атмосферы ночного клуба. Солнце и элетроника несовместимы.
Примерно то же можно сказать и о последовавшем далее сете Stereo MC's.

Вообще, день довольно пустой (видимо, на Сигете блюдут шаббат), зато вечером нас ждет Pulp. Очкастый гений Джарвис Кокер демонстрирует сугубо английский юмор (- 'Какая ваша любимая шутка?' - 'What is orange, and sounds like a parrot?' - 'Carrot?' - 'No, carrot!'). Зато вечером он разом сбросит свой национальный сплин и выдаст суперконцерт, практически на 90 процентов составленный из песен с последнего альбома We love life.

На полчаса позже на world-сцене начинается сет Цезарии Эворы. Звучит это очень даже душевно, но мне упорно не удается отделаться от ощущения, что шоу Эворы - этакая музыкальная потемкинская деревня: уж больно профессионально и слаженно звучит группа поддержки очаровательной старушки из Кабо-Верде, да и пиар невероятной силы сопровождает ее по всему миру. Да, это приятно послушать, сидя вечером в кафе и попивая вино, - но не более. А кстати, про вино-то мы и забыли: здесь его много, оно потрясающее, и я без зазрения совести меняю Цезарию Эвору на бутылку розового. Оставим пиару пиарово.

Продолжение следует...

29.06.2011, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)