МУЗЫКА  Проверка пульса: март

DJ Krush, Cut Chemist, Марк Притчард и еще восемь электронных новинок марта

DJ Krush "Cosmic Yard" (Es.U.Es Corporation)

Отметив пятидесятилетие, Хидеаки Иши (Hideaki Ishi) вернулся к активной деятельности и выпускает уже третий альбом за четыре года. Самое удивительное, что Краш при этом ухитряется не только записывать по-настоящему хорошие пластинки, но и не повторяться. Сначала он не без успеха исследовал IDM и хромоногую бас-музыку, дальше был японский рэп, а "Cosmic Yard" больше всего напоминает психоделическую антиутопию. Ближайшая аналогия – записи FSOL середины девяностых вроде трека "My Kingdom": контрабас, гитара, труба (разумеется, в исполнении Тошинори Кондо), флейта, мрачноватые амбиентные коллажи и фирменный крашевский трип-хоповый бит. Ничего подобного Краш раньше не выпускал, и как бы не сказать, что это лучший альбом за всю его долгую карьеру.

George Fitzgerald "All That Must Be" (Double Six)

Лондонский музыкант Джордж Фитцджеральд проходит сегодня по разряду талантливой молодежи, однако его дебют состоялся аж 8 лет назад (причем не абы где, а сразу на Hotflush), да и альбом это для него уже второй. Как и полагается в эпоху постмодерна, строится его музыка из довольно разных по природе ингредиентов. Это мягкие, то прямые, то слегка сбитые ритмы (пост-дабстеп, хаус или британский фанки, называйте как хотите) модно прыгающий бас, жирные аналоговые клавиши, от которых то и дело веет семидесятыми, и затейливо нарезанный вокал, когда уже не понятно, то ли это очень затейливо оформленная песня, то ли экспериментальный коллаж, в котором случайно оказался распевный кусок. Где-то неподалеку Tourist, Photay и продукция лейбла 100% Silk, в соавторах – Bonobo, а в одном из треков даже поёт Трейси Торн (Tracy Thorn). Всё по лучшим стандартам, в меру танцевальная электроника для эстетов.

d'Arcangelo "d'Arcangelo" (Happy Skull)

Ретромания и увлечение архивами и переизданиями достигли таких масштабов, что пластинки уже приходится снабжать специальными бирками: "Это совершенно новый материал! Слышите? Когда еще такое было!". Фабрицио и Марко д'Арканжело, впрочем, и без этого ярлычка трудно заподозрить в попытках продать материал "второй свежести" – чистый современный звук слышен с первых же нот. Дело тут скорее в том, что безымянная ЕР в их дискографии уже была, а как-то отличать релизы 1996-го (который, к тому же, не так давно был переиздан) и 2018-го годов всё же нужно. Нынешнее звучание d'Arcangelo идеально вписывается во вселенную лейбла Analogical Force, где братьям выпала почётная обязанность открывать каталог. Если расположить IDM, электро и обновленческий эйсид равносторонним треугольником, то Фабрицио и Марко расположатся точно в его центре. Добавьте к этому типично итальянский мелодизм и получится идеальный брейнданс, о котором его изобретателю Ричарду Джеймсу (Richard James) приходится только мечтать.

Mark Pritchard "The Four Worlds" (Warp Records)

Два года назад Марк Притчард (если кто забыл – участник таких проектов, как Global Communication, Reload и Africa HiTech) объявил, что собирает все сольные ипостаси под крышей Warp Records и отныне всю музыку, не разделяя на проекты, будет издавать под собственным именем. За этим последовал фантастический альбом "Under The Sun" и ожидания от следующей работы были очень высокими. Но вместо продолжения получился постскриптум. 33-минутный диск похож скорее на сборник ауттейков. Звук у Марка как всегда красив, но лефтфилд-электроника, дарк-эмбиент, гипнотический речитатив, абстрактный фолк и элегические пьесы для фортепиано как-то не складываются в единую картину. Ну и хитов, подобных "Beautiful People" или "Give It Your Choir" здесь тоже нет, а жаль.

Tom Middleton "Sleep Better" (Mercury)

Партнер Марка по Global Communication Том Миддлтон в последние лет двадцать известен скорее в роли хаус-диджея и вылазки на территорию home-listening электроники совершает редко и не всегда успешно. На этот раз Том задумал "прикладную пластинку" – альбом для сна, записанный под чутким руководством ученых-сомнологов. И тут можно было ждать любой дичи от переслащенного нью-эйджа до саунд-дизайнерской психоакустики, но вместо этого Том записал альбом на удивление красивый и консервативный. "Sleep Better" честно следует лекалам, заданным лет сорок назад Вангелисом (Vangelis) и Брайаном Ино (Brian Eno) с его "Музыкой для аэропортов", но превосходит современные работы обоих. Открытий минимум, но удовольствие гарантировано.

Winterlight "The Longest Sleep Through The Darkest Days" (n5MD)

Проект Winterlight под руководством британского профессора социологии Тима Ингема (Tim Ingham) дебютировал 7 лет назад прекрасным альбомом "Hope Does Last", и хотя некоторые новые треки звучали на концертах уже в начале 2010-х, запись второго альбома затянулась на годы. Во всем, однако, есть свои плюсы – за это время Тим в прямом смысле слова успел вырастить себе помощника, теперь в группе играет его дочь Изабель. "Долгий сон", как и следовало ожидать, оказывается меланхоличным инструментальным нью-гейзом, построенном на грязном и шумном звуке, а также очень ярких "bittersweet" мелодиях. Ближайшие ориентиры – Hammock и Ульрих Шнаусс (Ulrich Schnauss) времен альбома "Goodbye".

Variant "Vortexual [Inception]" (echospace [detroit])

Стивен Хитчелл (Stephen Hitchell), резидент лейбла echospace [detroit] – из тех музыкантов, чей каталог столь обширен, что писать об отдельных пластинках как-то неловко. За последние десять лет он выпустил несколько десятков альбомов под четырьмя псевдонимами, и это только сольно, не считая совместных проектов. И тем не менее, "Vortexual" стоит отдельного упоминания. 65-минутный трек в жанре "даб-техно на диссоциативах" (когда ни даба, ни техно уже не слышно, но есть шум, пульсирующий бас, перкуссия, похожая на стук колёс поезда и аккорд, наплывающий и отступающий как морской прибой) и впрямь звучит гипнотически. Альбом создает какое-то удивительное ощущение комфорта и умиротворенности. Если Миддлтон работал с сомнологами, то в соавторах у Хитчелла очень хочется усмотреть психотерапевтов, и неплохих. Если вам нужно прийти в себя после очередных шокирующих новостей или просто выдался тяжелый день на работе, смело включайте эту запись.

Cut Chemist "Die Cut" (A Stable Sound)

Лукас Макфадден (Lucas Christian Macfadden), DJ-виртуоз, участник альтер-хоп формации Jurassic 5, соавтор Мэдлиба (Madlib) и DJ Shadow после 12-летнего перерыва решил записать соло-альбом, всего-то второй по счету. Как обычно, вокруг Лукаса собирается пёстрая компания музыкантов разных тусовок и поколений, начиная с электронщика Dntel и заслуженных французских авант-рокеров Vox Populi! и заканчивая целой оравой рэперов разной степени известности, но в массе своей довольно андерграундных. Получается задорный и довольно жесткий хип-хоп, замешанный на рок-драйве и перпендикулярный всем современным трендам. В нынешней вселенной Кемист – чужак, пришелец с другой планеты. Он, очевидно, чужд миру Канье и Кендрика, но при этом относительно того, что делают сейчас те же Краш и Шедоу, его речевки со скретчами – всё же откровенный "рэпак", музыка прямого действия. Лет десять назад что-то подобное пропагандировал лейбл Anticon, а сейчас создается ощущение, что Лукас стоит один посреди пустыни.

Oscar Mulero "Perfect Peace" (Semantica)

Оскар Мулеро хоть и не был никогда чужд IDM и даже засветился на Detroit Underground, известен был всё же как техно музыкант и ди-джей. Но сейчас испанец кажется решил на "умную электронику" стратегическую ставку. На лето у него заявлен тур с аудиовизуальным шоу именно такой направленности, год начался с неплохой IDM-ЕР для Semantica Records, а вот теперь за ней последовал и лонг-плей. Начинается пластинка жестко и холодно, примерно так в начале нулевых звучали подопечные лейбла Schematic, решившие вслед за Autechre двинуится в направлении авангардной чащи. К середине диска Мулеро всё же начинает слушателя щадить и то и дело вставляет в свои перкуссионные ландшафты то эмбиент-зарисовку с фортепиано, то минорный аккорд и под конец всё же выходит на каноническую схему "борьба ритма и мелодии".

Alva Noto "Unieqav" (Noton)

А вот кто слушателя не щадит и ни на какие компромиссы с традиционными формами не идёт, так это Карстен Николаи (Carsten Nicolai). Третий альбом в Uni-серии, начатой 10 лет назад и вдохновленной токийским клубом UNIT – это по-прежнему фирменный электро-минимализм. Синтетическая перкуссия, электростатический треск, счетчик Гейгера, тревожное гудение, происходящее скорее из промышленного, чем из музыкального мира – всё это тонет в гулком эхе и создает ощущение прогулки то ли по какому-то ультрасовременному заводу, то ли по медицинской лаборатории. Сам автор довольно экзотично описывает альбом как "музыку для езды на машине под водой", и добавить тут, пожалуй, нечего.

Thomas P. Heckmann "Body Music" (Monnom Black)

Томас Петер Хекман стал известен в середине девяностых, когда под псевдонимом Drax выпустил один из гимнов эпохи. Эйфорический технотрансовый трек "Amphetamine" гремел во всех клубах мира в исполнении самых разных ди-джеев от Карла Кокса (Carl Cox) и Свена Фэта (Sven Vath) до Компаса Врубеля. В новом веке Хекман как бы распался на две ипостаси. На полнометражных альбомах для Fax +49-69/450464 и Carp Sonum он издавал степенную и величественную космо-электронику, на пластинках – мускулистые стучалки на грани техно и EBM. Этот диск с недвусмысленным названием, наконец, разрывает шаблон – Хекман в конце концов все же решился на танцевальный лонг-плей. Маршевый техно-ритм, пульсирующий бас, тревожные клавиши, не хватает только криков молодого Дагласа Маккарти (Douglas McCarthy).

02.04.2018, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)