ФЕСТИВАЛЬ  Август. В последний отрыв?

Прежде чем от наших обгоревших и оглушенных корреспондентов начнут поступать репортажи о намеченных на август 2002 года музыкальных фестивалях, имеет смысл вспомнить длинную историю этого интересного явления - августовских фестивалей. Почему именно август?..

Август. В последний отрыв? Прежде чем от наших обгоревших и оглушенных корреспондентов начнут поступать репортажи о намеченных на август 2002 года музыкальных фестивалях, имеет смысл вспомнить весьма длинную историю этого интересного явления.
Почему именно август? "Последний отрыв уходящего лета"? Может быть, и так.
История августовских музыкальных мероприятий уходит корнями в жидковатые глубины истории новейшего времени.

Летом 1960 года в Великобритании впервые прошел Национальный Фестиваль Джаза и Блюза. Уже к середине десятилетия он начал потихоньку менять ориентацию, принимая в свои объятия все более и более приблюзованных ребят из "школы" Алексиса Корнера. К 1969 году мероприятие, переместившееся из Ричмонда в Виндзор, обернулось также и к прогрессивным формам рока. Из этой категории на состоявшемся 9 августа 1969 года концерте присутствовали The Who, King Crimson, Yes и Strawbs. Последних - крепкий, но довольно посредственный раннеартроковый состав - сейчас мало кто помнит, а зря: возможно, именно на этом фестивале Yes впервые обратили внимание на тогдашнего клавишника Strawbs Рика Уэйкмана.
К 1971 году фестиваль, став уже совершенно роковым, обрел постоянную прописку в Рединге. От джаза и блюза уже почти ничего не осталось: с начала 80-х в списках выступающих доминируют "тяжелые" команды. Многие предполагают, что в обозримом будущем "засохнет и отвалится" и слово "национальный". Уж больно много в последние годы в Рединге американских исполнителей. Радикальные MSP - в явном меньшинстве, и против Red Hot Chilly Peppers, Генри Роллинза и Кортни Лав явно не тянут - даже при поддержке частых "гостей из ближнего зарубежья" в лице Therapy?.

Наряду с регулярными акциями, то и дело расцветали пышным цветом разовые. 17 августа 1969 года грянул легендарный Вудсток. "Наркоманы, алкоголики и просто больные люди, большая часть которых барахталась в грязи зрительного поля, меньшая - колбасилась на сцене, обеспечивая всей этой помойке статус хипп-рок-мифа..." - так охарактеризовала сие легендарное событие левацкая газета "Загубленное Детство" (апрель 2000, N3). Увы, справедливость этого уничижительного определения отрицать невозможно.
"То, что происходило вне сцены, с трудом поддавалось пониманию, - вспоминал Пит Тауншенд, лидер-гитарист выступавших на фестивале The Who, - Бесчувственные тела, кидающиеся друг на друга люди, ребята с плохим приходом... Казалось, вся Америка сошла с ума..." Земляк Пита, великий Ян Андерсон был более категоричен: "Я убедил менеджера, что нам не стоит играть в Вудстоке, потому что там будет полно хиппи и наркоманов. На нас клеили ярлык хипповской группы. Такие вещи меня раздражают. Вполне возможно, что после фестиваля мы бы распались, или перешли к определенному шаблонному звучанию..." Сравните с позиций сегодняшнего дня современное положение дел у The Who и Jethro Tull, а также вспомните "хозяев поля", Джо Кокера и Джона Фогерти, неспособных по сей день выйти за очерченные в конце 60-х рамки - и станет понятно, что Андерсон был прав. Тем более, что в следующем, 1970-м году, двоих героев Вудстока - Джимми Хендрикса и Дженис Джоплин - вышибли с этого света банальные передозировки.

Жизнь, однако, продолжалась. 1 августа 1971 года в нью-йоркском Мэдисон Сквер Гарден Джордж Харрисон замутил свой знаменитый благотворительный The Concert For Bangladesh, на котором, помимо самого организатора выступили Эрик Клэптон, Ринго Старр, Билли Престон, Боб Дилан и Рави Шанкар. Следует заметить, что все, кроме почтенного индуса примерно в то же время приняли участие в записи третьего сольника Харрисона "All Things Must Pass". Чем все-таки отличаются рокерские тусовки от артистического мира вообще - так это практически полным отсутствием границ между сценической жизнью и реальностью. Случись чего явно не вписывающееся в будничные рамки - все тут как тут. В Бангладеш проблемы? Держитесь ребята, но пасаран! Через год Харрисон и Шанкар получили за свой ценный почин специальные награды ЮНИСЕФ.

Многие рок-фестивали 70-х организовывались на мощной идеологической платформе. Однако уже к концу десятилетия, после панк-революции стало окончательно ясно, что музыка сама по себе - неплохой повод собраться на народное гуляние до полного упаду. 12 августа 1980 года под этим девизом впервые прошел фестиваль Monsters Of Rock в Касл-Донингтоне. И проходил с тех пор каждый год регулярно. Увы, в последние годы его слава несколько померкла - но надежда на возрождение этого праздника жизни остается.
В полном соответствии с названием, история донингтонского праздника была полна событий роковых и монструозных. К примеру, в августе 1981 года, за сутки до открытия мероприятия, неожиданно рванула свежеустановленная пиротехника. Больше всего досталось уже размещенной на сцене аппаратуре Judas Priest. Обидно, тем более, что тогдашний вокалист группы Роб Хэлфорд собирался справить на фестивальной сцене отнюдь не нужду, а очередной день рождения. А 20 августа 1988 года, сразу же после выступления в Касл-Донингтоне, оба основателя Megadeath - гитарист Дэвид Мустейн и его тезка, басист Элефсон - были отправлены прямиком в реабилитационную клинику для алкоголиков. Фестивальная идея "рока в чистом виде" в очередной раз начинала потихоньку покрываться слоем бутылок из-под виски и зарастать шмалью. С этим надо было что-то делать.

Попытка прямого удара провалилась - но не с треском, а с блеском. Повязанный на спекуляциях с анашой промуотер Док МакГи был приговорен к общественно полезной деятельности. Таким было начало вторжения "монстров рока" в славный город Москва. Пришедшаяся ко двору в последний год антиалкогольной компании идея Музыкального Фестиваля Мира была воплощена в Лужниках 12 августа 1989 года.
Неизбалованную тогдашнюю московскую публику ждал ряд потрясений. Обливающий первые ряды фанатов водой из ведра Оззи Осборн, голая задница Никки Сикса, одевший ментовскую фуражку, и рискнувший пройти, братаясь с народом, через все стадионное поле Джон БонДжови... С организатором мероприятия Стасом Наминым случилась небольшая истерика, когда об сцену разбилась чья-то случайная бутылка. Его можно понять. Индустрии пластиковой посуды в Советской России тогда не существовало. Кроме того, безопасность подобных мероприятий тогда блюли строже, чем даже летом 2002 года, и одной бутылки было достаточно для прикрытия всей лавочки.
Забавно, что попавший тогда в число разогревающих артистов Гарик Сукачёв, смотрится на сохранившихся архивных видеозаписях образцом приличия. Кажется, голая задница Никки Сикса была для него дурным примером - то-то с тех пор на каждом втором open air Гарик норовит снять штаны при всем честном народе.
Музыкальный Фестиваль Мира вообще был богат на дурные примеры. Уже легендарной стала история о том, как воодушевленный обильными возлияниями в кулуарах этого антиалкогольного мероприятия (!) Оззи по возвращению домой потребовал продолжения банкета, в результате чего чуть не поубивал всех домашних, и был госпитализирован с диагнозом "белая горячка". Болезнь сия оказалась чертовски заразной.

И без того неспокойный, богатый на коммендантские часы и дни, а также танки и баррикады август 1991 года прославил революционный Петроград симптоматичным мероприятием Рок Против Танков. Тем, кто в безнадеге щелкал вечером 22 августа переключателем полуослепшего телевизора, неожиданно повезло - питерский канал неожиданно озарился видением сооруженной на Дворцовой площади сцены. На сцене чуть ли не в гранджевом угаре рубился Наутилус Помпилиус (альбом "Родившийся В Эту Ночь" к тому моменту еще не дошел до масс). Победа рока над танками казалась свершившимся фактом. Однако после двух песен следующего оратора, Игоря Талькова, канал вновь прервал вещание. И были тому виной отнюдь не козни темных сил, а начавшееся к этому моменту слияние артистов и публики в деструктивном алкогольном экстазе. Миссии мира в очередной раз не вышло. Увы. Ходили слухи, что именно после этого прискорбного события тишайший Грушинский слёт бардов на Волге стал проходить не в августе, а в июле. На всякий случай.

С тех пор никакой идеалогической нагрузки на музыкальные фестивали стараются не навешивать. А потребление легкого алкоголя на них не только легализовано, но и неизбежно - недаром за спонсирование этих мероприятий в последние годы берутся исключительно пивзаводы.

09.01.2014, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: