Август. В последний отрыв? Прежде чем от наших обгоревших и оглушенных корреспондентов начнут поступать репортажи о намеченных на август 2002 года музыкальных фестивалях, имеет смысл вспомнить весьма длинную историю этого интересного явления.
Почему именно август? "Последний отрыв уходящего лета"? Может быть, и так.
История августовских музыкальных мероприятий уходит корнями в жидковатые глубины истории новейшего времени.

Летом 1960 года в Великобритании впервые прошел Национальный Фестиваль Джаза и Блюза. Уже к середине десятилетия он начал потихоньку менять ориентацию, принимая в свои объятия все более и более приблюзованных ребят из "школы" Алексиса Корнера. К 1969 году мероприятие, переместившееся из Ричмонда в Виндзор, обернулось также и к прогрессивным формам рока. Из этой категории на состоявшемся 9 августа 1969 года концерте присутствовали The Who, King Crimson, Yes и Strawbs. Последних - крепкий, но довольно посредственный раннеартроковый состав - сейчас мало кто помнит, а зря: возможно, именно на этом фестивале Yes впервые обратили внимание на тогдашнего клавишника Strawbs Рика Уэйкмана.
К 1971 году фестиваль, став уже совершенно роковым, обрел постоянную прописку в Рединге. От джаза и блюза уже почти ничего не осталось: с начала 80-х в списках выступающих доминируют "тяжелые" команды. Многие предполагают, что в обозримом будущем "засохнет и отвалится" и слово "национальный". Уж больно много в последние годы в Рединге американских исполнителей. Радикальные MSP - в явном меньшинстве, и против Red Hot Chilly Peppers, Генри Роллинза и Кортни Лав явно не тянут - даже при поддержке частых "гостей из ближнего зарубежья" в лице Therapy?.

Наряду с регулярными акциями, то и дело расцветали пышным цветом разовые. 17 августа 1969 года грянул легендарный Вудсток. "Наркоманы, алкоголики и просто больные люди, большая часть которых барахталась в грязи зрительного поля, меньшая - колбасилась на сцене, обеспечивая всей этой помойке статус хипп-рок-мифа..." - так охарактеризовала сие легендарное событие левацкая газета "Загубленное Детство" (апрель 2000, N3). Увы, справедливость этого уничижительного определения отрицать невозможно.
"То, что происходило вне сцены, с трудом поддавалось пониманию, - вспоминал Пит Тауншенд, лидер-гитарист выступавших на фестивале The Who, - Бесчувственные тела, кидающиеся друг на друга люди, ребята с плохим приходом... Казалось, вся Америка сошла с ума..." Земляк Пита, великий Ян Андерсон был более категоричен: "Я убедил менеджера, что нам не стоит играть в Вудстоке, потому что там будет полно хиппи и наркоманов. На нас клеили ярлык хипповской группы. Такие вещи меня раздражают. Вполне возможно, что после фестиваля мы бы распались, или перешли к определенному шаблонному звучанию..." Сравните с позиций сегодняшнего дня современное положение дел у The Who и Jethro Tull, а также вспомните "хозяев поля", Джо Кокера и Джона Фогерти, неспособных по сей день выйти за очерченные в конце 60-х рамки - и станет понятно, что Андерсон был прав. Тем более, что в следующем, 1970-м году, двоих героев Вудстока - Джимми Хендрикса и Дженис Джоплин - вышибли с этого света банальные передозировки.

Жизнь, однако, продолжалась. 1 августа 1971 года в нью-йоркском Мэдисон Сквер Гарден Джордж Харрисон замутил свой знаменитый благотворительный The Concert For Bangladesh, на котором, помимо самого организатора выступили Эрик Клэптон, Ринго Старр, Билли Престон, Боб Дилан и Рави Шанкар. Следует заметить, что все, кроме почтенного индуса примерно в то же время приняли участие в записи третьего сольника Харрисона "All Things Must Pass". Чем все-таки отличаются рокерские тусовки от артистического мира вообще - так это практически полным отсутствием границ между сценической жизнью и реальностью. Случись чего явно не вписывающееся в будничные рамки - все тут как тут. В Бангладеш проблемы? Держитесь ребята, но пасаран! Через год Харрисон и Шанкар получили за свой ценный почин специальные награды ЮНИСЕФ.

Многие рок-фестивали 70-х организовывались на мощной идеологической платформе. Однако уже к концу десятилетия, после панк-революции стало окончательно ясно, что музыка сама по себе - неплохой повод собраться на народное гуляние до полного упаду. 12 августа 1980 года под этим девизом впервые прошел фестиваль Monsters Of Rock в Касл-Донингтоне. И проходил с тех пор каждый год регулярно. Увы, в последние годы его слава несколько померкла - но надежда на возрождение этого праздника жизни остается.
В полном соответствии с названием, история донингтонского праздника была полна событий роковых и монструозных. К примеру, в августе 1981 года, за сутки до открытия мероприятия, неожиданно рванула свежеустановленная пиротехника. Больше всего досталось уже размещенной на сцене аппаратуре Judas Priest. Обидно, тем более, что тогдашний вокалист группы Роб Хэлфорд собирался справить на фестивальной сцене отнюдь не нужду, а очередной день рождения. А 20 августа 1988 года, сразу же после выступления в Касл-Донингтоне, оба основателя Megadeath - гитарист Дэвид Мустейн и его тезка, басист Элефсон - были отправлены прямиком в реабилитационную клинику для алкоголиков. Фестивальная идея "рока в чистом виде" в очередной раз начинала потихоньку покрываться слоем бутылок из-под виски и зарастать шмалью. С этим надо было что-то делать.

Попытка прямого удара провалилась - но не с треском, а с блеском. Повязанный на спекуляциях с анашой промуотер Док МакГи был приговорен к общественно полезной деятельности. Таким было начало вторжения "монстров рока" в славный город Москва. Пришедшаяся ко двору в последний год антиалкогольной компании идея Музыкального Фестиваля Мира была воплощена в Лужниках 12 августа 1989 года.
Неизбалованную тогдашнюю московскую публику ждал ряд потрясений. Обливающий первые ряды фанатов водой из ведра Оззи Осборн, голая задница Никки Сикса, одевший ментовскую фуражку, и рискнувший пройти, братаясь с народом, через все стадионное поле Джон БонДжови... С организатором мероприятия Стасом Наминым случилась небольшая истерика, когда об сцену разбилась чья-то случайная бутылка. Его можно понять. Индустрии пластиковой посуды в Советской России тогда не существовало. Кроме того, безопасность подобных мероприятий тогда блюли строже, чем даже летом 2002 года, и одной бутылки было достаточно для прикрытия всей лавочки.
Забавно, что попавший тогда в число разогревающих артистов Гарик Сукачёв, смотрится на сохранившихся архивных видеозаписях образцом приличия. Кажется, голая задница Никки Сикса была для него дурным примером - то-то с тех пор на каждом втором open air Гарик норовит снять штаны при всем честном народе.
Музыкальный Фестиваль Мира вообще был богат на дурные примеры. Уже легендарной стала история о том, как воодушевленный обильными возлияниями в кулуарах этого антиалкогольного мероприятия (!) Оззи по возвращению домой потребовал продолжения банкета, в результате чего чуть не поубивал всех домашних, и был госпитализирован с диагнозом "белая горячка". Болезнь сия оказалась чертовски заразной.

И без того неспокойный, богатый на коммендантские часы и дни, а также танки и баррикады август 1991 года прославил революционный Петроград симптоматичным мероприятием Рок Против Танков. Тем, кто в безнадеге щелкал вечером 22 августа переключателем полуослепшего телевизора, неожиданно повезло - питерский канал неожиданно озарился видением сооруженной на Дворцовой площади сцены. На сцене чуть ли не в гранджевом угаре рубился Наутилус Помпилиус (альбом "Родившийся В Эту Ночь" к тому моменту еще не дошел до масс). Победа рока над танками казалась свершившимся фактом. Однако после двух песен следующего оратора, Игоря Талькова, канал вновь прервал вещание. И были тому виной отнюдь не козни темных сил, а начавшееся к этому моменту слияние артистов и публики в деструктивном алкогольном экстазе. Миссии мира в очередной раз не вышло. Увы. Ходили слухи, что именно после этого прискорбного события тишайший Грушинский слёт бардов на Волге стал проходить не в августе, а в июле. На всякий случай.

С тех пор никакой идеалогической нагрузки на музыкальные фестивали стараются не навешивать. А потребление легкого алкоголя на них не только легализовано, но и неизбежно - недаром за спонсирование этих мероприятий в последние годы берутся исключительно пивзаводы.

09.01.2014, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Большой фан русского рэпа – TRICKY Трики записал альбом с русскими рэперами - Бастой, Скриптонитом и Смоки Мо »»

Ушла в загул, вернусь нескоро – FERGIE Fergie презентовала новый альбом и примерила десяток париков в новом клипе »»

Главное - хорошенько прицелиться – PROPHETS OF RAGE Анархическая супергруппа Prophets of Rage выдала клип с Трампом, стреляющим по Меркель »»

А есть вы тоже за меня будете? – Liam GALLAGHER Лиэм Галлахер - о падении доходов: пришлось уволить команду по заварке чая! »»

Договор дороже денег – NEW ORDER New Order подписали соглашение с бывшим басистом Питером Хуком: он претендовал на авторские… »»

Вкалывают роботы – ТЕХНИКА Если тебе не с кем играть индастриал - сходи на завод и подключи роботов, как это сделал музыкант… »»

Бьорк - это жидкость – BJORK На московскую биеннале современного искусства привезли выставку "Digital Bjork" - реальную историю… »»

Последнее путешествие – Leonard COHEN На церемонии Polaris Awards показали клип Кристофера Миллза на песню Коэна “Leaving The Table” »»

Наука расставаний – Sam SMITH Сэм Смит выпустил грустный клип на свой новый сингл "Too Good at Goodbyes" »»

Чувство утраты – A TRIBE CALLED QUEST Рэп-группировка A Tribe Called Quest официально прекращает свое существование »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

10 лет свободы от рок-н-ролла – Вадим ДЕМИДОВ Лидер Хронопа сыграет программу, посвященную 10-летию хроноповского гимна "Любовь, свобода и… »»

Масштабируй это – EVANESCENCE Evanescence покажут в Москве новую программу в сопровождении симфонического оркестра »»

Мы, они и все остальные – Roger WATERS Роджер Уотерс объявил новые даты турне "Us + Them", в ходе которого планирует сыграть в России »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

В лучших традициях – WARHAUS Сольный проект лидера группы Balthazar Маартена Деволдера, талантливо следующего по стопам Кейва и… »»

Триангуляция пространства – PLAID Флагманы "умной электроники" возвращаются в Россию с новым материалом и новым визуальным шоу. »»

Плейлист Олега Куваева – МУЗЫКА Накануне своего московского стендап-шоу Олег Куваев составил плейлист самой "питерской" музыки »»

Подозрительная квартира – Евгений МАРГУЛИС Редкий случай: звезда масштаба страны приглашает на камерный концерт »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев 80-х. Для нового поколения он -… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Хроника22/09

1957 – В 1957 году родился романтичный лидер группы Grinderman, автор замечательных баллад и песен Ник Кейв (Nick Cave)  »»

Marlena SHAW (1942)

David COVERDALE (1951)

Nick CAVE (1957)

Joan JETT (1960)

Сергей ЛОМОНОСОВ (1976)

Benjamin SOTTO (1980)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить