МУЗЫКА  Проверка пульса: февраль

Answer Code Request, Anenon, Nocow и совсем новые имена в дайджесте электроники февраля.

Answer Code Request "Gens" (Ostgut Ton)

Музыка Патрика Грэзера (Patrick Gräser) – лучший контраргумент тем, кто (заметим, небезосновательно) утверждает, что техно в последнее время стагнирует и стало совсем уж ремесленной музыкой, строго вписанной в определенный набор правил. Патрик вроде бы остается в рамках "берлинской парадигмы", но стартовав с тревожно пульсирующих "стучалок" быстро дезертирует куда-то в сторону атмосферного брейкбита (как же приятно снова слышать сэмплированные брейки) и экспериментов в духе раннего R&S. Трек "Res" идеально вписался бы в знаковый сборник "In Order To Dance Volume 5", а "Tu" звучит так, словно в соавторах оказался вспомнивший молодость CJ Bolland.

Nocow "Voda / Zemlya / Vozduh" (Figure)

Петербуржец Алексей Никитин разродился трилогией ЕР на берлинском лейбле Figure, где заправляет техно-продюсер Len Faki. Получился довольно самобытный микс из ретроградского техно – где-то тяжелого (треки в духе "Synchonicity" вполне могли бы звучать в миксах Джефа Миллса середины 90-х), но по большей части – интеллигентного и, что особенно удивительно, мелодичного. От композиций вроде "Rave Button" или "Vdaleke" отчетливо пахнет ранним Warp Records. Неторопливый, слегка "прилоуфаенный" прямой бит, нежные пэды и железячная перкуссиия. Нечто подобное могли бы записать B12 или Aphex Twin где-то 25 лет назад.

Shuttle358 "Field" (12k) Дэн Абрамс (Dan Abrams) был одной из главных звезд лейбла 12k в момент, когда тот только набирал ход. Ключевым качеством музыки Shuttle358 всегда было сочетание, казалось бы, противоречивых качеств. С одной стороны, его звуковое полотно всегда было непредсказуемо рваным – звуки начинались и обрывались совсем не там и не так, как этого требовали законы развития композиции (это всегда роднило Абрамса с Oval). С другой – этот тревожно дрожащий калейдоскоп неизменно показывал картинку, в которой прослеживались гармония и даже мелодия, в общем, какая-то традиционная музыкальность. Вернувшись после долгого перерыва, Абрамс продолжил эту же линию, но сделал звуковую текстуру гораздо более сложной и многослойной. Есть от этой записи какое-то ощущение неживой, но завораживающе красивой материи. Будто бы слушаешь не творение человека, а звук идеально работающего завода, где из многослойного и беспорядочного шума механизмов вдруг прорываются случайно возникшие ритмы и аккорды, приятные слуху.

Hieroglyphic Being "The Red Notes" (Soul Jazz Records)

Джамал Мосс (Jamal Moss) записывает музыку с середины девяностых. Он начинал с эйсид-хауса, затем в нулевые приложил руку к электроклэш-буму (в составе группы Dirty Criminals он издавался на International Deejay Gigolos), а затем пустился во все тяжкие: выпустил более 20 альбомов (не говоря уже о синглах и ЕР) и отметился на всех возможных лейблах от Spectral Sound и Crème Organization до Planet Mu и Rvng Intl. Его музыку можно бы объединить общим тэгом "лоу-фай", но в его крайне разноплановом каталоге просматривается еще одно увлечение – этакий "прото-хаус", танцевальная музыка до эпохи рейва. Его новейший релиз перекликается с поздними записями Legowelt – уже не диско, но еще не хаус, "верните мне мой 1987-й". Кассетный звук и причудливые тембры дешевых цифровых "самоиграек", неловко имитирующих живые инструменты. Этот прием уже давно взяли на вооружение адепты постмодернистского нью-эйджа, и вот теперь Джамал Мосс наконец приспособил эту технологию для клубной музыки, заодно изрядно разбавив её джазовыми соло.

[прослушать альбом можно здесь]

Anenon "Tongue" (Friends Of Friends)

Брайан Аллен Саймон (Brian Allen Simon) живет в Лос-Анджелесе и музыкальными корнями уходит к тусовке, близкой лейблу Brainfeeder. При желании в его музыке (особенно в более ранних пластинках) можно усмотреть влияние "LA beats" сцены, вот только в музыке Anenon бита нет вообще. А есть в ней затейливая канитель электронных звуков, минималистичное фортепиано и нежнейшие духовые. Ближайшая аналогия – новейшие, уже насыщенные электроникой записи Нильса Фрама (Nils Fram) с той разницей, что главный инструмент Anenon – это всё же разноплановые "дудки", да и музыка его несет в себе не только классическую, но и джазовую и даже этническую составляющие.

Alva Noto & Ryuichi Sakamoto "Glass" (Noton)

Пятый, если не считать саундтрека к "Выжившему", совместный альбом германо-японского дуэта. Коллаборация, которая начиналась с изящных фортепианных пьес, надстроенных на электронно-глитчевый фундамент, пришла в итоге к дарк-эмбиенту. "Glass" – 37-минутное полотно из диссонансного гудения, нервного высокочастотного шелеста, повисающих в пустоте высоких фортепианных нот и, разумеется, звона стекла. Пластинка была записана специально к открытию выставки японской художницы Яёи Кусамы, а в качестве главного источника звука музыканты использовали архитектурный объект – Стеклянный дом Филиппа Джонсона, что в городе Нью-Канаан, Коннектикут. Как и следовало ожидать при таких вводных, работа получилась очень "дизайнерской" – это уже почти saundart в духе "инсталляционных" записей Брайана Ино (Brian Eno), но с большей эмоциональной нагрузкой.

Miracle "The Strife Of Love In A Dream" (Relapse Records)

Удивительный дуэт Miracle составляют американский гуру аналогового синтеза Стив Мур (Steve Moore), известный по группе Zombi, а также британский певец и мульти-инструменталист Дэниел О'Салливан (Daniel O'Sullivan), которого мы знаем по разнородной пост-металлической музыке вроде Ulver и Æthenor. Вместе эта странная парочка записывает готический синти-поп: медленный, печально-романтический и полный историй о том, что всё в этом мире тлен. История дуэта удивительна еще и тем, что их дебютный альбом выпускал лейбл Planet Mu, что только подчеркивает очевидное – музыка эта начисто лишена какой-то пространственно-временной привязки. Добро пожаловать в восьмидесятые, которых никогда не было.

Yimino "Aeng" (Ominim Records)

Лондонский дуэт Yimino – едва ли не главные "теневые герои" IDM-сцены 2000-х. Они появились в тот момент, когда музыка эта была уже далека от большой рекорд-индустрии, но это не помешало им сделать карьеру – они регулярно выпускают пластинки, чуть реже, но всё же регулярно концертируют, в общем, ведут довольно активную жизнь продюсеров, выходящих за пределы собственной спальни. И если их более ранние записи – это, как ни крути, классический IDM, то "Aeng" – работа довольно экспериментальная. Среди 16 треков есть и шумовые коллажи, и кивки в сторону танцевальных жанров, и песни, и нечто, напоминающее заторможенный трип-хоп или даже даб. Стиль и манера (особенно в мелодиях и привычке работать с мелко нарезанными вокальными сэмплами) при этом узнаются моментально.

Merovingian "Prøv Å Forstå - The Remixes" (Drift Deeper Recordings)

Конкурсы ремиксов – в принципе довольно сомнительная затея. Делаются они обычно в маркетинговых (нагнать трафика) целях, судятся по принципу "кто поставит больше лайков", в общем, к творчеству отношения имеют мало. Редкие исключения случаются тогда, когда происходит это в узкоспециализированной тусовке гиков-профи. Ремиксы на трехтрековую ЕР музыканта Merovingian – как раз такой случай. Имена сплошь неизвестные, а музыка – выше всяких. А всё потому, что конкурс проводился среди читателей тематического блога dubtechnoblog. Все почти 70 минут ремикс-альбома – максимально комфортное, амбиентное даб-техно по заветам Yagya, Deepchord или раннего Chain Reaction. Музыка очень "домашняя", обволакивающая. Идеальный саундтрек для какой-то интеллектуальной работы вроде программирования или написания текстов.

Proswell "Some Groove" (Not On Label)

Уроженец Чикаго Джозеф Мизра (Joseph Misra) известен в первую очередь как выходец из трекерной сцены, а затем - как резидент лейбла Merck, где в нулевые выпустил три альбома. В 2010-х Джозеф был чуть менее активен, но с радаров не пропадал и то и дело мелькал в разных ипостасях на собственном нет-лейбле Eerik Inpuj Sound. Для проекта Proswell это, тем не менее, первый релиз за 10 лет, и возвращение вышло очень удачное. Мизра с одной стороны вроде бы не чурается современного звука (формально "Some Groove" вполне можно определить как брейнданс), но корни не спрячешь – из каждого трека "торчат уши" музыки из старых компьютерных игр и наивно-очвровательных трехминутных "модулей" (так назывался формат, в котором в середине 90-х сохранялись композиции в редакторе Fast Tracker). Ну а композиция "In The Shape" – пока безальтернативно главный IDM-хит года.

Antonio Mendez "Highland Drive" (Not On Label)

Ни одна "проверка" не должна обходиться без пластинки в жанре "удивительная и прекрасная электроника, которую никто не знает". Об Атонио Мендесе известно только то, что родом он из города Сильвер Спринг, штат Мериленд, а дискография его кроме этого альбома состоит из прошлогодней записи, 27-минутного коллажа на стыке эмбиента и индитроники. Теперь Мендес осваивает "умную электронику" и делает это с блеском. "Highland Drive" начинается с супермелодичных пьес на стыке Plaid времен "Rest Proof Clockwork" и игривого звука лейбла Toytronic, продолжается эстетским пост-хаусом а-ля Photay и под конец раскручивается в дрилл-н-басс по заветам раннего Squarepusher, но ярче и мелодичнее. Почему этого американца еще не разорвали на куски издатели – загадка. Очевидно, что перед нами талантище.

Teeel "Overtime" (Synthemesc)

Без особого успеха попробовав себя в инструментальном синт-вейве, музыкант и певец из Нью-Джерси решил вернуться к истокам. Пятый альбом Джеймса Смита (James A. Smith) – это снова 80-е, романтика и ностальгия. Похоже одновременно на OMD, New Order, Washed Out и на итало-диско. Музыка, под которую могли бы танцевать подростки из сериала "Stranger Things" или герои фильмов Джона Хьюза.

Dedekind Cut "Tahoe" (Kranky)

Фред Уелтон Уормсли (Fred Welton Warmsley) более всего известен проектом Lee Bannon, с которым успел выпустить с десяток альбомов, два из которых издал лейбл Ninja Tune. В предыдущей ипостаси Фред ходил вокруг нервно-ломаной (от хип-хопа до джангла) музыки с мрачноватой коллажной текстурой, теперь же переключился на умиротворяющий и гармоничный "глубоководный" симфо-эмбиент в духе лейбла Glacial Movements, то и дело норовящий мутировать в лопатинские коллажи. С одной стороны, здесь есть чинная красота дрон-эмбиентных альбомов, с другой – расслабиться и заснуть Уормсли не даёт, в каждый момент слушателя может настичь удар оттуда, откуда его совсем не ждёшь.

28.02.2018, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)