DEPECHE MODE  Повторный сеанс

Depeche Mode второй раз сыграли в Москве шоу "Global Spirit Tour", с новым сетлистом и хорошим звуком.

Летний концерт Depeche Mode на арене "Открытие" оставил противоречивые впечатления. С одной стороны – отличная программа, сюрпризы и довольно убедительные в концертном формате новые песни. С другой, как минимум в танцпартере звук был такой, что эффекта присутствия порой откровенно не хватало. Так что вопроса идти ли в "Олимпийский" (пусть тур формально тот же самый) даже не стояло. К тому же, с тех пор, как Depeche Mode стали приезжать в Россию по два раза за год, можно осуществить давнюю мечту и посмотреть шоу с разных точек. Намучившись в танцпартере, в этот раз я занимаю любимую позицию наблюдателя и располагаюсь чуть сбоку – там и звук обычно неплох, и открывается лучший обзор на всю музыкальную "кухню".

В кои-то веки до Москвы доезжает и интересный разогрев. В этой ветке тура DM сопровождает группа Black Line – новый состав их старого приятеля Дугласа Маккарти (Douglas McCarthy). И по составу, и по музыке Black Line – расширенная версия Nitzer Ebb. В составе тот же Бон Харрис (Bon Harris), но список "коллабораторов" – как в хорошем хип-хоп альбоме, по два на трек. Музыка – всё тот же изрядно осовремененный EBM. Без явных хитов (к тому же Маккарти всегда лучше смотрится в маленьких клубах, а на гигантской арене слегка теряется), но боевой дух задает отлично. Полчаса разогрева, короткая пауза, и вот уже в 20:00 в заполненном "Олимпийском" звучит "Revolution" Beatles. Концерт будет долгий, так что с началом лучше не тянуть.

Звук в "Олимпийском" существенно лучше, чем на стадионе "Спартака", но на первых же песнях слышны уже знакомые дефекты нынешней концертной реинкарнации DM. Барабаны грохочут (эхо на такой площадке не победить, как ни старайся), средние частоты (в первую очередь, клавиши) наоборот проседают и, что особенно странно, за торчащими ударными и грязной гитарой то и дело теряется вокал (поначалу кажется, что сегодня мистер Гаан не в голосе). В результате, три песни с замечательной и супермелодичной "Ультры" группа исполняет в жанре этакой гаражной версии Rage Against The Machine – резко, рыхло и сыро. Для "Barrel Of A Gun" (с уже ставшей её частью цитатой из "The Message") этот жанр вполне подходит, но "Useless" и "It's No Good" (которые в июле не игрались вовсе) эта рок-расхлябанность не красит. Впрочем, всё это частности – любимые вещи приятно слышать в любом варианте.

Даже танцевальную "A Pain That I'm Used To" Депеш Мод ухитряются сыграть в жанре сырого рок-хита. Но к счастью, начиная с "Precious" группа всё же вспоминает о том, что увлечение гранжем и гитарной альтернативой – лишь эпизод в их долгой карьере. Прямой диско-ритм (пусть и в исполнении живой ударной установки), пульсирующий бас – да здравствует электроника. В результате, сентиментально-минорную вещь DM заканчивают затяжным синтезаторным пассажем в духе Стива Мура (Steve Moore). Тут и Дейв неожиданно распелся и тянет ноты как заправский соул-певец, демонстрируя силу вокала.

DM внезапно преображаются в самих себя первой половины девяностых. В "World In My Eyes" снова солируют клавиши, а Дейв кружится с микрофонной стойкой в руках – и песня, и исполнение чудо как хороши. Главное отличие "тех" и "этих" Depeche Mode - в персоне Питера Гордено (Peter Gordeno) и его роли (теперь, с верхотуры это наконец удается рассмотреть). Все канонические синтезаторные (а точнее, сэмплерные) соло, которые даже во времена Алана Уайлдера (Alan Wilder) звучали этакой автоматизированной подложкой, Гордено разрезал на отдельные ноты и играет руками, то и дело слегка выбиваясь из ритма – будто бы специально, чтобы добавить человеческого фактора и подчеркнуть живость исполнения. Мартин, раньше предпочитавший гитару, не отстаёт, и частенько отходит сыграть соло на синтезаторе. И даже для Флетч, "самый высокооплачиваемый исполнитель одним пальцем" (о, самоирония!) регулярно находит себе дело за клавишами. Так много живой игры у DM не было никогда.

Вернувшись из США, DM сильно изменили сетлист, и программа этого концерта заметно отличается от той, что мы слышали летом. Например, в новом наборе осталось всего три песни со "Spirit" – открывающая концерт "Going Backwards", "Where's The Revolution" и, конечно же, проникновенная "Cover Me" с видео об одиноком космонавте, один из ключевых моментов нового шоу. Под нож попала даже энергичная "So Much Love", зато мы получаем в общей сложности 5 песен с "Ultra", включая акустическую "Insight", её Мартин исполняет дуэтом с Гордено. Номер не то, чтобы такой свежий (эту вещь Март уже исполнял в Москве 2010-м), но звучит как откровение. Особенно хорош госпел-финал на два голоса с рефреном "gotta give love". Растроганные фанатки утирают слезы, олдовые депешисты восторженно матерятся, любители электроники сосредоточенно светят в зал фонариками. Дуплетом к "Insight" – естественно, "Home" c длинным симфоническим репрайзом, который фан-зона (но почему-то только она) поёт хором.

Череду идеальных исполнений продолжает "In Your Room" – здесь как раз ждёшь гранжа (как-никак, Бутч Виг в соавторах радио версии), а получаешь исполнение чистое и деликатное, с упором не на драйв, а на красоту. Размявшись на "What's The Revolution" (новые вещи всегда звучат хорошо), Дейв, Март, Энди, Петер и Кристиан наконец делают то, чего я ждал почти 30 лет – выдают просто эталонный "Everything Counts". Поп-боевик 1983 года был главным номером их концертной программы конца 80-х – начала 90-х, а вот в современных сетлистах появлялся весьма эпизодически. Перед прошлым туром трио даже фотографировалось с табличкой "Извините, мы не играем вещи до 1986 года", но очень скоро троица своим принципам изменила. Вещь эта хороша еще и тем, что дает очень много пространства для живой игры. Импровизация в финале была обязательной частью еще тогда, когда клавиш музыканты касались очень аккуратно и неохотно, теперь же при делах все трое – Флетч играет подложки, Питер – каноническую партию "железяк", а за Мартином все импровизации.

Дейв в это время не только поёт, но и "делает шоу" – то машет стойкой у края сцены, то поднимается на второй ярус, между первым и вторым экранами (становясь как бы персонажем этой видеопроекции), то бегает на "язык" жать руки фанатам. Настало время массовых хитов – "Stripped", "Enjoy The Silence" и "Never Let Me Down Again", обязательная часть, без которой не обходится ни один концерт. Попев хором и помахав руками, довольные депешисты шумно требуют биса и получают второй акустический блок. "I Want You Now" Мартин любил еще во времена альбома "101", но в России не пел ни разу. Не скажу, что я фанат этой песни, но всё лучше, чем "Somebody", да и поёт Март как всегда божественно.

Я жду "Hereoes" и "I Feel You" (которую на летнем концерте изрядно попортил плохой звук), но со второй частью сетлиста нам скорее не везет. После прекрасной "Walking In My Shoes" в ремиксе Уильяма Обрита (William Orbit) с не менее прекрасным видео, которое давно пора издавать альтернативным клипом, мы получаем финал в стиле хард-рок: "Question of Time" (с каждым туром она становится всё быстрее и вся тяжелее, видимо дело закончится панк-версией) и "Personal Jesus". Тут уже много рока не бывает, да и Мартин на своей звездно-серебристой гитаре выдает такое соло, которому позавидовал бы сам Слэш (Slash). Браво. Depeche Mode каждый раз проворачивают с тобой один и тот же трюк – сначала заставляют в себе усомниться (мол, состарились, устали, просто не в настроении), а потом вдруг начинают творить магию.

На этом всё. Дальше в графике группы Южная Америка, а потом снова Европа, теперь уже с фестивалями. А новая ветка тура это, глядишь, и новый сетлист. Так-так, куда у нас еще продают билеты?..

26.02.2018, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

Сайт: www.depechemode.com

DEPECHE MODE

Depeche Mode - британский синти-поп коллектив, на протяжении трех десятилетий остающийся одной из самых популярных и влиятельных групп планеты.

Подробности из жизни:

Depeche Mode - британская группа.
Жанры: синти-поп, рок.

Состав:
Мартин Гор (Martin Gore) - вокал, клавишные, гитара
Дейв Гаан (Dave Gahan) - вокал
Энди Флетчер (Andy Fletcher) - клавишные
Алан Уайлдер (Alan Wilder) - клавишные, ударные (1982-1994)
Винс Кларк (Vince Clarke) - клавишные (1980-1982)

Группа была образована в 1979 году школьными друзьями из провинциального английского городка Бэзилдон. Коллектив, названный поначалу Composition of Sound, играл характерную для тех времен новую романтику, однако к 1980-му, обретя нового вокалиста Дейва Гаана и принесенное им новое название Depeche Mode, группа полностью перешла на синтезаторы. Выступая на разогреве у Fad Gadget, молодая группа приглянулась хозяину независимого лейбла Mute Дэниелу Миллеру (Daniel Miller), и вскоре под его чутким руководством записывала альбом для Mute Records. Альбом "Speak & Spell" поднялся на 10 место британского чарта, что было выдающимся результатом для совсем еще молодой группы,…

Далее... →