НАГРАДА  Вопрос репутации

Почему вмешательство политики в музыкальные конкурсы неизбежно и необходимо

Мероприятия такого размера, статуса и известности, как Grammy Awards или Eurovision Song Contest, не могут не быть связаны с политикой, как бы ни старались их организаторы. Популярность политически продиктованных решений жюри в 2017 и 2018 годах привела к масштабным дискуссиям о том, насколько гуманны методы National Academy of Recording Arts and Sciences и возможным протестам по поводу ее решений. Почему политика рулит музыкой и как это происходит?

Расово нейтральный граммофон

В 2017 году Грэмми за "Лучший альбом" выиграла певица Adele, обойдя Beyonce - и даже сама победительница отметила, что решение жюри, возможно, было не вполне профессиональным. Адель разломала статуэтку на две части (те, кто смотрел “Дрянные девчонки”, оценили этот момент), в слезах повторяя, что ее должна была получить Бейонсе, и вручила половину сопернице.

В этот момент все социальные сети взорвались хэштэгами #grammyssowhite, что вылилось в серьезные разговоры о расовой дискриминации в системе наград Грэмми. Не потому, что Адель чем-то не угодила публике,- напротив, ее альбом был более популярен, чем 'Lemonade" Бейонсе, и никто бы не осмелился усомниться в качестве ее пения. Вся проблема заключается в предсказуемости и регулярности подобного выбора жюри. Репутация Грэмми как премии, где вручение "Альбома года" белому большинству уже стала традицией, была окончательно подтверждена - 2017-й год стал последней каплей, переполнившей чашу общестенного терпения. В 2018 году многие звезды открыто призвали бойкотировать церемонию, и в итоге 60-я, юбилейная церемония Grammy Awards показала самый низкий зрительский рейтинг за 10 лет.

Разговоры о дескриминации на Грэмми набирали обороты более 10 лет. С 2000-го года всего три темнокожих артиста или группы победили в номинации на альбом года: OutKast в 2004-м году, Рэй Чарльз (Ray Charles) в 2005-м и Херби Хэнкок (Herbie Hancock), получивший награду за фортепианный трибьют белой канадской певице Джони Митчелл (Joni Mitchell) - в 2008-м. Многие годы черных музыкантов номинировали на Альбом года и многие годы их обходили белые певцы: Тейлор Свифт (Taylor Swift) - Кендрика Ламара (Kendrick Lamar) в 2016-м, Beck - Бейонси в 2015-м, Daft Punk - снова Ламара в 2014-м, Mumford and Sons - Фрэнка Оушена (Frank Ocean) в 2013-м.

Разумеется, посмотрев церемонию Грэмми, трудно с первого взгляда заметить признаки расизма. В номинантах премии всегда присутствуют афроамериканцы, их показывают по телевизору. Многие критики отмечают, что вся проблема заключается в самой структуре номинаций Грэмми: только первые четыре категории считаются значимыми (лучшие альбом/песня/запись/молодой исполнитель года). Прочие номинации ориентированы на конкретный стиль или жанр музыки (например, "Лучший латиноамериканский альбом года"),- и этих категорий так много, что большинство из них даже не включают в трансляцию. В первых четырех категориях при этом всегда доминируют белые певцы с популярными поп-песнями - они и уносят домой золотые граммофоны. Этот систематический расизм давно не секрет для многих музыкантов, поэтому в 2017-м году церемонию бойкотировали Оушен и Уэст (Kanye West ).

Дискриминация по IQ

Ещё одна проблема Грэмми заключается в устаревшем менталитете академиков. Альбомы вроде "Lemonade" Бейонсе и "4:44" Jay Z, открыто говорящие о дискриминации и насилии, считаются "слишком серьезными" для премии. До сих пор сильно предубеждение против таких жанров, как хип-хоп и рэп. Это отражается на выборе музыкальных номеров, которые показывают по TV.

Несмотря на все эти трудности, стоит обратить внимание на прогресс Грэмми с 1989 года: расовое разнообразие музыкантов существенно выросло, а рэп наконец-то доминировал в главных номинациях.

Рэп всегда был немного в тени остальных топ-жанров Grammy Awards. Он был признан и добавлен в число номинаций только в 1989 году, позже всех главных стилей музыки: поп, рок, R&B и кантри. Неудачным шагом со стороны организаторов было решение не транслировать это обновление по телевизору, что вызвало много негативных эмоций со стороны известных рэп-артистов. В последующие годы эту номинацию всегда показывали по телевизору,- за исключением 2015 года (и это вызвало дополнительный скандал). Стоит заметить, однако, что, хотя жанр заметно вырос в статусе и обрел 3 категории: Лучший рэп-альбом, Лучшая рэп-коллаборация и Лучшая рэп-композиция, - победы рэперов в главных категориях все еще считаются редкостью.

В 2018-м году в 4 главных категориях были номинированы рэперы JayZ, Кендрик Ламар, Childish Gambino и Lil Uzi Vert, что уже в 2 раза больше, чем в любые прошлые церемонии. Но все же остается ощущение, что Грэмми продолжает дистанцироваться от настоящего рэпа. Многие музыканты вроде Future, ASAP Rocky, A Tribe Called Quest и Nas еще не унесли домой ни одного выигрыша, что странно, учитывая их невероятную популярность и мастерство, признанное многими экспертами. "Альбом года" получил Bruno Mars с популярной, но не очень глубокой и осмысленной песней. Cardi B, юная рэп-певица, выступила вместе с Бруно Марсом, но представила не свою хит-песню "Bodak Yellow" а более традиционный поп-номер - “Finesse”. А Sza, песни которой описывают проблемы, испытываемые чернокожими женщинами, ушла без победы, - как и Jay Z, номинированный рекордное число раз в этом году.

Право женщин

Нехватка женщин в основных номинациях тоже не осталась незамеченной - как и другие проблемы. В разгар движения #Blacklivesmatter в 2017м году артисты, которых раньше удерживали от критики меркантильные соображения, выразили свое мнение по поводу происходящего. После хейтерских высказываний Дональда Трампа, общественных протестов за права женщин, показаний о домогательсвах Харви Вайнштейна и движения #metoo, которое привело к рассказам женщин об их опыте борьбы с домогательствами, только слепой не заметил бы отсутствие женщин-лауреатов на 60-й премии Грэмми.

Университет Южной Калифорнии своевременно выпустил веское исследование Anneberg Inclusion Initiative, которое показало что из 899 людей, получивших номинации на последних 6 Грэмми, всего 9% были девушками. И из Top100 Billboard с 2012-го по 2017-й год всего 12% были написаны женщинами.

Новой акцией, которую поддержали артисты (среди которых - не только женщины), стал призыв "Time's Up": четкий месседж тем, кто принуждает женщин использовать секс в качестве эквивалента платежных средств, что их время вышло. Перформанс, который устроила одетая в белое певица Kesha, незадолго до того проигравшая иск к продюсеру Dr Luke и получившая от него встречный иск о диффамации, был встречен шквалом аплодисментов. Белые розы в поддержку движения на лацканах пиджаков, пламенные речи и даже Хиллари Клинтон, зачитавшая со сцены кусок из скандальной книги про Трампа, - джинн был выпущен из бутылки, и это - джинн антибуллинга.


Все вокруг - политика

Дело вовсе не в том, что премия Грэмми дискриминирует афроамериканцев и женщин. Хочется, чтобы мы все обратили внимание на то, что титульные премии и крупные события в мире музыки и кино теперь невозможно отделить от политики. Более того: они стали рупором политических движений. И помогли этой новой политической прозрачности артисты и соцсети с их любовью к массовым флэшмобам. Многие артисты успешно используют свою фан-базу как "армию ботов", в считанные часы мобилизуя сотни тысяч людей выражать протесты либо поддерживать призывы.
Каждое несправедливое событие теперь сопровождается еще одним хэштегом и разговором о необходимости изменения правил. В целом, это - здоровое явление: подобные дискуссии порождают шансы на движение к лучшему. Возможно, в 2019-м году Grammy Award за Альбом года наконец унесет Бейонсе - или хотя бы её муж... если, конечно, они придут.

Проблемы дискриминации не ограничены мероприятиями и организациями в Америке. Если приглядеться, окажется, что у множества музыкальных шоу,- Eurovision Song Contest, Brit Awards или, к примеру, Голос в России,- есть своя конъюнктура, не всегда напрямую относящаяся к музыке. Вспомним, к примеру, весьма спорную победу монаха Фотия в "Голосе" 2016-го года: это событие было воспринято и зрителями, и критиками как PR-ход и неуклюжая попытка государством РФ продвинуть популярность ортодоксального христианства. А певица в инвалидной коляске Юлия Самойлова, нарушившая законы Украины (в 2015 году она выступала на территории Крыма) запомнилась не своим пением, а попыткой манипуляции правилами принимающей стороны.
О "Евровидении" при этом давно известно что распределение баллов в таблице голосования стран напрямую отображает политические отношения между державами. А победители Brits давно используют момент вручения награды для того, чтобы произнести эмоциональную политическую тираду.

Обо всем этом важно или хотя бы интересно задуматься в следующий раз, когда вы включите телевизор.

18.02.2018, Катерина КРУПЕНИНА (ЗВУКИ РУ)