ТЕХНИКА  NAMM: Что сегодня показывают на главной музыкальной выставке

В США завершилась выставка NAMM 2018. Чем сегодня могут похвастаться производители музыкального оборудования и программного обеспечения?

В США завершилась выставка NAMM 2018, одно из самых главных отраслевых мероприятий для производителей музыкального оборудования. Сама по себе NAMM Show демонстрирует всю отрасль "в срезе", на ней либо показывают то, что уже можно купить, или то, что будет доступно в ближайшие месяцы. Давайте посмотрим, чем сегодня могут похвастаться производители инструментов и прочего "железа".

Гитары. Много гитар

Гитар действительно много. Самые именитые производители в лице Ibanez, ESP (LTD) и других привозят на каждое такое мероприятие десятки новых моделей инструментов, удивляя таким изобилием журналистов и потенциальных покупателей. Конкретно NAMM 2018 пропустила фирма Gibson, зато ESP и Ibanez, представившие каждая по полсотни новых моделей электрогитар и басов.
Гвоздём программы у Ibanez в этот раз стала серия 22- и 24-ладовых гитар AZ, разработанная "с нуля" при активном участии различных музыкантов.

Сходные достижения своего хозяйства предъявила фирма ESP. Тоже десятки гитар. В том числе сигнатурные (LTD-Nergal-6 имени солиста Behemoth), и инструменты с переменной мензурой, как, например, LTD M-1008. Постепенно такие инструменты перестают быть экзотикой.

Кстати, в тему экзотики: на NAMM 2018 показали вот такую 18-струнную страхолюдину - Ormsby DJENT2018:

Практичным инструмент не назвать, даже несмотря на веерные лады. В целом это типичная "диковинка", специально под NAMM изготовленная.

Гитарная обработка

Гитарных усилителей и "примочек" на NAMM всегда показывают много. Обычно они делятся на более-менее традиционные комбоусилители и педали, цифровые процессоры, претендующие на то, чтобы моделировать всё на свете, и какие-нибудь экзотические штуковины, которые при ближайшем рассмотрении оказываются менее странными, чем показалось на первый взгляд.

Хороший пример такой экзотики представила компания Game Changer Audio: её Plasma Pedal - это "высоковольтная" дисторшн-педаль, которая, по заявлению разработчика, преобразует сигнал от гитары в серию электрических разрядов внутри ксеноновой лампы.

Звучит и выглядит это так:

Довольно интересный эффект представила компания Sim1: её педаль XT-1 позволяет "превратить вашу гитару в любую другую". Предустановлены модели 12 гитар - разные модификации Stratocaster, Les Paul, Telecaster и акустических гитар Martin и Gibson.

Компания Empress предъявила Zoia - мультиэффект-процессор и модульный синтезатор в одном корпусе, позволяющий творить с гитарным звуком всё что угодно. Вот таким манером:

Boss выпустили эффект-процессор GT-1000, который, как утверждает производитель, "должен будет убить сценические ламповые усилители". В самом деле?

Ну, а что до реальных "убийц", то вот сигнатурный усилитель Orange, подписанный лично гитаристом команды Mastodon Брентом Хайндзом (Brent Hinds).

Одним из самых громких событий стал выход фирмы Fender на рынок гитарных педалей: компания, раньше занимавшаяся исключительно гитарами и полноформатными усилителями, выпустила сразу целую серию разнообразных педалей и пообещала на этом не останавливаться.


Синтезаторы

В клавишном секторе NAMM уже много лет рулят аналоговые или гибридные синтезаторы. Производители уже давно предпочитают удовлетворить спрос на старые технологии в новой упаковке, нежели заниматься поисками новых методов синтеза. Впрочем, совсем без инноваций тоже не обходится.

Korg, обрадованный успехом своих Monologue и Minilogue, представил новую, солидную аналоговую машину - Prologue. Этот синтезатор существует в двух вариантах: 8-голосном 49-клавишном и 16-голосном 61-клавишном. Как говорят, стоить он будет очень немало.

Для демонстрации, что характерно, отобрали мелодию из финальных титров к фильму "Бегущий по лезвию бритвы". В оригинале эта тема была сыграна на одном из самых дорогих и мощных инструментов своего времени - синтезаторе Yamaha CS-80. При написании саундтрека к легендарному фильму Вангелис (Vangelis) широко использовал заводские пресеты этого синтезатора, причём с минимальными изменениями. 40 лет назад мало кто мог сравниться с этим инструментом по звучанию... А также по дороговизне и габаритам.

Но вот во второй половине 2010-х некий Роман Филиппов из Black Corporation привозит на NAMM инструмент под названием Deckard's Dream - аппаратный "клон" легендарного Yamaha CS-80, где вся схемотехника воспроизведена максимально близко к оригиналу. При этом Deckard's Dream не весит десятки килограммов, а цена на него составляет "всего" 1000 долларов.

Компания Arturia продолжает свои собственные эксперименты с настоящей аналоговой техникой: на NAMM 2018 она привезла MiniBrute 2 и 2S, два новых монофонических синтезатора. Оба они представляют собой усовершенствованные версии оригинального MiniBrute, но на этот раз с полумодульной архитектурой и полноценной патч-панелью. У 2S нет клавиатуры как таковой, вместо неё - элементы управления арпеджиатором.

Помимо этого Arturia выпустила Eurorack-совместимую стойку RackBrute - по-видимому, с прицелом на то, чтобы сделать MiniBrute 2 ядром для более крупных модульных систем.

Благодаря оригинальному MiniBrute Arturia по сути сумела создать целый новый сегмент рынка - "бюджетный аналог". Теперь в него пытается влезть и окопаться Behringer: в прошлом году он представил миру Model D - 300-долларовый клон MiniMoog, а теперь показал прототип своего нового синтезатора Neutron, полностью аналогового аппарата, предположительно двухголосного, который также будет стоить всего 300 долларов. Компания обещает начать отгрузку уже в апреле. Но она также обещала начать продажи Model D ещё в сентябре 2017 года, однако, как говорят, с удовлетворением спроса справляются из рук вон плохо.

Компания Waldorf, со своей стороны, представила на выставке сразу две новые машины - Quantum (относительно сырой прототип показывали на прошлой Musikmesse), гибридный цифроаналоговый инструмент, и STVC, "струнный" синтезатор, похожий по назначению на Streichfett, но с клавишами - на шасси Blofeld.

Компания Elektron решила всем порвать шаблон и выкатила бесклавишный синтезатор Digitone, который внезапно оказался 4-голосным FM-синтезатором. FM-синтез устаревать не собирается, хотя сегодня он далеко не настолько моден, как аналог.

Впрочем, возможно, до "ренессанса" FM просто ещё не дошла очередь.

Ну, и последнее: компания Alesis показала Vortex 2, кажется, единственный кейтар (Keytar - подвесная клавиатура) на NAMM за последние года два-три. Это не самостоятельный синтезатор, в отличие от аналогичных изделий Roland, а MIDI-клавиатура, зато полностью беспроводная. В последние время интерес к подобным агрегатам почему-то опять схлынул, но, не исключено, что это спрос снизился из-за недостатка предложения, а не наоборот.

Диджейское оборудование

Хотя диджейское оборудование по-прежнему пользуется большим спросом, конкретно на NAMM 2018 новинок было меньше, чем обычно. Отличилась компания Pioneer, выпустившая портативную консоль DDJ-1000 (контроллер для rekordbox), а также "большие" консоли DJ-505 и DJ-202.

MWM представили новый беспроводной трекер Phase для диджейских вертушек; в основе его - датчики, которые крепятся на центр пластинки. Никаких игл и т.д.

Rane показали "баттл-микшер" Seventy-Two, позволяющий сразу двум диджеям подключать свои лэптопы одновременно, и совместимый с ним контроллер Twelve.

Студийное оборудование

Студийное "меню" на NAMM обычно выглядит довольно разнообразно, по крайней мере, с большим разбросом и по назначению устройств, и по цене. С тех пор как появился iPad и с тех пор как процессоры смартфонов стали достаточно мощными, появились и спрос, и предложение на музыкальные аксессуары, предполагающие использование планшетов и мобильников в роли, которая прежде была зарезервирована за персональными компьютерами. Началось всё с MIDI-адаптеров и микрофонных переходников, а там и полноценные аудиоинтерфейсы подтянулись.

Например, на NAMM 2018 компания CEntrance показывала MixerFace R4 - интерфейс, который по размерам ненамного превосходит обычный смартфон (разве что потолще), но зато оснащён сразу четырьмя аудиовходами, причём все они снабжены микрофонными предусилителями и 48В фантомным питанием. Запитывается это "чудо" от собственной батареи, работающей до 8 часов. Так, глядишь, "мобильные" студии скоро сменятся "карманными".

IK Multimedia предъявили миру гитарный USB-педалборд iRig Stomp I/O с четырьмя ножными переключателям, встроенным аудиоинтерфейсом 24-бит/96кГц и, судя по всему, док-станцией для iPad. Агрегат совместим с PC, Mac и iOS-устройствами и предполагает использование с эмулятором гитарной обработки IK AmpliTube.

Korg уже который год продолжает пестовать свои "минисинтезаторы" Volca, и только что выпустил устройство под названием Volca Mix, "концертный" микшерский пульт со встроенными динамиками и возможностью подключения до трёх разных устройств Volca одновременно.

Что касается более габаритных устройств, то здесь нам предлагается аудиоинтерфейс с 20 входами и 24 выходами всего за 699 долларов – Audient iD44. Audient - относительно новая компания; iD44 уже назвали самым мощным к настоящему моменту интерфейсом её разработки.

Focusrite выкатила сразу целую стопку новых аудиоинтерфейсов серии Clarett. Самая крупная из предложенных моделей - это Clarett 8Pre USB - 18 входов, 20 выходов. Заявленный динамический диапазон составляет 119 дБ.

Компания JoeCo, со своей стороны, представила новый аудиоинтерфейс с поддержкой небывало высокой частоты дискретизации - 384 кГц. Как заявляют разработчики, устройство оборудовано 22 входами и 4 выходами, его динамический диапазон составляет 125 дБ.

Непонятно, правда, кому и зачем сейчас понадобятся 384 кГц.

ADAM, JBL и Focal представили разноформатные студийные мониторы, из которых, вероятно, Focal выдал самый интересные по форме - спаренные Shape Twin:

Ударные

Производители барабанов, как акустических, так и электронных, привезли на NAMM 2018 горы своих изделий. Новыми инструментами отметились, наверное, все крупные производители: Doc Sweeney, Ludwig, Sonor, Pearl, Istanbul Mehmet, Sabian и др.

Было много электроники, причём относительно экзотичной. Например, Roland RT-MicS Hybrid Drum Module, комплекс из микрофона/триггера и модуля для использования с акустическими барабанными установками (для случаев, когда нужно "заменить" только один какой-то ударный инструмент или смикшировать "библиотечный" и акустический тембры). Модуль, правда, содержит всего 8 звуков ударных.

В свою очередь, модуль Roland TM-6 PRO Trigger Module содержит сразу 500 барабанных тембров, записанных на разных знаменитых студиях; плюс 268 тембров V-Drums и 80 готовых к использованию библиотек полных барабанных установок. Возможно загружать и собственные звуки.

Нечто похожее на RT-MicS представила Yamaha: EAD-10 - это гибрид микрофона и тригера, с собственным рекордером и сэмпловой библиотекой. Крепится на обод бас-бочки и записывает всю установку - или обрабатывает её звук в реальном времени (до неузнаваемости).

Alesis представил сразу две электронные барабанные установки - Surge Mesh и Command Mesh, по восемь инструментов каждая. Surge насчитывает 40 наборов звуков ударных, Command - 70, из которых 20 можно редактировать по своему усмотрению (и в которые можно загружать сэмплы в формате .wav).

Софт

Программного обеспечения на последней выставке NAMM показывали меньше обычного. Музыкальный софт вообще, похоже, уступает место оборудованию в том, что касается привлечения интереса, хотя как раз на NAMM 2018 нашлось несколько действительно интересных новинок.

Например, немало шуму понаделали программа Audionamix Xtrax Stems и новая версия заслуженного плагина Antares Autotune.

Xtrax Stems, по утверждению разработчиков, способен "разрезать" готовый микс на отдельные инструментальный дорожки - в частности, изолировать вокал, ударные и другие инструменты; то есть, проворачивать фарш назад, причём совершенно автоматически. Звучит фантастично, конечно, но, похоже, программа действительно способна делать заявленное.

Что касается плагина Antares, то Auto-Tune Pro обзавёлся режимом Classic, который в точности воспроизводит "тот самый" звук Auto-Tune 5, столь активно использовавшийся в поп-музыке и хип-хопе в виде спецэффекта.

Ещё один вокальный плагин - это Sonnox VoxDoubler, который позволяет имитировать многослойную запись одних и тех же вокальных партий. Бывает очень полезно для экономии времени в студии.

Обновились Apple Logic Pro и Bitwig Studio - до версий 10.4 и 2.3, соотвественно. Logiс обзавёлся функцией Smart Tempo, способной автоматически распознавать темп, в котором играет исполнитель (в любой момент времени), и синхронизировать остальные партии под него. Как говорится, положим конец тирании метронома (и необходимости играть равномерно).

Также "вернулись" плагины, разработанные компанией CamelAudio - CamelPhat (теперь он называется Phat FX) и CamelSpace (теперь - Step FX). Добавлены и новые "виртуальные барабанщики".

Bitwig Studio обзавелась новым синтезатором Phase-4, четырёхоператорным FM/CZ-инструментом, напоминающим по архитектуре старые разработки Yamaha и Casio. Также появилась поддержка сменных размеров и функция растягивание аудио по временной шкале.

Roland наконец-то анонсировал "официальные" VST-эмуляторы собственных заслуженных ритм-боксов TR-808 и TR-909. Разные разработчики неоднократно пытались их эмулировать с разной степенью успешности, но теперь речь идёт об "официальной версии". Правда, потребуется подписка на Roland Cloud.

Помимо них Roland обещает разместить в "облаке" VST-версию своей оркестровой библиотеки SRX Orchestra, выпускавшейся для модулей Roland JV-1080 в 1990-е годы.

Roland долгое время уклонялся от VST-эмуляции своих старых инструментов, но пару-тройку лет назад вдруг поменял отношение к вопросу, и теперь регулярно пополняет Roland Cloud программными реинкарнациями своих заслуженных синтезаторов, в том числе JV-1080 и D-50.

16.02.2018, Юрий ИЛЬИН (ЗВУКИ РУ)