ПРАВО  Гендир как реквизит

В Российском Авторском Обществе тихо сменился генеральный директор. Почему это стало возможным, и кто теперь является первым лицом организации?

В конце января в Российском Авторском Обществе без шума и пыли сменилась структура правления. Здесь опять новый генеральный директор.

1 февраля глава российской компании RDS Records Дмитрий Серёгин выложил у себя в Facebook скан уведомления от РАО со следующим текстом:
"Настоящим Общероссийская общественная организация "Российское Авторское Общество" ...(далее - "РАО") уведомляет Вас о том, что "23" января 2018 года на должность Генерального директора РАО назначен Сухотин Александр Леонидович. Основание Лист записи ЕГРЮЛ №2187700048501 от 23.01.2018 г.
Остальные реквизиты организации остались без изменений".

Прежний гендиректор организации, Максим Дмитриев "понижен" до роли Председателя Правления, то есть стал заместителем Александра Сухотина. Ранее всё было наоборот - Сухотин значился в качестве замгендиректора.

Рокировка произошла сугубо кулуарным порядком: PR-служба РАО, готовая иной раз присылать по 5 пресс-релизов в день по поводу одного и того же события, в этот раз предпочла сделать вид, что ничего существенного не произошло - ну что с того, что сменился официальный глава организации? - Это не повод для пресс-релизов. Тем более, что это стало происходить так часто, что уже выглядит рядовым явлением: предыдущий гендир только что вышел из тюрьмы, промежуточный инициировал большую проверку, которая ничем не закончилась и денег музыкантам не вернула, а новый пока широкой публике известен мало. Представим вам фигуранта, который все это время оставался в тени, хотя на протяжении многих лет был близок РАО и принимал многие решения, повлиявшие на его развитие.

Кто такой Александр Сухотин

Сухотин известен как заместитель генерального директора РАО (с 2010 года), член Правления Российского музыкального союза (РМС) и генеральный директор "УПРАВИС" - Ассоциации правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства. Портал "За честный бизнес", между тем, указывает, что Сухотин является также генеральным директором АО "Редакция газеты "Культура" (зарегистрировано в 1997 году) и ООО "Редакция газеты "Культура" (зарегистрировано в 2012 году), держит 40% долю в АО "Национальное агентство по теле- и радиовещанию", имеет крошечную 0,1% долю в ЧОП "Хранитель", а также некогда состоял соучредителем в ЗАО "Группа компаний "Центр", открытом в 2003 году и ликвидированном в 2007. Руководителем этого ЗАО был хорошо знаомый читателям "Звуков" Андрей Кричевский. Но об этом - чуть позже.

Пока же сосредоточимся на том, что Сухотин - стародавний член правления РАО и руководитель УПРАВИС.

ОКУП-4 и перекрёстное опыление

С 2008 года УПРАВИС является организацией, аккредитованной государством в сфере управления правом следования в отношении произведений изобразительного искусства, а также авторских рукописей литературных и музыкальных произведений. В 2013 году Минкульт выдал организации "ярлык на княжение" в своей сфере сроком на 10 лет.

Итак, УПРАВИС - это ещё одно общество по коллективному управлению правами на интеллектуальную собственность (ОКУП), аналогичное по своим функциям РАО, Всероссийскому обществу по интеллектуальной собственности (ВОИС) и Российскому союзу правообладателей (РСП). То, что для всех этих организаций характерно "перекрёстное опыление" - одни и те же люди заседали в руководстве всех четырёх организаций и все так или иначе связаны с Никитой Сергеевичем Михалковым - "Звуки" уже неоднократно писали.

Немало было написано и о том, как в конце лета 2016 года в РАО сменилась власть, и что этому предшествовало - а именно, попытка продавить через Минкульт и законодательные органы законопроект о так называемой "глобальной лицензии", закончившаяся провалом.

После этого сами правообладатели - авторы - начали активно интересоваться деятельностью РАО и неадекватностью выплат, а затем и вовсе требовать его реформы.

Очень кстати всплыли сведения о покупке тогдашним гендиректором РАО Сергеем Федотовым небольшого замка в Шотландии, и немало ходило разговоров о том, что Федотов считает себя не менее чем "новой знатью". Новоявленным "помещиком" занялись следственные органы.

На рынке ходили упорные разговоры о том, что неприятности замковладельца Федотова связаны с тем, что он выпал из фавора у Михалкова и поссорился со своим прежним соратником Андреем Кричевским.

Кричевский читателям "Звуков" хорошо знаком. Руководитель ВОИС и (в прошлом) член правления РАО и РСП, а также руководитель ФГУП "Фирма Мелодия", - гиперактивный бизнесмен со своеобразной репутацией. О деятельности господина Кричевского "Звуки" подробно рассказывали, и не один раз.

После фиаско с "глобальной лицензией" Кричевский решил замкнуть управление всеми российскими ОКУПами на себя.

Все прошло как по маслу. Федотов загремел в тюрьму (освободился по УДО в начале декабря 2017 года). Прежний Авторский совет РАО, пытавшийся взять ситуацию под свой контроль, был разогнан на "внеочередной конференции РАО" 31 августа 2016 года. Новым генеральным директором РАО стал глава "Первого музыкального издательства" Максим Дмитриев - креатура Андрея Кричевского.

Злые языки утверждают, что никакой конференции в реальности и не проводилось. Во всяком случае, обстоятельства её проведения чрезвычайно туманны и для таких мероприятий нетипичны.

Зато совершенно реальным был вердикт Басманного суда, отклонившего иск о признании этой конференции недействительной. Тем самым суд легитимизировал её и всё, что на ней происходило, включая состав нового Авторского совета и статус Дмитриева в качестве гендиректора. Этого, по-видимому, и добивались организаторы процесса.

Заместителем Дмитриева был назначен Александр Сухотин, - как уже сказано, прежний заместитель Кричевского по ВОИС и его деловой партнёр ещё с первой половины 2000-х.

Многоходовочка

Каким же образом получается, что Дмитриев был формально избран, а Сухотин - назначен, да ещё и втихую?

Как выясняется, за год руководства Дмитриева устав РАО был существенным образом изменён. Вот, что пишет издание Copycollect:
"Максим Дмитриев был избран генеральным директором на конференции, которая, строго говоря, была созвана с нарушением предусмотренной процедуры.

По уставу в действовавшей на тот момент редакции конференция должна была созываться Авторским советом. Но Авторский совет ничего не созывал, все делала инициативная группа, то есть процедура созыва соблюдена не была. Однако Басманный суд при рассмотрении дела о признании решений конференции незаконными не счел нарушение существенным, сославшись на то, что бездействие Авторского совета не должно препятствовать членам организации собраться..."

Далее в материале указывается, что новые хозяева РАО быстро смекнули: если прежнее руководство и Авторский совет смогла спихнуть "инициативная группа" (членов которой, кстати, к 31 августа успели из РАО исключить), то что помешает другой - такоей же инициативной - группе указать на дверь и Дмитриеву, а то и самому Кричевскому? Так дело не пойдёт.

Поэтому в конце апреля 2017 года РАО проводит ещё одну внеочередную конференцию, на которой, помимо объявления результатов аудита, была принята новая редакция устава.

В нём, как отмечается в материале Copycollect, прямо предусмотрена возможность созыва конференции по инициативе не менее половины членов организации (около 14 000 человек). Но есть одно "но": созыв возможен только после одобрения этой инициативы Правлением. А Правление имеет право отказать в созыве конференции.

"Члены РАО вправе самостоятельно осуществить созыв Конференции в случае отсутствия мотивированного письменного отказа Правления в ее созыве в течение одного месяца со дня получения соответствующего требования", - говорится в новой версии Устава.

Там же говорится, что генеральный директор организации теперь избирается Правлением.

Правление является "постоянно действующим руководящим органом Организации, избираемым Конференцией Организации сроком на 6 лет и ей подотчетным". Помимо избрания генерального директора оно может и прекращать его полномочия.

Ранее Устав предполагал, что Генерального директора избирает общее собрание - то есть, Конференция.

"Остальные реквизиты остались без изменения"

Финальная фраза из уведомления РАО о смене гендиректора, конечно, вызывает улыбку, или, по модному в Сети выражению, "доставляет": из неё вполне можно сделать вывод, что генеральный директор - это теперь "реквизит". И по факту так и есть. Реальный контроль над РАО и остальными ОКУПами сегодня находится в руках Андрея Кричевского.

Почему Дмитриев был "понижен" до роли Председателя Правления? - Это на данный момент не ясно. Copycollect высказывает предположение, что это "реализация договоренности с Андреем Кричевским о постепенном выходе из управления РАО после завершения операции по перехвату корпоративного контроля над обществом". Председатель Правления - это "свадебный генерал" с очень незначительными, по сравнению с Гендиректором, полномочиями.

В целом же, ситуация в РАО, взаимоотношения общества со своими рядовыми членами и окружающим миром удивительно напоминает отношения государства российского со своими гражданами. Зачем соблюдать условности, если везде расставлены нужные люди?

Рядовые члены имеют право созывать внеочередную конференцию, если желающих - более 50% от общего числа. Но Правление может отказать в этой инициативе. Совершенно как, например, со свободой собраний в РФ: статья 31 Конституции формально действует, но федеральные законы написаны так, что только от доброй воли чиновников зависит, будет ли митинг "разрешённым" или его разгонят силой как противозаконный.
Точно также люди могут избрать, например, муниципального депутата из оппозиции, но его полномочия могут быть прекращены остальными депутатами под предлогом того, что его сердце "не бьется в такт" с их собственными.

Могут ли граждане с этим что-то сделать? Как-то оспорить? Имеют право попытаться.
И, как показывает практика, большинство населения страны подобное положение вещей вполне устраивает.

Устраивает ли рядовых членов РАО "режим междусобойчика", который установили Кричевский и Ко, заполучив контроль над Обществом и его денежными потоками?
Вопрос, вероятно, риторический.

10.02.2018, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)