Организаторы фри-джазовых концертов в "Доме", похоже, руководствуются принципом "все флаги в гости будут к нам". Здесь регулярно играют шведы, норвежцы, датчане, немцы, японцы, швейцарцы, португальцы, но польский фри-джаз – это что-то новое, даром что джазовые традиции в Польше сильны как мало где в Европе. Отдельная секция пластинок с польским джазом есть примерно в каждом втором европейском джазовом рекорд-шопе от Будапешта до Лиссабона.
Саксофонист Миколай Тшаска (Mikołaj Trzaska) – пожалуй, идеальная кандидатура для того, чтобы познакомиться с современным польским джазом. В 1988-м 22-летний Миколай стал одним из основателей группы Miłość, которая стала одним из самых известных польских джазовых составов и даже записала в середине девяностых два альбома с легендарным Лестером Боуи (Lester Bowie). Их музыка с одной стороны была сложной, с другой - строилась вокруг грува и звучала мелодично, а порой даже лирично. И главная заслуга в этом принадлежала именно Миколаю Тшаске. Но таланты и амбиции поляка простирались далеко за пределы комфортной музыки. Тшаска подключался к новым и новым проектам, с каждым разом раздвигая границы всё дальше. Тут были и классический фри-джаз, и шумовая импровизация, и даже фрик-хоп коллектив Bassisters Orchestra.
Вскоре весть о польском суперталанте разлетелась по миру. К середине нулевых Миколай Тшаска стал желанным гостем в коллективах звезд нового джаза – в 2005-м в родном Гданьске он записал пластинку North Quartet с Петером Брётцманом (Peter Brotzmann), Петером Фриисом Нильсеном (Peter Friis Nielsen) и Пеетером Уускюля (Peeter Uuskyla), затем играл в Resonance Ensemble Кена Вандермарка (Ken Vandermark), Riverloam Trio с Марком Сандерсом (Mark Sanders) и Оли Брайсом (Olie Brice), работал с Джо Макфи (Joe McPhee), Балашем Панди (Balázs Pándi) и так далее.
Одним из его постоянных партнеров стал датчанин Петер Оле Йоргенсен (Peter Ole Jørgensen) – композитор, перкуссионист, электронщик, руководитель лейбла Ninth World Music, в общем, человек множества талантов, свободно чувствующий себя в разных жанрах от эмбиента и шестидесятнического space-age pop до ноу вейва, гаражного рока и авант-панка. Первой в этом списке, разумеется, шла импровизационная музыка. Помимо десятков сольных пластинок, Йоргенсен играл с огромным количеством джазовых музыкантов в диапазоне от патриархов вроде того же Брётцмана и Джона Чикая (John Tchicai) до Лотте Анкер (Lotte Anker) и Матса Густафсона (Mats Gustafson).
Трио, которое мы увидим в Москве (а также в Нижнем Новгороде, где польско-датский коллектив играет на следующий день) дополнит Рафал Мазур (Rafal Mazur), играющий на акустической бас-гитаре, изготовленной специально по его заказу польским лютневым мастером Ежи Высоцким. Мазур – музыкант с классическим образованием, однако то, что троица выдает вместе, находится где-то на другом краю джазогово поля. В их музыке есть фри-джазовая бесшабашность, свинговый динамизм и рок-энергетика, в этом смысле их звучание вполне можно сравнить с тем, что проповедуют упомянутые выше Густафсон и Вандермарк.
Тшаска / Мазур / Йоргенсен трио (Польша-Дания, новый джаз)
9 февраля, 20:00
Москва, КЦ "Дом"
10 февраля, 20:00
Нижний Новгород, ГЦСИ
1956 – Восходящая звезда Элвис Пресли дал свой первый концерт в Лас-Вегасе. На широкую ногу карьеру певца поставил его менеджер - полковник Том Паркер, предприимчивый нелегальный иммигрант из Голландии »»
1964 – Образована фирма граммофонных пластинок "Мелодия", впоследствии ставшая государственным монополистом в области записи и распространения музыки в СССР. Одна из звукозаписывающих студий "Мелодии" находилась в здании англиканской церкви в Вознесенском переулке в Москве »»
2000 – Умер Александр Косорунин («Неприкасаемые») »»
Maria CALLAS (1923)
Calvin OWENS (1929)
Roy ORBISON (1936)
Ray PETERSON (1939)
Alan BROADBENT (1947)
John MILES (1949)
Narada Michael WALDEN (1952)
ARASH (1977)
Taio CRUZ (1983)