МУЗЫКА  Проверка пульса: январь

Нильс Фрам, Кристиан Кляйн, загаодчный русский с лейбла Blackest Ever Black и другие новинки января.

Nils Frahm "All Melody" (Erased Tapes)

Нильсу Фраму не впервой экспериментировать с электроникой. Достаточно вспомнить и пластинку "Juno", и его выступления на электронных фестивалях двух-трехлетней давности. Но электронный альбом – шаг для него новый. В первой половине пластинки фортепиано не звучит вовсе, уступая место синтезаторам, органу, мелотрону, струнным и перкуссии (для записи "All Melody" немец собрал небольшой оркестр). Картину дополняет выплывающий то тут, то там женский вокализ – Фрам за этим не угадывается совсем (скорей уж хочется приписать эту музыку не то Максу Рихтеру, не то Максу Куперу), но пластинку это совсем не портит. Самая красота, однако, начинается во второй половине. Треки "#2" и "Momentum", фирменный фрамовский минимализм с приглушенным родес-пиано и аналоговыми клавишами, запомнились еще по концертам, и вот наконец появляются в записи. Редкое меломанское счастье. Под конец Нильс решается-таки поиграть на препарированном рояле, и после этого всё наконец встает на свои места. Фрам, чьи записи всегда были бледнее концертов, кажется наконец преодолел этот недостаток, пусть для этого ему понадобилось сменить ведущий инструмент и призвать в помощь с десяток музыкантов.

Christian Kleine "Electronic Music from the Lost World (1998-2001)" (A Strangely Isolated Place)

Кристиан Кляйн – яркая фигура второй волны IDM, резидент лейбла City Center Offices времен его расцвета (1999-2004) и участник дуэта Herrmann & Kleine. У таких персонажей выход "потерянных треков" как правило означает, что всё это время автор был не у дел, а теперь подумывает возобновить карьеру и издание старого материала на волне интереса к IDM – не более, чем повод для рестарта. С Кляйном история совсем иная. В 2010-х он был достаточно активен и самиздатом выпустил 4 альбома, новейший из которых датирован прошлым годом. И тут вдруг архивы, да еще и на очень серьезном лейбле, издающим в год едва ли с полдюжины альбомов. То есть очевидно, что архивы эти Кристиан тщательно берег для лучшего момента. Но каковы бы ни были причины такой бережливости, этот материал не зря всё это время лежал в чулане и дожидался нужного момента. Сегодня "Электронная музыка из потерянного мира" (классический IDM, трескучие биты и меланхоличные синтезаторы) слушается просто великолепно. Сейчас и молодежь такого пишет немало, но здесь всё настоящее, никакой имитации. Сразу слышно почерк того, кто эти каноны и создавал. Особенно чудно звучит трек "Dory", построенный на том же сэмпле, что и Orbital "Satan". Братья Хартноллы из коротенького оркестрового лупа разгоняются чуть ли не в рок, а Кляйн вписывает этот фрагмент в антураж идеальной геометрии и дегуманизированного холода.

Daniel Avery "Slow Fade" (Phantasy Sound)

В диджей-сетах Дэниел Эйвери тяготел к откровенному долбежу, да и на альбомах хоть и делал реверансы в сторону эйсида, всё же предпочитал довольно функциональный тек-хаус. Короче говоря, серьезных зигзагов его карьера не предвещала. И тут вдруг ЕР с тихой и интровертной музыкой, отсылающей то к Aphex Twin времен первых "Selected Ambient Works", то к Plastikman образца "Consumed", то к ранним Autechre. В техно Эйвери разгоняется только к финальному, четвертому треку, а до того – кассетная меланхолия и ностальгия по воображаемым "прогрессивным девяностым", которых Дэниел, родившийся в 1986-м, скорее всего не помнит. В ближайшем будущем Эйвери обещает полнометражный альбом, и после таких пробных шаров это как минимум интригует.

тпсб "Sekundenschlaf" (Blackest Ever Black)

Популярный в последнее время жанр "музыка с загадочной историей". Все релизы тпсб якобы собраны с треков, которые некий персонаж по имени Грегор нашел на жестком диске, "купленном с русского ebay" (что бы это ни значило). В реальности за проектом и вправду обнаруживается наш соотечественник Федор Серволенко, но никаких дальнейших подробностей (например, живет ли он в России или в Мюнхене, который указан в качестве локации на Soundcloud) выяснить уже не удается, а может и не нужно – важнее, как эта музыка звучит. Если к лоуфай-хаусу уже более-менее все привыкли, то лоуфай-брейкбит или тем более лоуфай-джангл, да еще и с русскими разговорными сэмплами – что-то новое. "Sekundenschlaf" звучит так, как если бы Burial увлекся индастриалом, а одновременно продолжил бы движение в сторону ретро-рейва. Странно, рыхло, мрачно, а главное, вполне оригинально.

The Black Dog "Forgemasters - Shards Ov Light" (Dust Science Recordings)

21-минутный саундтрек к документальному фильму о Шеффилде. Симфо-амбиентная пьеса в четырех частях на стыке Брайана Ино (Brian Eno) в его лучших традициях и Филипа Гласса (Philip Glass) (тут стоит вспомнить, что Ино вдохновляет Кена Дауни и братьев Даст уже не впервые, в дискографии Black Dog есть, например, альбом "Music For Real Airports"). Хороши все четыре композиции, но третья часть с солирующим фортепиано – точно лучшее, что Black Dog записали за последние лет 15, а то и за всю карьеру.

Majeure "Phantasie" (VCO Recordings)

После трехлетней спячки вдруг очнулся прекрасный лейбл VCO, где издавалась аналоговая ретро-электроника, а управляли Стив Мур (Steve Moore) и Энтони Патера (AE Patera) из группы Zombi. В январе на Bandcamp-странице появилось сразу два релиза, оба от самого Патеры. Первый – саундтрек к некому фильму "The Cure", второй – новый альбом проекта Majeure. Энтони не изменил своей идеологии (перед нами по-прежнему "винтажная" спейс-электроника), но слегка изменил звучание, сместив вектор от семидесятых к восьмидесятым. В этот раз обошлось почти без арпеджио, синтезаторы уже не аналоговые, а цифровые, тембральная палитра поразнообразнее, да и музыка довольно разная, от мрачновато-шумовых экспериментов ("Latent Content") и плотных космических "гуделок" ("False Awakening") до кондового нью-эйджа в духе Yanni ("Walking Backwards Through the Sands of Time")

Nacht Plank "Nemmit Con" (...txt)

Босс лейбла …txt Ли Энтони Норрис (Lee Anthony Norris), на чьем счету множество проектов, самые известные среди которых – Metamatics и Autumn Of Communion, решил выступить в неожиданной для себя роли. Обычно под именем Nacht Plank он издавал мрачноватый и не слишком событийный эмбиент, теперь же внезапно переключился на синтезаторный лоу-фай, понемногу несущий в себе черты и чиллаутной электроники девяностых, и экспериментального звука шестидесятых, и современной лоуфай-сцены в духе лейбла 100% Silk. Скрипит и шлепает перкуссия, переливаются секвенции, а над ними парят плывущие и шипящие клавиши, подражающие флейте и клавесину.

Wildlife E.T. "Dream Sequence From Another Star" (Virtual Urban Records)

Американский проект Wildlife E.T. обитает настолько ниже радаров, что о его существовании не подозревает даже discogs. Брейнденса сейчас выходит много, конкуренция высока, а значит много хорошей музыки неизбежно остается вне поля зрения, и это как раз такой случай. Wildlife E.T. идет по тому пути, который заложил лейбл Rephlex в конце нулевых: больше всего его треки похожи на Wisp в его наивысшей точке ("Shimmering Hour"), но при этом "Dream Sequence From Another Star" звучит еще мягче и мелодичнее. В брейках еще слышен фанк, а вместо захлебывающихся эйсидных секвенций – синтезаторная романтика в духе Mrs Jynx. Очень хочется надеяться, что на этого музыканта обратит внимание если и не Planet Mu, то хотя бы Analogical Force или WeMe.

Кругом16 "Граница леса" (NEN Records) Дебютный соло-альбом Ивана Напреенко (Sal Solaris) неплохо вписывается в концепцию "экспериментального техно" – с одной стороны здесь непременно присутствует рыхлый прямой бит (в духе тех ритм-секций, что записывали в середине девяностых на грувбоксе MC-303). С другой, вся остальная текстура (тревожно-монотонное гудение, полевые записи и одинокие звуки, подолгу висящие в длинном эхе) совершенно к танцам не располагает - этакая клубная музыка из ночного кошмара. Трек "440м", который вполне могли бы записать, к примеру, Pye Corner Audio, несколько снимает напряжение, но лишь для того, чтобы, глотнув воздуха, мы могли снова погрузиться в темные глубины.

01.02.2018, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)