АРИЯ  Ария: легенды и мифы русского рока

Состав этого музыкального коллектива менялся много раз, но в восприятии слушателей он всегда оставался самой настоящей группой - а не приложением к вокалисту, как это у нас всегда было принято. И сейчас, когда история этой группы близится к неизбежному концу словно бы кончается целая эпоха, полная взлётов и падений. Эпоха группы Ария...

Состав этого музыкального коллектива менялся много раз, но в восприятии слушателей он всегда оставался самой настоящей группой - а не приложением к вокалисту, как это у нас всегда было принято. И сейчас, когда история этой группы близится к неизбежному концу словно бы кончается целая эпоха, полная взлётов и падений, бешеного успеха и трагических ошибок. Эпоха группы Ария...

В 1984 году на базе ВИА Поющие Сердца началось формирование принципиально нового музыкального коллектива. Основой его стали гитарист последнего состава Сердец Владимир Холстинин и бессменный худрук ансамбля Виктор Векштейн.

В феврале 1985 года предполагавшийся на роль вокалиста нового проекта Николай Носков, питомец Давида Тухманова, предложил вместо себя кандидатуру Валерия Кипелова, который в тот момент находился без работы: ВИА Лейся, Песня, где он некогда запевал на пару с Николаем Расторогуевым "Обручальное кольцо - не простое украшенье", оказался не у дел в связи с арестом художественного руководителя. Тогда же сложился и первый состав: Кипелов, Холстинин, басист Александр Грановский, клавишник Кирилл Покровский и ударник Александр Львов. Записанный осенью 1985 года селф-релиз "Мания Величия" был как бы переходной формой между вокально-инструментальным прошлым и тяжело-роковым будущим музыкантов: полная сугубо эстрадного лиризма баллада "Мечты" сочеталась здесь с аляповатыми и безвкусными рок-боевиками вроде "Позади Америка". Однако для отечественного рока тех времён это была безусловно, новаторская, и в чем-то даже опередившая свое время работа.
Наиболее интересны на альбоме гневный и драматичный "эпик" "Волонтёр", с трассирующим басовым стержнем, яростными всплесками органа и душераздирающим замогильным финале - почти "Child In Time" - а также заглавный трек. "Мания Величия", призванная доказать строгим тогдашним худсоветам, что перед ними - отнюдь не "волосатые обезьяны с гитарами", была композиторским шедевром Покровского. Симфо-роковое произведение для рок-группы и классического хора явно предвосхищало современные наработке в жанре классик-металла у таких нынешних "звёзд", как Therion. Обидно, что к этому перспективному направлению музыканты вернулись лишь за пару лет до распада коллектива.

К 1986 году в составе и стилистике группы произошли существенные изменения. Ударника Львова сменил Игорь Молчанов, клавишника Покровского - второй гитарист Андрей Большаков. Новая программа "С Кем Ты?" была решительным, хотя и несколько бестолковым шагом в направлении стрeмительно набиравшего в те дни очки хэви-метал. При большей музыкальной ценности альбом, увы, менее интересен - антивоенный "стадионный гимн" "Воля И Разум", боевик "Встань, Страх Преодолей" и медляк "Без Тебя" мало что добавляли к уже сложившемуся образу группы. Другой антивоенный "стадионный гимн", закрывающая альбом песня "Игры Не Для Нас", вовсе относится к разряду курьезов - финальный вокальный "подъем" в припеве, явный штамп вокально-инструментального прошлого, форсируется в ритмичное скандирование "Не Для Нас", явно "подслушанное" на "Breaking The Law" Judas Priest. По-настоящему интересен лишь номер "Здесь Куют Металл!" с необычным, гулким звучанием ударных и механистичными гитарными партиями, рисующими звуковую картину огромного пышущего жаром заводского цеха. Кстати именно на этом альбоме постоянный лирик группы Александр Елин начал уступать позиции культовой в хипповских кругах поэтессе Маргарите Пушкиной.
Уже в конце 1986 года в группе возникли первые крупные стилистические разногласия. В итоге Большаков, Грановский и Молчанов покинули состав, с тем. чтобы позже вместе с Покровским и двумя новыми музыкантами организовать новый проект Мастер. Примечательно, что в первый же альбом этой группы вошли все те же "Воля И Разум" и "Встань, Страх Преодолей".

Ария была тогда еще филармоническим проектом, а смена составов в таких проектах происходила легко и непринужденно. К 1987 году вакантные места заняли старый приятель Холстинина, басист Виталий Дубинин, а также бывшие участники Черного Кофе - гитарист Сергей Маврин и ударник Максим Удалов. С новыми музыкантами и новым альбомом "Герой Асфальта" группе удалось совершить прорыв. Удивительно цельный, грамотно, по-западному звучащий и полный превосходных песен, альбом на сей раз был семимильным шагом в сторону т.н. "новой волны британского хэви-метал". Создавалось впечатление, что в своей карьере Ария намерена наверстать упущенное нашей рок-музыкой за годы застоя время и ускоренными темпами пройти всю историю тяжёлого рока.
Благодаря лирике Пушкиной уже привычные в песнях группы "лики войны" не страдали более плакатностью - к примеру, песня "Тысяча Сто" переносила слушателя прямиком в кабину штурмовика "Ил-2", давая почувствовать весь ужас воздушных сражений Второй Мировой. А восьмиминутная "Баллада О Древнерусском Воине" создавала убедительный противовес западному "фэнтези-метал". Иногда, правда, начитанность Пушкиной порждала странные курьезы, и песни группы начинали напоминать "что-то знакомое" не столько музыкой, сколько лирикой. Как например, открывающая альбом "На Службе Силы Зла", где в строчках "Хозяин твой идет / Душа, как ночь, черна / И дьявол не берет / Кому она нужна?" каждому просвещенному рок-фану слышались отзвуки "Master Of Reality" Black Sabbath. Так или иначе, но альбом имел успех - именно с этой программы началось издание селф-релизов группы фирмами грамзаписи. И именно песни с этого альбома впервые заслужили статус народных хитов - даже на дружеской попойке братков категории "кому за тридцать" порой можно услышать хмельные запевы "Твой дом стал для тебя тюрьмой..." или "Жанна из тех королев..."

Следующий, 1988 год, ознаменовался первыми зарубежными гастролями ансамбля (Германия, Болгария), официальным изданием "Героя Асфальта" (минус песня "Дай Руку Мне") и очередной сменой состава. Вместо Удалова за ударную установук сел Александр Манякин (экс-Кинематограф). Кроме того, Ария рассталась со своим худруком Виктором Векштейном, ибо творческие стремления обеих сторон к тому моменту расходились самым кардинальным образом.

Весной 1989 года вышел в свет новый альбом "Игра С Огнем". Представленный на нем материал отличало от предшественника отсутствие некого внутреннего стержня. Как и "С Кем Ты?", он закреплял наработки предыдущего, но шагом вперед не был. Особо противоречивые чувства вызвала закрывающая альбом песня "Дай Жару", мелодия и риффовка которой слишком уж явно перекликались с "Can I Play With Madness" Iron Maiden. Именно после этого за группой закрепился весьма обидный и не вполне справедливый ярлык "русских Maiden", преследующий ансамбль до сих пор. Увы, изображенный на обложке диска взбесившийся детский конструктор не дотягивал до мумий и киборгов из "мэйденовской" комиксовой мифологии ни по каким параметрам.
К числу настоящих удач альбома, пожалуй, можно причислить лишь навороченный заглавный номер, использующий сюжет общеизвестной легенды о Паганини. Обращает на себя внимание нестандартный подход к работе с музыкальным материалом: неизбежные цитаты из "Каприччио" великого скрипача звучали здесь порезанными на короткие риффы. Пожалуй, это было не только смелое, но и наиболее верное решение: переложение "Каприччио" для соло-гитары было бы крайне банальным ходом.
В том же году группа отыграла ряд концертов со старыми коллегами из Мастера, выпустившими к тому моменту свой дебютный альбом. Причем в режиме перманентного джем-сейшна.

В начале 1990 года из состава на некоторое время выбыли ради сессионной работы в Германии Дубинин и Маврин. На концертах до сентября их поменяли гитарист Дмитрий Горбатиков и басист Алексей Булкин. В сентябре же, недовольные предложениями и расторгнувшие контракт Дубинин и Маврин вернулись в группу.

Новый альбом "Кровь За Кровь" появился лишь в конце 1991 года. "Работа над диском началась летом 1989 года, сразу после выхода "Игры С Огнём", - рассказывал Валерий Кипелов, - Но потом появились сомнения в правильности выбранного стиля. Мы пробовали изменить стилистику - написать материал помягче, избавиться от длинных вещей. В итоге зашли в тупик и вернулись к прежнему стилю. Снова вплотную взялись за работу лишь в начале 1991 года..."
Записанный за три июльские недели в студии МДМ материал не могли пристроить на издание до конца года: начало 90-х ознаменовалось охлаждением интереса к "тяжелой" музыке "сверху". Спрос среди меломанов был по-прежнему высок, однако репертуарные директора фирм грамзаписи, радиостанций и телепрограмм не спешили его удовлетворять. В итоге первый, ещё винилловый тираж нового альбома вышел лишь на рижском отделении стремительно распадающейся "Мелодии", а дистрибьюцию осуществляла фирма "Sintez", принадлежащая группе Машина Времени.
Вопреки тогдашней репертуарной политике альбом прогремел на всю страну, завербовав в фанатскую армию группы очередную толпу "арийцев". По прошествии многих лет "Кровь За Кровь" смело можно признать лучшим релизом Арии за всю ее историю. Самые смелые музыкальные находки, соединившись с самыми "пробивными" стихами Маргариты Пушкиной, превратили очередной альбом группы в один сорокапятиминутный супер-хит. В год повышенного интереса масс к летающим тарелочкам, загробному миру, проискам темных сил и творческому наследию Михаила Булгакова альбом был как нельзя кстати - сочиняя лирику для новых песен, Пушкина оторвалась по всем этим "жареным темам" на полную катушку. Устрашающие, неожиданно вывернутые наизнанку гармонии песен "Зомби" и "Антихрист" в очередной раз продемонстрировали способность группы открывать новые горизонты. В то же время номер "Не Хочешь - Не Верь Мне" возвращал слушателя в конец 80-х, будучи своеобразным продолжением "народного" "Героя Асфальта". Эпический заглавный номер (куда же без него?), был превращенной в песню историей Христа и Пилата "по Булгакову", а проигрыш на акустических гитарах в центральной его части включал тщательно замаскированные микроцитаты из "Jesus Christ Superstar". Наконец медляк "Всё, Что Было" своими блюзовыми слайд-соло и финальной перекличкой основного вокала с женским соул-хором смело отвергал сложившиеся каноны "хэви-метал-баллады". Это был Настоящий Успех.
Обложка, правда, опять подгуляла. Стремление группы породить идеальный "метал-продукт" воплотилось почему-то в очередном чудище, которое прогрызло пришедшую со Средиземного моря мглу, да еще и пытается отщипнуть на память кусочек от Голгофы с тремя распятыми на ее вершине. По воспоминаниям покойного дизайнера Василия Гаврилова это изображение весьма негативно сказалось на его здоровье.

Весь 1992 год Ария провела, давая многочисленные концерты. Апогеем стало выступление группы 12 декабря на фестивале "Русский Рок" в ДК им. Горбунова. Уже тогда ветераны жанра, музыканты продемонстрировали, что равных им в профессиональном мастерстве на нашей сцене не появится ещё очень и очень долго. Почти два следующих года на "арийском" фронте царило странное затишье. Лишь осенью 1994 года давно заигрывавшая с тяжелым роком фирма "Moroz" раскачалась на переиздание пяти первых альбомов группы в формате CD. Увы, никаких сюрпризов (за исключением явно ухудшенной обложки "Героя Асфальта") новые издания знакомых меломанам программ не содержали. Сама группа между тем играла редкие концерты в клубах "Вояж" и "Пилот", и еще реже выбиралась на гастроли.

"Люди, которые раньше ходили на наши концерты, теперь с большим удовольствием покупают пластинки, - рассказывал Кипелов, - Прежние наши фэны давно выросли, и на концертах уже нет той чумовейшей атмосферы, которая была прежде..."

Эти тяжелые времена ознаменовались также некоторым перемирием между двумя сложившимися в конце 80-х "рок-кланами": рафинированно-фирменными "Монстрами Рока" и анархо-порнографическим "Железным Маршем". Поэтому Ария частенько принимала участие в сборных программах последнего - зачастую на правах своего рода "свадебных генералов". Продолжался этот вынужденный альянс примерно до февраля 1995 года. Водоразделом стала презентация первого сборника серии "Русские Металлические Баллады" в клубе "Пилот", когда зашуганные чрезвычайно строгими дисциплинарными требованиями администрации клуба "экстремалы" отказались от выступления, а оставшиеся в стороне от конфликта "арийцы" приняли решение играть для пришедших на концерт поклонников несмотря ни на что. Журнал "Железный Марш" тут же обвинил группу в предательстве великой идеи корпоративной солидарности, в продажности и много еще в чем. А также принялся злорадствовать по поводу очередного наметившегося в коллективе раскола.
Раскол меж тем был каким-то странным. Началось все вроде бы с джем-сейшнов Кипелова с группой Мастер, которая уже в те дни представляла собой сольный проект Алика Грановского и испытывала проблемы с вокалом. "Просто решили попеть старые боевички, а народ напрягся...", - смущенно объяснял ситуацию вокалист. Если вспомнить джэм-сейшны обоих составов в конце 80-х, причины "напряга" оказываются совсем уж непонятны. "У него давно пропало желание работать над ноыми вещами. Он не знает материала, у него душа не лежит...", - высказал свои соображения на ближайшей "сходке" Дубинин. "Не вижу этой группы с другим вокалистом", - отверг эти претензии Маврин и в режиме экстренной эвакуации покинув состав, занялся сольной карьерой. "Была одна, а будет две хорошие группы", - пытался успокоить разгоревшиеся страсти основатель Холстинин.

В итоге, однако, новый альбом "Ночь Короче Дня" был записан все же с Кипеловым, а окончательно и бесповоротно покинувшего группу Маврина заменил Сергей Терентьев. Выпустивший несколько сольных альбомов, этот "самурай гитары" нового поколения обладал качественно новой для группы техникой исполнения и взглядом на композицию. Что тут же разделило поклонников группы на два лагеря. "Круто, это русский Мальмстин!", - восклицали одни. "Холст играет, а этот красуется", - недовольно морщились другие. В довершение всех бед 1995 года практически сразу же после записи программы Александр Манякин попал в тяжелую автокатастрофу, и лишь каким-то чудом смог вернуться за ударную установку к началу презентационных концертов в ДК им. 40-летия Октября, продлившихся почти всю зиму 1995-1996 годов.
Концерты проходили с неизменным аншлагом, и были весьма сумбурны. Именно в этот период, почувствовав, что у "арийцев" открылось чёрт знает какое по счёту дыхание, вокруг группы началось броуновское движение разного рода подражателей и прихлебателей. Разогревающим составом на зимних концертах частенько работал скороспелый поп-металлический проект Страйкъ, возглавляемый амбициозным Сергеем Задора - тогдашним администратором Арии и вокалистом на последнем сольнике Терентьева. "Арию давай!" - уже на третьей песне начинали сгонять со сцены "разогрев" недовольные фэны. А звучащие (похоже, всё-таки в записи...) клавишные в стареньком "Волонтере" и нескольких песнях с нового альбома вдохновляли клавишников всех репетирующих в подвале ДК групп на вранье: "Это я им на том концерте из-за сцены подыгрывал..."
Столь же успешным и одновременно противоречивым оказался и новый альбом. Во многом переломный для группы, он демонстрировал крайне противоречивые тенденции. Очередной заглавный эпик на сей раз не содержал решительно никаких сюрпризов, антивоенные темы сменились какими-то невнятными милитаристскими гимнами ("Дух Войны"), имелось сразу две "кантилены" - "Ангельская Пыль" и "Возьми Мое Сердце" ("Оскорпионились..." - вздыхали старые поклонники), а пошловатого рок-н-ролла "Уходи И Не Возвращайся" постыдились бы даже Young Guns. В то же время ударный номер "Паранойя" резко контрастировал с вышеперечисленными треками, будучи чуть ли не самым оригинальным, а "Король Дороги" с неожиданным рёвом старого-доброго хаммонд-органа в припеве воскрешал в памяти не то дебютный альбом, не то и вовсе классический боевик Deep Purple "Highway Star". Увы, но именно этот альбом стал последним в коллекциях многих поклонников группы старшего поколения, рассудивших, что ничего принципиально нового от группы ждать не приходится. Последовавшее в 1996 году турне и выход по его итогам двойного концертного альбома "Сделано В России" их не разубедили. Некоторые, впрочем, раскошелились еще и на сборник из серии "Легенды Русского Рока", куда вошла незаслуженно забытая "Дай Руку Мне".
Примечательно, что во многих концертах того периода опять принимал участие Мастер. Как в телесериале "Династия", мать его...

Последние альбомы Арии - "Генератор Зла" (1998) и "Химера" (2001) - были работами качественными, коммерчески успешными, но малоинтересными и предсказуемыми с творческой стороны. Среди авторов лирики на последнем вновь после долгого перерыва появился некогда отрекавшийся от хэви-метал Александр Елин. "Несмотря на то, что Пушкина сотворила всем известный мистический образ Арии, Холстинин утверждает, что ему больше по душе плакатный стиль Елина", - писал в сентябре 2001 года журнал "Р-Клуб". "Оркестровый" сингл "Потерянный Рай" совершенно не оправдывал своих претензий - построенная по обычной схеме "куплет-припев" песня явно не нуждалась в оркестровой "подзвучке". Ряд критиков, уцепившись за этот факт, высмеивал группу за попытку следовать новому витку моды на "концерты для рок-группы и оркестра" на низком бюджете. Типа, вот Metallica двойной альбом сделала, а эти малахольные - только одну песню. Не самую лучшую службу сослужил группе и выпуск другого сингла - с русскоязычными кавер-версиями хитов Manowar и Golden Earning - во славу спонсоров группы из "Harley Davidson". "Пятиминутные рекламные джинглы под видом песен - где это видано?" - тут же накинулись журналисты на попавшую по вине "доброжелательных меценатов" между молотом и наковальней группу. А отмечая весной 2000 года свое 15-летие, музыканты решили размахнуться, и пригласив в качестве "разогрева" германский состав Rage, вполне закономерно остались в тени "предгруппы".
Несмотря на все эти печальные моменты, по части профессионализма, влияния на умы молодежи, а также успеха и качества концертных выступлений группа по-прежнему оставалась вне конкуренции. В 1998 году на Новом Арбате открылся принадлежащий группе бутик. Уже в следующем году от мерчандайза группы рябило в глазах у каждого, кто выходил на московские улицы. "Странное дело, но в современной музыкальной "непопсовой" жизни, напичканной трип-хопами, брит-попами, хард-корами и пр., находится место и русскому хэви... Почему хорошие музыканты играют качественную, но ничуть не изменившуюся со старых времен музыку?" - искрене изумлялся осенью 1998 года изо всех сил стремящийся успеть за модой журнал "Fuzz".

2001 год был очень удачен для группы - тяжелый блюз "Штиль" оккупировал всевозможные хит-парады, гастроли в паре с ветераном германского металла Удо Диркшнайдером удались, как нельзя лучше, да и оркестровый проект получил прекрасное продолжение во время выступления группы на фестивале "Нашествие". Увы, уже к следующему, 2002 году "открылись старые раны". Сперва было объявлено, что Кипелов в очередной раз намерен покинуть группу, потом - что Холстинин и Дубинин собирают музыкантов для нового побочного проекта. Впечатление какого-то напряга услилвал новый сингл "Свобода" - крайне неровная работа. К тому же с явными реверансами в сторону "I Surrender" Rainbow. И вот наконец группа обнародовала официальное заявление, согласно которому основатели коллектива Кипелов и Холстинин начинают работать порознь, фактически разбивая состав пополам и частично укомплектовывая оба проекта музыкантами Арии предыдущих созывов. Уже известно, что группа Холстинина и Дубинина получит название Химера, а оба основателя проекта при участии старого ударника Удалова вовсю работают над новым материалом. Коллектив Кипелова пока не имеет названия. Ниже приводится текст официального заявления музыкантов группы:

После длительного периода творчества в Арии, перемежающегося совместной деятельностью с различными музыкантами, Валерий Кипелов принял решение о необходимости создания собственного проекта. Первыми его поддержали "коллеги по цеху" - гитарист Сергей Терентьев и барабанщик Александр Манякин. Чуть позже в коллектив был приглашен Сергей Маврин, который также в представлении не нуждается.
Участники группы ожидали, что их ждут серьезные проблемы с поиском бас-гитариста, но игра Алексея Харькова, (экс-Маврик) была столь убедительна, что без долгих размышлений было принято решение об утверждении его кандидатуры.
В настоящее время группа "Кипелов" готовит концертную программу "Путь наверх", которая будет представлена в октябре этого года. Кроме ранее записанных, но не исполнявшихся на концертах песен, в программу, начиная с первого же концерта, будет постепенно включаться новый материал. Дополнят программу произведения, написанные музыкантами в период их сольного и совместного творчества, а также избранные композиции участников проекта, входившие в репертуар Арии.
Активно идет работа над новыми песнями, и в ближайшее время музыканты планируют записать и выпустить сингл, а в течение года "осилить" и новый альбом. Также вскоре вниманию поклонников будет представлен официальный сайт проекта - www.kipelov.ru, на котором каждый желающий найдет для себя необходимую информацию: новости, гастроли, фото-архив, видео-вставки и многое другое.

Однако до конца лета у всех поклонников тяжелого рока вообще и Арии в частности есть шанс увидеть и услышать группу такой, какой она навеки останется в памяти народной. Да и вообще, Ария, если честно, уже давно принадлежит к числу тех ансамблей, чья история не заканчивается в связи с роспуском состава. Остается надеяться, что продолжение этой истории никого слишком сильно не разочарует...

17.10.2011, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

АРИЯ - свежие публикации:

  • Анонс - Оркестр в кустах, 24.03.2016
    Ария снова сыграет свою симфоническую программу с оркестром "Глобалис" »»
  • Закон - Воля, разум и закон, 29.01.2013
    Ария собирается судиться со своим прежним вокалистом Артуром Беркутом за исполнение композиций группы на его сольных концертах »»
  • События - "Ария" отзвучала, 18.10.2011
    15-летняя история группы Ария подходит к концу. Последние гастроли - в августе »»
Сайт: www.aria.ru

АРИЯ

"Ария" - самая успешная отечественная хэви-метал группа.

Дата образования:

31 октября 1985

Подробности из жизни:

"Ария" - одна из первых и самая успешная советская и российская метал-группа.

Состав:

Михаил Житняков - вокал
Владимир Холстинин - гитара
Сергей Попов - гитара
Виталий Дубинин - бас-гитара, бэк-вокал
Максим Удалов - ударные

В 1982-84 годах прекратили свою деятельность многие группы, звучащие тяжелее, чем того хотелось советской власти. Музыканты хард-рок команд, лишенные возможности записываться и выступать, стали участниками официальных ВИА. Но желание экспериментировать с тяжелой музыкой не исчезало, и на базе некоторых ВИА стали формироваться рок- и метал-группы. Так, музыканты ВИА "Поющие сердца" Владимир Холстинин и Алик Грановский вместе с художественным руководителем Виктором Векштейном в конце 1984 года начали работу над хэви-метал-проектом, позже получившим название "Ария".

Стать участниками группы пробовали многие музыканты: Сергей Потёмкин (бывший гитарист группы "Альфа"), Николай Носков (позже ставший вокалистом "Парка Горького"), Александр Мясников…

Далее... →