Erik TRUFFAZ  Предновогодняя элегия

Эрик Трюффаз и его франко-латышское трио выступят в Москве и Петербурге.

Эрик Трюффаз, французский трубач швейцарского происхождения, стал известен в середине девяностых на волне нового холодного джаза, главным голосом которого он стал на пару с норвежцем Нильсом-Петером Мольвэром (Nils-Peter Molvaer). С одной стороны, оба музыканта звучали современно (если не сказать "модно" – при определенных допущениях их можно было и в эйсид-джазовую волну записать) и доступно, в особенности, на фоне волны экстремального нового джаза, которая параллельно набирала ход в Скандинавии и Штатах. С другой – оба, очевидно, следовали джазовой традиции и наследовали чуть ли не напрямую Майлзу Дэвису (Miles Davis). Как следствие, оба попали в обойму серьезных джазовых лейблов. Мольвэр получил контракт с ECM, Трюффаз оказался на Blue Note.

Поначалу Трюффаз проявлял невероятное для джазмена постоянство – почти все свои ранние записи он сделал с одним и тем же составом музыкантов (Марк Эрбетта – ударные, Патрик Мюллер – клавишные, Марселло Джулиани – контрабас) и совершенно не разменивался на сайд-проекты и разовые коллаборации. Но выпустив несколько пластинок, Эрик принялся расти вширь. Сначала он обзавелся еще одним, параллельно действующим постоянным составом (куда входили Филипп Гарсия, Ману Коджиа и Мишель Бенита), а затем начал широкоформатный поиск. Трюффаз стал много путешествовать, увлекся этникой и электроникой и сотрудничал то с музыкантами из Индии, то с малийской певицей Рокией Траоре (Rokia Traoré), то с рэпером Слаем Джонсоном (Sly Johnson), то с мексиканским электронщиком Муркофом (Murcof). Формат сотрудничества мог быть разным – с Муркофом он записал совместный альбом, обойдясь вообще без помощи других музыкантов, Рокию Траоре пригласил на роль вокалистки в свой постоянный состав (последняя запись квартета, прошлогодний альбом "Doni Doni" сделан под большим влиянием африканской музыки).

Среди многочисленных проектов Трюффаза есть и участие в записи альбома "Free Cinematic Sessions" Зигфрида Дебербанта (Siegfried Debrebant) aka SIG. Зиг равномерно распределяет свои таланты между музыкой и кино, и, пожалуй, более известен даже в кинематографическом мире. На его счету несколько полнометражных фильмов, музыку к которым он, естественно, сочиняет сам. Удивительно то, что имя Трюффаза даже не вынесено в заголовок пластинки, здесь он выступает скромным сайдменом. На ударных играет Виктор Пивторыпавло, известный широкой публике по группе Запрещенные барабанщики (а чуть менее широкой – как яркий и техничный джазовый барабанщик), а среди вокалистов обнаруживается Михаил Феничев (2H Company, Есть есть есть). В общем, компания подбирается пёстрая и удивительная.

Довольно долго этот проект существовал как студийный, но в последние несколько лет Эрик и Зиг решили отправиться с "Элегией" (так называется вторая часть трилогии) в тур. Для этого музыканты собрали трио, пригласив на роль барабанщика рижанина Артиса Орбуса (Artis Orbus) (он закончил консерваторию в Амстердаме и в своём поколении считается большим талантом). Сиг помимо фортепиано активно использует на концертах лупы, полевые записи и прочую атрибутику авангардного саунд-дизайна, так что в течении полуторачасового концерта трио звучит очень по-разному, перемещаясь чуть ли не от эмбиента до свинга.

В России Трюффаз играет часто и с удовольствием (он выступал здесь и с квартетом, и дуэтом с Murcof, а одна из его пластинок и вовсе называется "Arhkangelsk"), да и Зига с Россией много что связывает (например, 20 с лишним лет назад он работал фотографом на съемках "Кавказского пленника" Бодрова-старшего). Так что появление России в концертном графике трио совсем неудивительно. В этом составе музыканты уже выступали прошлой осенью в ЦДХ, а теперь дадут два концерта в Москве ("Дом") и Петербурге (новая сцена Александринского театра).

SIG and Erik Truffaz feat. Artis Orubs – Elegia Session

Санкт-Петербург, новая сцена Александринского театра
28 декабря, 20:00

Москва, КЦ "Дом"
30 декабря, 20:00

26.12.2017, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)