Соня СОКОЛОВА  "Была бы я настоящим музыкальным критиком..."

Интервью с главным редактором портала Звуки.Ru о мышах и людях.

Сони - это такие зверьки. По всей видимости, они много спят. Именно из-за этого зверя Соня в мультике про "Алису в стране чудес" так похожа на мышь. "Только я не мышевидная, а садовая", - уточнила Соня Соколова. Кучу ссылок на фотографии различных сонь Соня Соколова скинула мне через некоторое время после нашей беседы. Про сонь она мне рассказала много интересного. Например, что они - "замечательные, всеядные и склонные к полноте, как и я". А еще про то, что они каннибалы. "Зимой сони дрыхнут в дупле, они осенью в него запасы складывают. Зимой они по очереди просыпаются и подъедают запасы, а если запасы кончились, то одна соня может совершено спокойно съесть другую".

- У меня есть один давно мучающий меня вопрос - где-то прочитал, что ты была признана самой wwwредной дамой Рунета. Что это за история?

- Никто меня не "признавал", кроме меня самой. В 1999 году я опубликовала в старой "Газете.ру" так называемые "wwwредные Советы" - нахальный закос под Остера. 15 советов по использованию Интернета в неприглядных целях. В предисловии к этим советам я честно рассказала, что характер у меня не сахар. Ну и пошла писать губерния.

- А ссылочка жива на эти "закосы под Остера"?

- Конечно - www.gazeta.msk.ru/nl/, третья ссылка сверху. Их так часто цитируют, что я стала воспринимать их как народное творчество. Еще какие-то пародии в библиотеке Мошкова валяются.

- А как ты, Соня, вознамерилась делать сайт о музыке, откуда взялась эта идея?

- А это не я его вознамерилась делать. Автор, идеолог и полноправный владелец "Звуков" - Пашка Ходаков, мой муж. Он у нас толпу не любит и на тусовках не бывает. Поэтому его мало кто знает в лицо. На "Звуках" четкое разделение ролей: я - public figure, Пашка - гений и серый кардинал.

- Твой "серый кардинал" в таком случае с чего решил делать сайт о музыке?

- А это ты у него спроси. Любит он ее, наверно.

- Но у него нет какой-то изначальной связи с музыкой - образования специального, опыта работы музыкантом?

- Нет, он ее любит совершенно бескорыстно. Когда все это начиналось, у Пашки был, во-первых, энтузиазм и партнер в лице провайдера "Ринет", а во-вторых, старый друг - Олег Коврига, директор и единоличный владелец компании "Отделение Выход". Первые диски в каталог были получены от него и от компании SNC. Репертуар тогда был наиболее близок отечественному интернетчику: сплошные Башлачев да Янка Дягилева.
Потом на сервере появилась я, и всерьез взялась за превращение сайта в альтернативное СМИ. Такой у меня тогда был бзик: я пришла в Сеть из радиобизнеса и была совершенно поражена возможностям, которые открывались перед создателями сайтов. Мне думалось: вот она, долгожданная свобода, сейчас я оттянусь, не кивая на дядю!
Сервер рос. Количество партнеров увеличивалось в геометрической прогрессии. Мы пошли в офлайн.

- Это куда и зачем?

- Это затем, что скоро сервера стало не хватать. И мы начали делать фестивали, передачи, обзоры в прессе. В конце концов нас стало так много, что стало не хватать на все направления. Хорошо еще, что у нас команда отличная, мобильная и обучаемая. А "Ринет" предоставлял хостинг и погашал часть наших расходов. Правда, мы люди нетребовательные, мобильников и шоферов у нас не было, да и собственный офис тоже был непозволительной роскошью. Но для маленького провайдера эти траты - почти героизм.

- А где вы сидели, если у вас офиса не было?

- У нас был один стол в "Ринете". Это был "приемный" стол. И за ним сидела я. А Пашка работал дома. В принципе, это было даже неплохо - несколько маститых продюсеров думало, что это у нас такой штат большой.
Вообще говоря, если бы не то обстоятельство, что я была бесстрашной, а точнее, непуганой ослицей, и открывала ногами те двери, в которые бы сейчас даже не постучалась лишний раз, многое тогда просто не получилось бы. Народ мне потом рассказывал, как все обалдевали, когда в офис вваливалась девушка из ниоткуда и говорила: "Все уже давно ломанулись в Интернет, а вы до сих пор не знаете, что это такое. Не стыдно вам, такому большому лейблу, пользоваться устаревшими формами промоушена?"

- И как реагировали "большие лейблы" на твою наглость?

- Они удивлялись, но недолго. В конце концов мы с ними подружились. Со многими дружим до сих пор, остальные либо перестали быть большими, либо по-прежнему уповают на то, что им все сделают из головных офисов, и работают с нами только по отдельным проектам.

- Откуда взялось это название - "Звуки"?

- Нам казалось, что мы его придумали. Потом выяснилось, что в Сети раньше уже были "Звуки" - у Ицковича был такой раздел в "Журнале.ру". Музыкальный. И в нем работал Лешка Крижевский, который позже стал одним из самых тонких и наблюдательных обозревателей на "Звуках".

- Так вы это название просто стырили?!

- Нет, конечно. Я просто не знала об их существовании. Крижевский говорит, что он не в обиде. Говорит, это преемственость такая.

- А с чего начинали?

- Первые 2 года мы всерьез делали русский аналог All Music Guide. Но сейчас мы уже отошли от этой концепции - на All Music нет звука и новостей, и народ там не общается. Так что года два уже как можно сказать, что "Звуки" - это некая оригинальная такая вещь.

- Чем, по-твоему, отличаются наши сайты о музыке от западных?

- Я, к сожалению, не могу говорить обо всех музыкальных сайтах. В сравнении с западными порталами наши - более пристрастны и более безответственно относятся к своему контенту. Это касается всего - и прав, и текстов.

- И именно поэтому на "Звуках" есть звук, а на All Music Guide - нет?

- Мы - другая история. Мы с самого начала решили, что будем делать только легальный сервер. Еще в 97-м году были разработаны договоры и схемы работы с музыкантами и лейблами.

- А кого ты сейчас видишь в качестве конкурента в Рунете?

- Нет у нас конкурентов в Рунете. С пиратами мы сами конкурировать не будем, а других легальных сайтов такого масштаба и качества просто нет. Это нахально звучит, но это правда.
Периодически приходят отдельные граждане, гордо кричат что-то в духе "а мы вас сделаем!" - и через полгода-год закрываются. Да и свое существование в Cети они обычно начинают с того, что запускают на наш сайт робота с целью прокопировать базу. Потом даже жаль с ними расставаться: они все-таки стимулируют прогресс, создают ощущение, что жизнь кипит...
Однако есть в Cети и сервера, которые мы любим и поддерживаем во всех их начинаниях: guitar.ru, pesni.ru, mmv.ru. Это - замечательные ребята.

- Сейчас в Сети все просто носятся с идеей сотрудничества с офлайном - это как бы новая такая идея, которая должна спасти Интернет от вымирания. Получается, что вы сотрудничать с офлайном начали не просто давно, а чуть ли не раньше всех, так?

- Именно. На первую годовщину сервера мы сделали музыкальный фестиваль, к этому моменту уже регулярно шли "Новости Music.ru" на радио "Ракурс". Короче, жизнь била ключом, и продолжает бить по-прежнему. Традиция офлайновых тусовок оказалась живучей - в этом году была уже четвертая, и планируется еще несколько. Правда, мы пока не решили, какое помещение нам больше подходит для этих целей.

- Вы, кстати, кажется, первыми начали рекламироваться на ТВ - помню, Music.ru упоминался еще в "Программе А", которой ныне и не существует даже.

- Тоже верно. Даже забавно - кругом мы, оказывается, получились такие Папанины-Сусанины. Ну а сейчас офлайн - это естественная форма развития для интернет-проектов. Ведь интернет-рынок весьма компактен и растет медленнее, чем амбиции интернетчиков. Вся аудитория, которая нам интересна, осталась по ту сторону экрана, и в ближайшие несколько лет эта ситуация изменится крайне незначительно.

- Ты вот так просто говоришь: сделали фестиваль, передачу на радио, как будто это просто так - пошел и сделал. На основании чего все это делалось, чем вы заинтересовывали людей? Сейчас-то все ищут способа заработать, а вы тогда тоже так зарабатывали?

- Мы тогда, да и сейчас, на этом не зарабатывали. Если случался заработок - радовались. Но делали, опять же, для души. К примеру, на первый фестиваль вывезли Вопли Вiдоплясова, которые тогда пребывали на твердом клубном уровне, на втором Оберманекен и Квартал засветиись. С музыкантами мы находимся, чаще всего, не в деловых отношениях, а в дружеских. Поэтому нам всегда было важно, чтобы интересно было не только нам слушать, но и им - играть.

- А на что тогда жили-то, вот что интересно?

- А я же говорю, "Звуки" - это не предмет заработка. У Павла - студия, у меня - "Лента"-"Вести"-"Поле"-"Рамблер", остановки по требованию. Мы, конечно же, что-то зарабатываем. На рекламе, на изготовлении промо-сайтов, на разработках промо-кампаний для музыкальных лейблов и музыкантов. Но сайты, понятное дело, не "Звуки", а студия делает.

- По таким людям, как вы с Пашей, можно отслеживать историю. Насколько я знаю, в разные периоды ты работала с совершенно разными людьми и в разных проектах. Сколько их было-то хоть, помнишь?

- Проекты и начальство - помню. А вот сотрудников... Хотя у меня примета - если с человеком уже работала, то рано или поздно буду работать еще. Понимаешь, я же только на "Звуках" делаю всю контентную часть - работаю с авторами, музыкантами, статьи пишу. А обычно мое поле деятельности - маркетинг, медиапланирование, имидж проекта, ну, креатив еще. Поэтому эти проекты нельзя в полном смысле слова назвать "моими".

- А чем отличалась работа в Music.ru и Pole.ru от работы уже в отдельных "Звуках"?

- О, это просто. Это - сладкое слово "свобода". А ее никогда не бывает много. Ведь, если оценивать субъективно, на "Поле" и "Музыке" я была просто наемным менеджером, а "Звуки" - это все-таки полностью свой, родной и любимый проект.
На "Поле" и "Музыке" мне всегда кто-то диктовал, какой должна быть политика моего издания и с кем по каким правилам работать. А сейчас мы с Пашкой чудесно разделили полномочия - я не лезу в его программирование, а он в мой контент. По-моему, отлично получается!

- То есть сказать, что работа в "Поле" - это удачное время, когда за то, что тебе нравилось делать и так, еще и деньги платили, нельзя?

- Нет. Там была прекрасная команда, часть этих людей - наши с Пашкой старые друзья. Но там было еще, к сожалению, руководство, и сильно угнетало отсутствие смысла в происходящем. Это ведь, скажем, для тебя руководство находится в зоне "невидимого фронта". А на самом деле оно - реальность, данная в ощущению топ-менеджменту.

- Соня, вот у тебя много мест работы, то есть на жизнь ты зарабатываешь не "Звуками". А какова тогда все-таки цель твоей работы в "Звуках"?

- Корыстная цель, или Main Aim?

- А они не совпадают?

- Нет. Корыстная цель - слушать хорошую музыку и знакомиться с новыми интересными людьми и явлениями. На концерты ходить опять-таки. Main Aim - делать лучший на свете портал. Без дураков.

- Сколько времени в сутки ты проводишь за монитором?

- Когда я не сплю, не сижу на концерте, не занимаюсь любовью или домашними делами, а также не еду в метро, он обычно у меня перед глазами.

- То есть Соня Соколова вне Интернета - это сны, концерты ну и всякие женские заботы, да?

- Соня вне Интернета - это Соня в умственно-мозговой спячке.

- А случалось ли, Соня, такое, что ты испытывала полную к Интернету и компьютерам ненависть?

- Это не я к ним, это они ко мне, наверно, испытывают ненависть за все, что я с ними делаю. Сначала, когда я не знала, что они полезные и живые, я их просто пугалась. Потом, когда завела свой, постоянно ссорилась с ним. Втыкала в него разные штуки вверх ногами и удивлялась, почему это они у меня не работают. Представляешь, однажды клавиатуру в разъем от мышки подключила. А еще раз CD засунула в дисковод от пятидюймовки. Думаю, это рекорд, достойный фигурировать в книге рекордов Гиннеса.

- Но ты быстро с компьютером освоилась все же?

- Не-а. До сих пор иногда что-то глючит и не работает. Пашку жалко - это же он меня обучал, на его глазах все происходило.

- То есть ты оказалась не очень талантливой ученицей?

- Я редкая бездарь, если честно. Правильно говорят отдельные граждане, что меня к Сети на пушечный выстрел подпускать нельзя. Компьютеры это знают, и заранее начинают виснуть, чтобы я их не трогала. Представляешь, недавно прихожу в чужой офис на переговоры - так там комп едва меня увидел, тут же свернул все окна и закуклился. На всякий случай, наверно. Хотя я его и пальцем не тронула, честное слово.

- Вернемся к музыке. Какую ты слушаешь музыку вне "Звуков"?

- Всяческую, под настроение. Сейчас, к примеру, слушаю Muse. Под них идеально работается. Есть любимые музыканты - Лори Андерсон, Питер Гэбриел...

- А наших кого слушаешь?

- Никого не люблю. От всех устала в равной степени. Хотя нет - Машнина люблю.

- А какие ты, Соня, читаешь книги и каких авторов любишь?

- Не знаю, читаю какие-то. У меня на столе книжный компот - фантастика и спецпресса вперемежку с Гюнтером Грассом. А вот авторов любимых нет, конечно. Я же филолог-литературовед по профессии. Наверное, была бы я настоящим музыкальным критиком, я бы тебе и музыкантов любимых назвать затруднилась.

- А посещаешь ли ты, Соня, музыкальные сайты?

- Один - посещаю. Угадай, какой?

- Я угадал, думаю. Но пусть это будет нашим маленьким секретом. Но за это скажи мне про свой любимый цвет.

- А на "Звуки" посмотри. Мой любимый цвет, мой любимый размер.

- Вот если бы ты ответила иначе, я бы спросил - почему не зеленый. Но спрошу теперь так - а почему зеленый?

- Потому что он оказывает тормозящее воздействие на психику, как объяснил бы тебе психолог Владимир Харченко. Только он не зеленый - он такой хитрый, небо пополам с травой.

27.11.2010, Сергей ПАРФЕНОВ (предоставлено автором)

Вставить эту статью в блог:
Соня СОКОЛОВА - свежие публикации:
  • Досье - Сказка о том, как потерялся Гиф , 08.04.2010
    По ночам, когда все дети и их родители давно видят сны, а последние любители игры в DOOM измученно сползают со стульев и тоже идут в кровать, начинается настоящая виртуальная жизнь. Сайты ходят друг к другу в гости и делятся новостями, показывают друг другу новые баннеры и азартно обсуждают способы защиты от DOS-атаки. Старые знакомые собираются, чтобы поболтать об удобстве новых плагинов, фреймах и флэшовом дизайне. Новенькие сайты вертятся, сравнивая, кто как выглядит в разных броузерах, а старики вспоминают былые дни и брюзжат о толщине каналов и частоте обновлений. А на больших сайтах начинается разный мелкий ремонт и чистка. В одну из таких ночей некая пожилая, склонная к полноте База Данных затеяла уборку с целью инвентаризации »»
  • Досье - WWWредные советы. , 28.08.2008
    "WWWредные советы" - пародия на известную книжку Г. Остера - были впервые опубликованы мной в почившей ныне версии онлайнового издания Gazeta.ru. С тех пор они отправились "гулять" по сети в »»
  • Досье - Лимерики о харизматиках Рунета , 28.08.2008
    Если скучно вам стало, ma tante, Вы к себе позовите Себранта Он так сладко поет, Он вам пива нальет, И вообще чрезвычайно талантлив Есть талант у Аркаши Морейниса: Очень здорово режется в »»
Звуки.ру - новости партнёров:

Чудо-женщина – SIA Сиа выпустила саундтрек к фильму "Чудо-Женщина" и переиздала на виниле свой четвертый альбом »»

Мир спасет любовь – John LEGEND Джон Ледженд показал в новом клипе современных Ромео и Джульетту: мусульманку и нелегала »»

Покадровая съемка – MONATIK Monatik выпустил "режиссерское видео", в котором показал процесс съемки видео "УВЛИУВТ" »»

Теракт на концерте – ИЗ ЖИЗНИ В Англии на концерте Арианы Гранде прогремел взрыв. 19 погибших, 50 раненых. »»

Костюмчик сидел – Adam LEVINE Адам Левин снялся в новом клипе Big Boi на их совместную песню "Mic Jack". »»

Лилу Даллас, мультипаспорт – ФЕСТИВАЛЬ Только для маньяков! Хотите один билет на 90 фестивалей? - Теперь это возможно. »»

Копай глубже – MUSE Muse выпустили пост-апокалиптический ужастик »»

Призраки прошлого – Андрей МАШНИН Андрей Машнин выпустил песню, посвященную легендарной "Камчатке" »»

Без ансамбля – ИЗ ЖИЗНИ Сюрреализм: в московских ЗАГСах запретили музыкантов и шампанское. Лепестки роз тоже запрещены. »»

Достучаться до небес – FOO FIGHTERS Концертная премьера новой песни Foo Fighters. Видео. »»

Море волнуется раз – ФЕСТИВАЛЬ Организаторы объявили полный лайн-ап Ahmad Tea Music Festival-2017: к нему добавился дуэт Seafret »»

Будет больно везде – HURTS Британский поп-роковый дуэт Hurts услышат в семи городах России »»

Osheaga 2017: умением и числом – ФЕСТИВАЛЬ The Weeknd и Лорд, Alabama Shakes и Соланж, Muse и Лиам Галлахер на главном рок-фестивале Канады. »»

Osheaga 2017: умением и числом – ФЕСТИВАЛЬ The Weeknd и Лорд, Alabama Shakes и Соланж, Muse и Лиам Галлахер на главном рок-фестивале Канады. »»

Step by Step: великие и большие – ИЗ ЖИЗНИ PJ Harvey и Slowdive, The Jesus and Mary Chain и The xx - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Я надену все лучшее сразу – СПЛИН Сплин готовит в Москве летний open air, на котором сыграет все хиты »»

"Жизнь вертится, как рулон туалетной бумаги" – AEROSMITH В Москву с прощальным концертом приезжает вечно молодой Стивен Тайлер и его команда. »»

"Мы ничего не забыли, но кое-чему научились" – СЕКРЕТНЫЙ УЖИН Рокеры Секретный Ужин отметят своё 30-летие, вернувшись на сцену спустя 20 лет. »»

Работа не фолк – GuSli Знаменитые рэперы GUF и Slim представляют свой новый совместный проект - GuSli. »»

Пересадочная станция – HALSEY Американская поп-певица Halsey впервые выступит в России »»

80 лет классику электроники – Эдуард АРТЕМЬЕВ 80-летний юбилей Эдуарда Артемьева отметят большим концертом в Мариинке. »»

R.I.P. – Chris CORNELL Ушел из жизни Крис Корнелл. Наиболее вероятная причина смерти - суицид. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Я не знаю, сколько еще продлится зима" – ВАГОНОВОЖАТЫЕ Антон Слепаков рассказывает о своем новом проекте "Стишение обстоятельств" »»

С днем Рождения, папа! – Юрий ШЕВЧУК 16 мая - день рождения ума, чести и совести русского рока. Юрий Юлианович Шевчук - явление в… »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

"Я решил возродить Ноль" – НОЛЬ Федор Чистяков возрождает "Ноль" и рассказывает об этом Звукам. »»

"Эд Ширан собирает стадионы с одной только гитарой. Это вдохновляет" – Natalie IMBRUGLIA Натали Имбрулья о "мужских" песнях, своей новой акустической программе и туре, который стартует в… »»

"Человек бежит в культуру, потому что если он остановится - его зарежут." – ШКЛОВСКИЙ Группа Шкловский представляет на Звуках свой второй альбом и рассказывает о третьем »»

Магистры игры – ФЕСТИВАЛЬ В Москве пройдет 2-й фестиваль Magister Ludi/Магистр Игры, посвященный творчеству композитора… »»

Проверка пульса: апрель. – МУЗЫКА Clark, Arca, неожиданный поворот Boxcutter и еще пять электронных альбомов апреля. »»

10 альбомов мая – МУЗЫКА Две вечности спустя, один из Direction и новый скальп Годрича - в майском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: "Призрак в доспехах" – ФИЛЬМ Киберпанк со Скарлетт и другие саундтреки месяца - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

Последний из могикан – ИЗ ЖИЗНИ Музыкальный редактор Guardian завершает 16-летнюю карьеру и делится своими мыслями о состоянии… »»

Проверка пульса: март. – МУЗЫКА Электроника марта: возвращение Soulwax, энергичный электропоп Goldfrapp и еще 6 свежих пластинок. »»

10 альбомов апреля – МУЗЫКА Самые важные и многообещающие релизы ближайших недель - в апрельском обзоре Звуков »»

Демпинг на аппаратном уровне – ТЕХНИКА Основатель фирмы Behringer Ули Берингер объявил, что собирается выпускать "клоны" Minimoog Model D… »»

Духовной жаждою томим – DEPECHE MODE Новый альбом Depeche Mode оставил противоречивые ощущения, но кое-чем всё же порадовал. »»

Целлулоид. Большие ожидания-2017 – ФИЛЬМ Тупак, Grateful Dead и опять Гослинг: 8 новых фильмов о музыке и музыкантах. »»

19:00 – Дом печати – КУРАРА КУРАРА »»

20:00 – Клуб Jagger – ГРОТ ГРОТ »»

Хроника28/05

1967 – Мика Джаггера и его подругу Марианну Фейтфул полиция арестовала за употребление наркотиков в доме Кита Ричардса. Когда полицейские приехали "забирать" музыкантов, Мариана Фейтфул вышла им навстречу абсолютно голая, закутавшись в гигантское меховое боа  »»

T-Bone WALKER

Russ FREEMAN (1926)

Gladys KNIGHT (1944)

John FOGERTY (1945)

Arto LINDSAY (1953)

Eddie JOBSON (1955)

Kylie MINOGUE (1968)

Илья КАЛИННИКОВ (1973)

THE MANEKEN (1983)

Свежая реплика

Музыкальный авант-туризмФЕСТИВАЛЬ 14/04/2017 06:08 от Bobbbog Хорошая новость про Made In China, но меня больше Xiu Xiu интересуют. ответить

Вы - жюри Первого канала. Ваша задача - отправить нашего участника на Евровидение в Украину. Кого выберете?

Юлию Самойлову. Нас все равно в Украине ничего хорошего не ждет

32%

Дмитрия Билана. С ним мы всегда выигрываем

4%

Робби Уильямса. Он будет Party Like a Russian

14%

Юрия Лозу. Он сам напросился

19%

Никого не посылать, задраить люк и отрубить телевизор

28%