МУЗЫКА  Проверка пульса: октябрь

Кэйтлин Аурелия Смит, Carbon Based Lifeforms, Fever Ray, Grandbrothers и другая электроника октября.

Kaitlyn Aurelia Smith "The Kid" (Western Vinyl)

В прошлом году Кейтлин Аурелия Смит совершила прямо-таки квантовый скачок. До этого момента она была известна лишь узкому кругу любителей эмбиента, а затем отправилась в тур с Animal Collective, записала совместную пластинку с Сюзан Чиани (Suzanne Ciani), активно включилась в образовательную программу RBMA и выступила на нескольких крупных фестивалях. "The Kid" – тоже в каком-то смысле результат этого скачка. От лоуфайных коллажей с привкусом нью-эйджа Смит двигается куда-то в сторону Лори Андерсон (Laurie Anderson). Запись вышла сложная и в хорошем смысле слова странная, будто это не столько музыкальный альбом, сколько радиоспектакль. Помимо журчащих синтезаторных текстур почти в каждом треке звучат затейливо обработанные духовые (порой граница между живыми и электронными инструментами не различима вовсе) и хитроумно текстурированный и приправленный вокодером вокал. Мелодии в пентатонике (к которым Кэйтлин как-то особенно тяготеет на этой пластинке) придают всему действу какой-то привкус экзотики и сюрреализма.

Carbon Based Lifeforms "Derelicts" (Blood Music)

После целой серии неформатных релизов вроде саундтреков архивных компиляций, а также фазы эксперимента с "глубоким эмбиентом", где есть гармония, но почти нет событий, шведы наконец вернулись к привычной для своих пластинок середины нулевых музыке на грани эмбиента, транса и даунтемпо. И хотя на альбоме с ходу не видно хитов уровня "MOS6581" или "Photosynthesis" (главный претендент – пожалуй что "Dodecahedron") и по сравнению с классикой CBL "Derelicts" звучит как-то уж слишком легковесно, а мелодии порой грешат прямолинейностью, но слушать шведов всегда приятно, да и сколько-нибудь ощутимой конкуренции у них за двадцать лет так и не появилось.

Shpongle "Codex VI" (Twisted Records)

На рубеже девяностых и нулевых Саймон Посфорд (Simon Posford) и Рон Ротфельд (Ron Rothfield), более известный как Раджа Рам, были явными лидерами psychill-поляны (которую, по большому счету, сами же и создали) и считались влиятельной группой далеко за её пределами. Однако примерно к середине нулевых, когда вышел их пятый диск "Museum Of Consciousness", Shpongle утратили авторитет настолько, что интересны были разве что самым верным трансерам. "Codex VI" эту ситуацию частично исправляет – то ли Посфорд и Рам все-таки изыскали какие-то скрытые резервы, то ли мы успели основательно отдохнуть и соскучиться по их звуку, но слушать этот альбом как минимум интересно. Транса на "Codex VI" почти не осталось, но по-прежнему много флейты, дабовых ритмов и коллажей из вокальных сэмплов. А время от времени музыкантов и вовсе клонит куда-то в этнический спейс-рок со сложными ритмическими рисунками, и в пору вспоминать Gong и Ozric Tentacles.

Fever Ray "Plunge" (Rabid Records)

Второй, после паузы аж в 8 лет, сольник участницы дуэта The Knife Карин Дрейер Андерсон (Karin Dreijer Andersson) считается одним из самых важных релизов осени. Изданием альбома за пределами Швеции занимается могучий Mute Records, видео на сингл "To The Moon And Back" взрывает интернет, а влиятельная пресса вроде Guardian и The Observer рассыпаются в похвалах. Но если первый, безымянный диск, выглядел явным экспериментом, был перпендикулярен всему происходящему вокруг примерно так же, как в своё время "Debut" Бьорк (Bjork), то "Plunge" – идеально спродюсированный, но всё же вполне конъюнктурный электропоп с залётами то на территорию бас-музыки, то чуть ли не в EDM с его агрессивными синтезаторами-пилами. Здесь нет ни прекрасных мягких и разреженных аранжировок (хотя Петер Маннерфельт по-прежнему за продюсерским пультом, пусть и без напарника Ван Риверса), ни чувства холодной, заторможенной отстраненности, которыми был так прекрасен первый диск. Это хорошая поп-пластинка, возможно даже уровня ранних The Knife, но не более того.

Shigeto "The New Monday" (Ghostly International)

Захарий Сагина (Zachary Saginaw) в начале нулевых ассоциировался с американской beats-сценой, возникшей вокруг последователей J Dilla и Flying Lotus, однако к четвертой пластинке затосковал в довольно узких форматных рамках и пустился в эксперименты. На контрасте с его ранними релизами "Новый понедельник" вышел весьма разноплановым: Шигето балансирует где-то между теплым соулфул-хаусом, рыхловатым пост-джанглом, вальяжными джазушками, фанком и хип-хопом. Возделать такое широкое поле в одиночку Заку было бы явно тяжело, так что к записи он подключил саксофониста, бас-гитариста, ударника (хотя уж чем-чем, а барабанами сам владеет отлично), а также целый выводок певцов и рэперов, эксперименты с которыми удаются ему особенно хорошо. Всю эту эклектику Зак подает на свой лад в слегка залоуфаенном звуке и с легким привкусом ритмической хромоты, на которой держались его ранние пластинки. В сухом остатке выходит очень американская по духу пластинка, которая вполне могла бы выйти, скажем, на 100% Silk.

Lee Gamble "Mnestic Pressure" (Hyperdub)

В качестве дебюта на лейбле Hyperdub (до этого он издавался на берлинском Pan) британский электронщик решил записать концептуальный альбом о ментальных расстройствах и получилось у него более чем убедительно. Пластинка в самом деле идеально передает ощущение плывущего сознания, этакого кошмара наяву. Общая динамика напоминает калейдоскоп, который крутят нетвердой дрожащей рукой. Картинки меняются безо всякой логики - ритмы сбиваются, останавливаются, заедают и запускаются снова, а текстура поверх ударных похожа на амбиентный диджей-сет, которым управляет вышедший из строя робот. Так могли бы звучать FSOL, решившие перейти на темную сторону силы.

Italoconnection "Metropoli" (Bordello A Parigi)

Фред Вентура (Fred Ventura) – чуть ли не единственный из старых героев итало-диско, кто не только дожил до новой моды на этот жанр, но и смог идеально вписаться в новую сцену. Он "гостит" на записях современных диско-продюсеров от Italove до Алдена Тайрелла (Alden Tyrell), а его сольные записи нарасхват у модных издателей в диапазоне от Italians Do It Better до Disco Evolution. "Metropoli" – первый полноценный альбом (до этого у Italoconnection было два лонг-плея, один из которых состоял из ремиксов целиком, другой – наполовину) его дуэта с другим итальянцем Паоло Гоццетти (Paolo Gozzetti). Как и следовало ожидать при таких вводных, на альбоме мы слышим современное итало-диско в наилучшем виде. Механистичный бас в октаву, мягенькие драм-машины, жирные синтезаторные аккорды, мощный вокал, а главное – большие хиты. Уж чем-чем, а качеством материала современные итало-альбомы явно превосходят своих предшественников из 80-х, которые были устроены по принципу "два-три хитовых сингла и полдюжины филлеров". Ярких вещей тут в избытке, а лучшая из них, "Exil" – прямо-таки instant classic.

DeepChord "Auratones" (Soma Quality Recordings)

Американец Родрик Джулиан Моделл (Roderick Julian Modell) гнет свою линию и продолжает записывать лучшее в мире даб-техно. Его музыка не слишком меняется во времени и держится на двух базисных векторах: детройтской техно-традиции и берлинском грязно-дабовом звуке в духе ранних Basic Channel и Chain Reaction. По форме треки Deepchord очевидно ближе к немцам, но по сравнению с берлинским "абсолютным холодом" в его музыке гораздо больше тепла, жизни. В его треках всегда есть гармония, а порой даже и ярко выраженная мелодия, вот только считывается она где-то на подсознательном уровне, еле-еле пробиваясь сквозь плотную завесу из эха и шума.

Grandbrothers "Open" (City Slang)

Второй альбом фортепианного дуэта из Дюссельдорфа. Эрол Сарп (Erol Sarp) и Лукас Фогель (Lukas Vogel) известны в первую очередь тем, что не используют синтетических источников звука. Всё, включая ритм-секцию, извлекается непосредственно из рояля, но при этом немцы не пренебрегают обработкой, а также электромеханическими устройствами – всевозможными самостучащими молоточками и тому подобной машинерией в духе "Уоллеса и Громмита". На выходе получается нечто среднее между Нильсом Фрамом (Nils Frahm) и Антоном Батаговым, этакий духоподъемный минимализм. И если у современных неоклассиков скорее принято звучать бестелесно и разреженно, то Gradbrothers напротив берут плотностью и насыщенностью, а в некоторых вещах есть даже ярко выраженный танцевальный грув. В общем, музыка у них небанальная по форме и при этом чудовищной эмоциональной силы. Есть ощущение, что как минимум вещь "Honey" вскоре разойдется по звуковым дорожкам фильмов, да и вообще занятость Сарпа и Фогеля в индустрии кино – вопрос времени. Так что пока у них есть возможность заниматься чистым искусством в своё удовольствие, результатом остается только наслаждаться.

06.11.2017, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)