МУХА  "Мы попытались искоренить свой собственный формат"

Лидеры группы Муха презентуют на Звуках свой новый альбом и рассказывают, как достичь состояния покоя и освоить принцип спонтанной игры в студии - и как правильно выбирать самые вкусные яблоки.

Всеми любимая московская банда Муха представляет на Звуках новый альбом "Притяжение". Это рассказ о сложной химии человеческих отношений легким, веселым языком, - и одновременно попытка сделать это на новом музыкальном уровне. Мы говорим с лидерами команды Сашей Чугуновой и Антоном Якомульским о том, как достичь состояния покоя и освоить принцип спонтанной игры в студии - и как правильно выбирать самые вкусные яблоки.


Звуки: За последние полтора года у группы "Муха" поменялся не только репертуар, но и состав. Расскажите, почему вы решили перекроить группу, как это происходило?
Антон: Все очень просто. Так как мы не являемся частью механизма под названием "шоу-бизнес", мы постоянно неаходимся в свободном полете и пробуем себя в разных ипостасях - стилистических, эмоциональных... поэтому нас в очередной раз занесло в новую область, где умений имевшегося состава было недостаточно. Пришлось искать новый звук и новых музыкантов. Предыдущие участники либо не справлялись с задачами, либо у них не было времени для того чтобы справляться. Как известно, сейчас в России музыканты зарабатывают, в основном, кавер-версиями. А когда ты находишься в творческом процессе с музыкантом, который работает в кавер-бэнде, ты можешь услышать и "Smoke On The Water", и Юрия Антонова,- что угодно, кроме него самого. Поэтому мы начали поиск музыкантов, свободных от этих клише. Именно поняв, что игра в шоу-бизнес для нас окончена, мы решили отдаться эмоциональному, творческому - без каких-либо ориентиров, когда перед тобой не стоит задача попасть на радио. А у нас на радио стоит много песен, так что представление о формате у нас есть. Перед собой и музыкантами мы поставили, может быть, максимально глупую задачу - попытаться этот формат в себе искоренить. Для этого нам потребовались новые люди с другим мышлением и другим подходом. Одним из условий, которое мы им ставили, было "не радиоформат".

Звуки: Но ведь всех музыкантов, которых вы звали, вы звали на сложившийся бренд: все знают, что такое группа Муха", у вас куча песен в эфире, вы столько лет играете на Нашествии, - разве нет?
Саша: Так оно и было. Начнем с того, что наш бас-гитарист - это наш бывший бас-гитарист Миша Прокушенков, с которым мы не общались и не виделись лет шесть. Он сам предложил нам свое плечо и мы приняли его обратно в свою дружную семью... или секту.
Антон: По сути, мы ей и являемся.
Саша: Миша пришел не на бренд, а на материал. У него обширный опыт работы с разными другими коллективами, так что он к нам шел за творчеством.

Антон: А мы как раз и предложили чистое творчество. Мы сразу сказали: ребята, не будет пока огромных туров, мы начинаем с нуля и просим вас присоединиться. И наш гитарист Егор Тарасов, и клавишник Женя Глебов - на это повелись. Дальше был долгий процесс притирки; спустя года полтора они признались: "мы вообще не понимали, чего вы от нас хотите - мы так сыграем, так сыграем...". Но нас не интересует, что вы сыграете. Нас интересует личность. Музыкант на сцене - не лабух; он самостоятельная единица. И они в какой-то момент это почувствовали - и вот тогда началась движуха. Но на это потребовалось года полтора. И все это времяч они пытались понять нас, а мы - их.
Саша: Они не просто ждали, когда будут эфиры, концерты и фестивали - они пытались понять, куда мы их выруливаем, содействовать этому. Они с удовольствием включились в творческий процесс, не ставя самоцелью светиться на телеэкране. Нам это было важно, потому что большинство музыкантов продолжает жить старыми иллюзиями, что они попадут на радио или ТВ и станут звездами, будут ездить на кабриолетах... а сейчас эти правила шоу-бизнеса 90-х уже не работают, на кабриолетах ездят совершенно другие люди, которых ты нкогда не увидишь по телеку. Наши музыканты начали со временем начали понимать нашу мысль, что эти старые правила уже не работают, а самое главное - нельзя играть по правилам, чтобы стать величиной в музыкальном мире. Чтобы стать первым - ты должен идти против правил.

Звуки: Альбом "Притяжение" изначально планировался как концепт-альбом, или вы взяли несколько историй, которые случайно сложились в альбом?

Антон: Хочу я этого или нет, но мне приходится руководить. В прошлом году мы были в Черногории, где я залез в iTunes и увидел, что туда выложили мой любимый альбом Фрэнка Заппы (Frank Zappa), King Crimson - и я тут же качнул, и, сидя на берегу моря, слушал их. А так как я занимаюсь звукорежиссурой, я заподозрил неладное. Я залез в iTunes и нашел альбом "Apostrophe" в концертном исполнении. И не было пределу моему удивлению, потому что это было то же самое, только круче! Из чего я сделал вывод, что эти люди пришли - и просто сыграли это все в студии. С King Crimson все было точно так же: программу "Discipline" и "Beat" они к тому времени уже играли на концертах - и просто зафиксировали в студии то, что у них уже было.
Я вернулся в Москву и сказал музыкантам: "ребята, если песня не звучит живьем как законченное произведение - то либо песня говно, либо мы говно. И мы работаем над ней до тех пор, пока она не зазвучит законченной. Я поставил всех перед следующим выбором: у тебя есть несколько минут, чтобы удивить любого слушателя, продюсера - у тебя есть только один шанс. Мы ввели себя в это состояние, чтобы перевести себя в режим "здесь и сейчас". И у нас начали получаться очень странные песни - сначала регги "Состояние покоя", потом "Золотая рыбка"...
Саша: Которая тоже записана всем гаражом.

Антон: Самое удвительное, что это сработало! Когда мы исполняем новые песни на концерте, люди отворачиваются от бара и поворачиваются к цене: они не понимают, что происходит. Они начинают пытаться понять, ощутить - и подходят к цене, потому что это как раз та самая живая энергия, которая возникает, когда ты правильно все делаешь.
Саша: А самое главное, что я, как модератор всего этого мероприятия и солист, вхожу в такое состояние проповедника баптистской церкви - я сама испытываю от этого кайф! Все эти вещи - в них такой драйв! Они не составлены по красивым аккордикам, - это просто грув, на который мы дальше наворачиваем гармонию, какие-то красивости... Раньше мы двигались от гармониии, а сейчас - от грува, от риффов, от того, что прет. И даже если это один или два аккорда - это звучит по-другому.
Антон: В Led Zeppelin Плант набрасывал текст после музыки. И у нас сейчас текст тоже рождается только после того, как рождается магия звука.
Саша: Это как если ты идешь в магазин и выбираешь яблоки по принципу красивости. А сейчас я хожу и выбираю их по запаху. Так и наши песни: иногда поначалу они кажутся такими неказистыми, и зачастую они рождаются сначала в виде музыки и обрывков фраз, а потом я ищу понятные слушателю слова.


Звуки: Музыкант чаще слышит музыку глубже и богаче, чем слушатель, "достраивая" композицию в голове, но далеко не всегда пытается стать понятен и близок слушателю.
Антон: Верно. Музыканты, играя одну ноту, иногла слышат целую симфонию. Я всегда задаю себе вопрос: что в этой песне такого, что слушатель должен ее дослушать? - И такая постановка вопроса очень помогает.

Звуки: Что из музыки вы открыли для себя в последнее время?
Антон: Русскую рэп-культуру.
Саша: Это я! Я ее открыла и поделилась с Антоном!

Звуки: Кажется, сейчас уже вся страна внезапно открыла для себя русскую рэп-культуру.
Антон: Мы попытались понять, многое поняли и взяли некоторые приемы на вооружение - например, речитатив...
Саша: А ты что, думаешь, что я пользуюсь приемами рэпа?! Да мне плевать! Я, конечно, совершенно влюбилась в Оксимирона, хотя я совершенно не люблю баттлов - но меня поразил его объем словарного запаса, его способность строить свою речь, а потом я послушала "Горгород" - и совершенно влюбилась. Мне нравятся некоторые вещи Фараона, Касты, 25/17, Нойза... Что меня больше всего привлекает в рэперах - это глубина.

Звуки: Давайте поговорим о Притяжении. Вы задекларировали, что это - альбом о притяжении между людьми. Что вам удалось за это время выяснить про себя, и что из своих отношений вы попытались перенести в альбом?
Саша: Знаешь, каждый год прибавляет информации, и я иногда чувствую себя такой черепахой Тортиллой, которая взирает на мир с высоты прожитых веков, хотя понимаю, что это обманчивое ощущение. Мне иногда кажется, что мы - статичны, а вокруг нас весь мир - в рапиде. Вокруг создаются и распадаются семьи, которые были созданы бог знает когда, притягиваются друг к другу новые люди... И иногда ты думаешь (с высоты своих прожитых веков): ну, у этих точно ничего не получится! Но они живут вместе - второй год, третий... И у них все отлично. А потом смотришь на пару, которая просто должна быть вместе и растить четырех правнуков - а они расходятся с дикими скандалами и дележом имущества - и ты понимаешь, что ты ничего не понимаешь, что притяжение между людьми не работает по законам физики. Между нами происходят странные процессы, которые не поддаются никакой логике. Каким-то образом у нас набрался материал именно на такой альбом, который описывает эту химию человеческих отношений. Это как выставка фотографий одной семьи - вот они держатся за руки, вот их дети, внуки... И ты смотришь и пытаешься примерить это на себя: а где здесь мы?
Антон: Саша и ребята меня в процессе записи спрашивали "смотри, эти песни - они не могут быть вместе: это - регги, а это - что-то в духе Планта, а это - Фаррелл Уильямс. Как они могут вместе звучать на альбоме?" Я говорю: а вы попробуйте послушать эти песни подряд! Получается совершенно неероятный эффект - они как будто притягиваются друг к другу, словно капли или молекулы. Я вообще думаю, что любой хороший альбом - не двумерный, это алмаз, в котором каждая грань дает тебе изменение спектра. Мы сейчас сделали работу, которой гордимся. Сегодня, когда мы дописывали песню "Гравитация" по мотивам рассказов Брэдбери, я понял, что это самая сильная вещь из всех, что я когда-либо писал.

Звуки: На ноябрьском концерте вы представите всю программу с нового альбома?
Антон: Мы сыграем семь или восемь песен... Только надо предупредить, что мы пошли по крупным формам - каждая песня звучит в среднем 7 минут. Это театральный прием - но он оправдан тем, что здесь есть возможность создать полноценное либретто: начало, развитие, кульминацию и эпилог. Мы отработали ее на концерте - и увидели, что люди с удовольствием к нам присоединяются, и нам не нужно их никак вовлекать в духе "я не вижу ваши руки".
Саша: Мы сейчас сами в немножко ошалевшем состоянии и не очень понимаем, что происходит.
Антон: Сейчас в России самое правильное время для творчества: ты не попадаешь в ротации или старперскую рокерскую тусовку, а все молодые группы - они такие отвязные! Я тут слушал Defuzers, Порнофильмы - им насрать на все. Им 18 лет. Но это самое правильное отношение к музыке - такое же, как когда-то, в начале 90-х, было у меня. Когда не было никакого радио и ТВ-парадов, наград и премий - и ты мог положить на все и просто рубиться. Мы сейчас вернулись в это состояние, мы одни и нас ничто не держит.
Саша: У меня вообще впервые такое ощущение, что я делаю музыку для себя. Но именно тогда, когда ты сам искренне кайфуешь от того, что пишешь и делаешь на концертах - ты хочешь, чтобы люди это поняли, начинаешь больше в это вкладываться. И в итоге делаешь музыку для всех. И, наоборот, чем больше ты пытаешься подстраиваться - тем более гибким ты становишься. В итоге стержня не остается. Смех - смехом, но мы сейчас начали называть свою группу сектой, потому что люди приходят - и хотят, чтобы их куда-то повели. Я не ощущаю в себе такого "духовного сияния", чтобы вести людей за собой и давать им наставления. Но они этого от меня требуют - и я постоянно между песнями читаю проповеди, говорю: "У вас все хорошо, а будет еще лучше! Возьмите жопу в руки!" И в последнее время после концерта люди начали выстраиваться в очереди в гримерку, чтобы меня обнять. Просто людям нужен ключик. Не надо пытаться никому понравиться - так жить гораздо интереснее. Алилуйя!

Муха
Презентация альбома "Притяжение"
Клуб "16 тонн"
8 ноября, 20.00

23.10.2017, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

Сайт: www.mookha.com

Группа МУХА

Дата образования:

1 января 2006