ФЕСТИВАЛЬ  Два по три

Фестиваль "Джаз осенью" продолжат два звездных трио: Александра Фон Шлиппенбаха и Пауля Хубвебера.

Главная звезда фестиваля "Джаз осенью 2017" – это, несомненно, пианист Александр Фон Шлиппенбах (Alexander von Schlippenbach), который появится на сцене "Дома" 7 октября. Шлиппенбаха называют одним из основоположников европейской свободной импровизации. Его карьера длится уже более 50 лет – в далеком 1966-м 28-летний музыкант основал ансамбль Globe Unity Orchestra, где по случаю выступления на берлинском джазовом фестивале объединились квинтет Манфреда Шоофа (Manfred Schoof), где к тому моменту играл сам Шлиппенбах, а также трио нашего хорошего знакомого Петера Брётцмана (Peter Brotzmann).

Тут стоит поподробнее остановиться на том, в какое время и в какой обстановке происходили эти события. Выросшее после войны новое поколение немцев находилось в активном поиске новой культуры, которая, подобно "Гудковой симфонии" Арсения Авраамова и другому послереволюционному советскому авангарду, должна была стартовать с нулевой точки, не опираясь ни на существующие немецкие традиции (особенно люто это поколение ненавидело шлягеры), ни на импортированный из США и Великобритании рок-н-ролл. В Дюссельдорфе примерно в это же время зарождалась kosmische musk, тоже во многом завязанная на шумовой импровизации, а в Берлине одним из направлений этого поиска стал новый джаз. Джазом, впрочем, эта музыка звалась довольно условно – с американской джазовой традицией немцев поначалу объединял только набор инструментов и стремление импровизировать. Импровизационная и краут-роковая (позволим себе назвать её так, хоть немцы и ненавидят этот термин) сцены не только знали о существовании друг друга, но и нередко пересекались. Так, вместе с Globe Unity Orchestra играл даже барабанщик Can Яки Либецайт (Jaki Liebezeit).

Среди тех, с кем у Шлиппенбаха сложились особенно плодотворные отношения, были шведский барабанщик Свен-Аке Йохансон (Sven-Åke Johansson), британский саксофонист и исследователь расширенных техник игры на инструменте Эван Паркер (Evan Parker), а среди тех, кто присоединялся к оркестру время от времени успели побывать десятки звездных музыкантов от Дерека Бейли (Derek Bailey) и Алана Силвы (Alan Silva) до Энтони Брэкстона (Anthony Braxton).

В последнее время Шлиппенбах делает ставку на два камерных состава – Monk's Casino (концептуальный проект, посвященный творчеству Телониуса Монка (Thelonius Monk), ставшего кумиром Шлиппенбаха) и трио, с которым немецкий музыкант и приезжает на этот раз. И состав у трио такой, что визит каждого из участников был бы достоин отдельного анонса. Вместе со Шлиппенбахом к нам едет упомянутые выше Эван Паркер, и это само по себе событие из ряда вон – трудно найти в британском джазе саксофониста более заслуженного и более разнопланового. Помимо десятков звездных джазовых составов Паркер сотрудничал с Майклом Найманом (Michael Nyman), Тёрстоном Муром (Thurston Moore), рок-коллективом Spiritualized и даже с электронным дуэтом Spring Heel Jack.

За ударной установкой в трио – еще одна легенда немецкого джаза, Пауль Ловенс (Paul Lovens). Помимо многолетнего сотрудничества с Александром Фон Шлиппенбахом, Ловенс – участник множества малых составов, среди которых дуэты с Сесилом Тейлором (Cecil Taylor), Тошинори Кондо (Toshinori Kondo), Матсом Густафсоном (Mats Gustafson) и многими другими. Один таких камерных составов, трио PAPAJO, Левенс тоже привозит в Москву и выступит с ним накануне концерта с Шлиппенбахом и Паркером.

В состав PAPAJO кроме Ловенса входят британский контрабасист Джон Эдвардс (John Edwards) и немецкий тромбонист Пауль Хубвебер (Paul Hubweber). Оба давно и хорошо зарекомендовали себя в новом джазе. Эдвардс постоянно сотрудничает с тем же Паркером и Марком Сандерсом (Mark Sanders), а также играет в биг-бенде London Improvisers Orchestra, ну а московская публика наверняка помнит выступление Эдвардса в "Доме" год назад в составе Peter Brotzmann Trio. Пауль Хубвебер (выступивший почти 20 лет назад в качестве организатора этого трио), как и Паркер, любит исследовать расширенные техники игры на инструменте и экспериментировать с голосом, звуковыми коллажами и электроникой. При таких вводных легко сделать вывод о том, как звучит музыка PAPAJO – да, это полномасштабный эксперимент не только в композиционном плане, но и в части звукоизвлечения. Здесь совсем нередки моменты, когда ни один из трех инструментов не выполняет своей привычной функции. Ударные, тромбон и контрабас то вступают в причудливую перекличку, то вместе создают массированный звуковой напор, который невозможно разделить на составляющие.

Фестиваль Гёте-Института «Джаз осенью»

PAPAJO TRIO
Москва, КЦ "Дом"
6 октября, 20:00

SCHLIPPENBACH TRIO
Москва, КЦ "Дом"
7 октября, 20:00

02.10.2017, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)