МУЗЫКА  Проверка пульса: сентябрь

Tangerine Dream, Cut Copy, Four Tet, Mount Kimbie и другие электронные новинки сентября.

Tangerine Dream "Quantum Gate" (Eastgate Records)

Оставшись без основателя и многолетнего лидера Эдгара Фрёзе (Edgar Froese) и по благословению его вдовы Бьянки, участники Tangerine Dream решили не распускать группу, а продолжить работать. Далеко идущих планов Ульрих, Торстен и Хошико не строили – перед ними стояла задача как минимум закончить начатое Эдгаром и завершить работу над диском "Quantum Gate", задуманным еще при его жизни. А вот дальнейшая судьба группы, по словам самих музыкантов, полностью зависит от успеха этой пластинки. Трудно сказать, как этот успех оценить (TD явно не та группа, которую можно мерить продажами и чартами), но субъективные впечатления от альбома выше всяких ожиданий – это, очевидно, их лучшая запись за последние лет тридцать. С одной стороны, как минимум в половине композиций (особенно в тех, что в начале диска) слышно, что роль главного композитора чётко закрепилась теперь за Ульрихом Шнауссом (Ulrich Schnauss) – "It Is Time to Leave When Everyone Is Dancing" идеально вписалась бы в его последний альбом. Мало у кого сейчас есть столь узнаваемый стиль, выраженный не в тембрах или звуковых приемах, а именно в мелодиях и гармониях. С другой – холодный космический минор или духоподъемные пьесы с солирующей гитарой, к которым так тяготел Эдгар Фрёзе, здесь тоже представлены в изобилии – взять хотя бы "Non-Locality Destination", "Genesis Of Precious Thoughts" или "Tear Down The Grey Skies". Вдобавок, у TD при сохранении всех характерных черт в последнее время выработался новый звук. Все приемы из семидесятых вроде бы на месте, но тембры, плотность записи (тут снова нужно благодарить Шнаусса с его пристрастием к "стене звука") и даже ритм-секция – всё это отсюда, из нового времени.

The Irresistible Force "Kira Kira" (Liquid Sound Design)

Казалось бы, после Bola, Slowdive и Fizzarum уже пора бы перестать удивляться камбэкам 2017-го, но внезапное появление на арене Миксмастера Морриса (Mixmaster Morris), чей предыдущий диск датирован аж 1998-м, всё равно слегка шокирует. Как и положено, Моррис продолжает ровно с той точки, где остановился в прошлый раз – паузы в 19 лет как будто и не было. "Kira Kira" – всё та же сюрреалистическая сэмпладелика, где в качестве арматуры – неторопливые хип-хоп ритмы и дабовые бас-линии в исполнении Джа Воббла (Jah Wobble), а в роли надстройки – пёстрый коллаж с фортепиано, арфой, струнными, обрывками вокала и причудливым нагромождением синтезаторных партий. Временами похоже на Shpongle, но чаще – на свои классические пластинки. Единственный, пожалуй, недостаток диска в том, что звучит он порой чуть более лаунжево, чем хотелось бы. Но учитывая, что Мориис давно и бесповоротно переквалифицировался в лаунж-диджеи, "Kira Kira" – лучшее, что мы могли получить при таких вводных. Светлая, хипповская психоделическая электроника в наилучшем виде.

Lali Puna "Two Windows" (Morr Music)

На фоне 19-летнего перерыва семь лет между пластинками Lali Puna даже и не выглядят долгим сроком. Немцы вернулись с тем, с чем и уходили. Валери и Маркус по-прежнему играют скромную и оптимистичную индитронику – вокал вполголоса, уютные синтезаторные мотивы и размеренно пощелкивающий бит. Главное отличие этой пластинки от предыдущих в том, что аранжировки сделаны максимально бодрыми и динамичными, даже, если угодно, клубными – настолько, насколько на это вообще способны такие флегматики, как Lali Puna. Заглавный трек или вещь "Birds Flying High" вполне могли бы вписаться в диджей-сеты где-нибудь между Максом Купером (Max Cooper) и Леоном Вайнхоллом (Leon Vynehall), а "The Bucket" неплохо прозвучит в контексте быстрого электро.

Benoit Pioulard "Lignin Poise" (Disques D'honore)

Американец, скрывающийся за французским псевдонимом Бенуа Пьюляр, на виду уже лет десять, и за это время успел посотрудничать с очень серьезными лейблами вроде Type, Kranky и Morr Music. Пьюляр не чужд фолк-року и индитронике, но время от времени погружается в густой дрон-амбиентный туман, и диск "Lignin Poise" – именно такой. Но в отличие от большинства эмбиент-музыкантов, Пьюляр далек от эстетики тьмы. Эмбиент в его прочтении – музыка гармоничная, умиротворенная и при этом пронзительно-печальная. Медленно сменяющие друг друга гитарные аккорды тонут в шуме и эхе, образуя почти неподвижную текстуру. Где-то неподалёку - Fennesz, Уильям Басински (William Basinski) и Рафаэль-Антон Иризарри (Rafael Anton Irisarri).

Mount Kimbie "Love What Survives" (Warp Records)

Если раньше Mount Kimbie ходили где-то вокруг да около бас-музыки и нового соула, то к третьему альбому внезапно переключились на пост-панк и неокраут и в этом преуспели. В первом же треке нас встречает басовый риф в духе Joy Division, во втором – моторик-бит, и так продоложается почти весь альбом. История вроде бы заезженная, но британцы подходят к ней с настолько неожиданной стороны, что получается на удивление хорошо и даже оригинально. При этом главное влияние на "Love What Survives" идет именно по линии Warp Records, от давних клиентов лейбла Stereopab и Broadcast. Наиболее характерен трек "You Look So Certain", похожий на обоих сразу. И хотя следом (а потом еще и на последнем треке) появляется вечно плачущий Джемс Блейк (James Blake), картину испортить не может даже он. Положенные на другую чашу весов краут-роковый боевик "Delta" и хмурая стереолабовщина ("T.A.M.E.D"), где Доминик Мэйкер (Dominic Maker) вдруг даёт Деймона Олбарна (Damon Albart), явно перевешивают.

Cut Copy "Haiku From Zero" (Astralwerks)

Предыдущий, 4-й по счету альбом "Free Your Mind" австралийского инди-поп квартета был до того хорош, что взять новую вершину в том же направлении было уже невозможно. Выдержав трехлетнюю паузу, Cut Copy год назад неожиданно разродились кассетным релизом, этакой инструментальной психоделической лоу-фай сюитой в пяти частях. Прочистив таким образом мозги, австралийцы записали уже полноценный песенный альбом. Из всей предыдущей дискографии "Хайку" ближе всего к "Zonoscope", но по этой дороге группа зашла значительно дальше. Здесь почти нет больших хитов (хотя они вполне могут возникнуть на четвертом-пятом прослушивании), а вместо прямолинейной поп-привязчивости – привкус психоделии, слегка плывущие аранжировки (привет Tame Impala) и голоса, тонущие в реверберации.

Hardfloor "The Business Of Basslines" (Hardfloor)

О новом альбоме Hardfloor достаточно сказать, что он есть – всё остальное слушатели могут додумать сами. Немцы настолько отточили за двадцать с лишним лет свой стиль, что сюрпризов от них ждать не приходится, и это ни в коем случае не упрёк. 11-й альбом Рамона Ценкера (Ramon Zenker) и Оливера Бондзио (Oliver Bonzio) можно воспринимать как демонстрацию всех направлений эйсидного звука, который группа успела исследовать на протяжении долгой карьеры. "25th Anniversary" или "NNAMFOH" – рафинированное "прогрессивное техно", которым группа занята в последние годы. "Can't Stop – Won't Stop!" – оголтелая эйсид-долбежка в духе "верните мне мой 1994-й". "The Business Of Basslines" или "Computer Controlled Soul" – электро, которым Рамон и Оливер, похоже, заразились от Джерарда Хэнсона (Gerard Hanson) aka ERP. Наконец "Today Was Silverbox Day" и "Married To The Knob(s)" – кислотное даунтемпо в духе их ремикса на Depeche Mode, которое немцы раньше издавали под сайд-проектом Dadamnphreaknoizephunk. Все, разумеется, в лучшем виде. Фаны не разочаруются.

Four Tet "New Energy" (Text Records)

Киран Хебден (Kieran Hebden) в последнее время слегка пошёл в разнос – он издавал микстейпы, экспериментировал с индийской музыкой, в общем, всячески старался отойти от генеральной линии эстетской танцевальной электроники. В этом смысле "New Energy" – вполне себе возвращение в привычное русло. Здесь довольно много этакого замысловатого хауса, построенного на джазовых приемах, в особенности ритмических. За клубной бочкой почти всегда слышна канитель сэмплированных тарелок, свингованная перкуссия и прочие нелинейные радости. Но стоит Кирану чуть отойти от танцев (а медленных треков тут добрая половина), немедленно появляется ощущение, что Хебден сочиняет аранжировки для песен Бьорк (Bjork) начала нулевых. Арфы, ханг-драм, скрипки, аппликация из мелко нарезанных ударных – всё это до жути напоминает альбом "Vespertine". С одной стороны, в этом слышна явная вторичность, с другой – "Vespertine" в своём роде один, идея явно заслуживает продолжения, и получилось оно у Хебдена довольно убедительным.

Kolsch "1989" (Kompakt)

Третий лонг-плей Руне Рейли Кёльша (Rune Reilly Kölsch), который за это время успел вырасти в системообразующего артиста для лейбла Kompakt. Как и предыдущий диск, "1989" держится на трех опорах. Первая – довольно типичный для "компакта" тек-хаус, чуть более экстравертный и стадионный, чем у коллег по лейблу. Вторая – мощные бас-линии, отсылающие то к раннему эйсид-хаусу, то к электро в духе Black Strobe. Третья, доминирующая на этом альбоме составляющая – не вполне, казалось бы, подходящие к танцевальной музыке чинные и величественные партии струнных (привет Максу Куперу и Kiasmos). Гибрид получается чудной, но жизнеспособный, что-то вроде ранних Arandel или Джона Робертса (John Roberts), адаптированных под массовый вкус. Клубная музыка с человеческим лицом.

02.10.2017, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)