ФЕСТИВАЛЬ  Step by Step: дни города

Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова.

Это лето врезалось в память целой вереницей хороших, отличных и превосходных концертов: от Майкла Кивануки (Michael Kiwanuka) до Ника Кейва (Nick Cave), от Franz Ferdinand до Sigur Rós, от эстрогенного дабл-билла Blondie и Garbage до тестостеронового шоу Metallica, от U2 до Coldplay, наконец, - обо всем не расскажешь. Но о чем-то нельзя не - особенно имея в виду обилие юбилеев, выпавших в последние недели и месяцы на долю Канады, Монреаля и его отдельных делегатов.

Канаде в этом году исполнилось 150 лет, Монреалю - 375, дебютной пластинке Леонарда Коэна (Leonard Cohen) - полвека, а его зять Руфус Уэйнрайт (Rufus Wainwright) стал первым артистом, на чьих концертах за пределами России я был как минимум десять раз. Все четыре юбилея были отпразднованы в идеально подходивших для этого декорациях Notre-Dame-de-Bon-Secours - одного из старейших соборов Монреаля, в свою очередь готовящегося отметить 250-летие, но популярную музыку в свои стены пустившего, кажется, впервые.

Непредвиденно бородатый Руфус оценил важность момента (и как минимум трех из четырех перечисленных выше круглых дат), представив специальную программу "Our Lady of the Harbour" (собор находится в паре сотен шагов от монреальского Старого порта), где единственную песню его сочинения, "Going to a Town", спела его сестра Марта Уэйнрайт (Martha Wainwright), а остальной сетлист составила разномастная классика канадского рока, попа и фолка - от Джони Митчелл (Joni Mitchell) и Нила Янга (Neil Young) до Селин Дион (Céline Dion) и Men Without Hats.

Пригодилась Руфусу и "Crown of Love" Arcade Fire, ну а краеугольными камнями шоу стали, конечно же, песни Коэна - включая избранные эпизоды "Songs of Leonard Cohen" ("Sisters of Mercy", "Suzanne" и "So Long, Marianne") и неминуемую "Hallelujah". Последняя, прошедшая путь от кавер-версии, забракованной продюсерами "Шрэка", до вполне золотого стандарта, подтвердила этот свой статус двумя днями позже, когда 375-летие Монреаля отмечали уже всем городом - во главе с собравшейся у подножия горы Мон-Руаяль стотысячной толпой.

Двухчасовое шоу под названием Montreal Symphonique объединило на одной, воздвигнутой специально ради этого вечера сцене три главных симфонических оркестра города и несколько десятков артистов в диапазоне от поп-звезд до оперных певиц и от заглянувшего на огонек основателя Fugees Уайклефа Жана (Wyclef Jean) до хора из местной синагоги, звучащего на последнем альбоме Коэна и исполнившего "You Want It Darker" под аккомпанемент коэновской фонограммы (и под присмотром его восседавшей на стуле шляпы). Надо ли говорить, что следующей была именно "Hallelujah" в как никогда трепетном исполнении Уэйнрайта.

Едва ли не главной звездой шоу оказался, впрочем, Патрик Уотсон (Patrick Watson) - малоизвестный за пределами Квебека инди-крунер, на малой родине давно отыгравший на всех хоть сколько-нибудь заметных фестивалях (включая незабываемый хедлайнерский сет на FIJM 9-летней давности). Под вывеской Montreal Symphonique Патрик исполнил "To Build a Home", когда-то записанную им с The Cinematic Orchestra, и дуэт с еще одной квебекской звездой Cœur de pirate, после чего последовал по стопам Руфуса, разменяв второй десяток тех его концертов, на которых был я.

Случилось это на еще одном, совсем новом монреальском фестивале Mile Ex/End, нашедшем лазейку - сентябрьский длинный уик-энд - в и без того убойном городском расписании и первым освоившем не самую очевидную территорию, соседствующий с железнодорожными путями пустырь под автомобильной эстакадой на границе артистических районов Mile End (где вот уже восемь лет живу я) и Mile Ex. Недолго думая над названием, не промахнулись организаторы и с лайнапом - вовремя забукировав могучую кучку местных талантов и пару именитых легионеров калибра Cat Power и Сюзанны Веги (Suzanne Vega).

Не пытаясь отнять хлеб у грандов вроде Osheaga или того же джазового фестиваля, на кадровом уровне Mile Ex/End Festival - прямой конкурент стартующего чуть позже POP Montreal, но если его достоинства рассредоточены по всему городу, охватывая пять дней и десятки площадок, то Mile Ex/End позиционируется как маленький праздник отдельно взятого микрорайона: приходить на него рекомендовали пешком и всей семьей, загодя посулив не только недорогие билеты, но и зону для пикника с детскими играми.

Этот самый семейный вайб вкупе с отсутствием коммерческих спонсоров - именно то, что привлекло на Mile Ex/End моего вездесущего соседа Уотсона или, например, Godspeed You! Black Emperor, окна студии которых смотрят на те же самые железнодорожные пути, что и фестивальная территория. И, разумеется, не должно удивлять и то, что именно на Mile Ex/End состоялся дебют группы Megative, одну половину которой составляют монреальцы во главе с экс-фронтменом The Stills, а другую - резиденты Бруклина, на которую указанный микрорайон похож больше всего.

Исполняемый Megative регги на злобу дня (одна из песен называлась "Lunatics Have Taken Over the Asulym" и была посвящена, чему же еще, выборам 45-го президента США), взбодривший третью, размером с фуд-трак, сцену поп-панк набирающего вес дуэта Partner, уверенный сет фанк-ансамбля Busty and the Bass (на джазовом фестивале разогревавшего Anderson .Paak), драматичный инди-фолк Мэтта Голубовски (Matt Holubowski), солнце, воздушные шары, покебоулы - все это было хорошо, но совсем здорово все стало во время сета Cat Power.

Вновь представ в формате соло, Шон Маршалл (Chan Marshall) провела первую половину своего сета с акустической гитарой, вторую - за пианино, пела, как водится, нон-стоп и более-менее все подряд, от "Werewolf" до "3,6,9", не говоря при этом ни слова. Когда же она отважилась, наконец, на программный спич (о своем как артиста взрослении, за которым Монреаль наблюдает из первых рядов на протяжении третьей декады кряду), рядом триумфально проехал - и прогудел - грузовой состав.

Расположив две главные сцены друг напротив друга, двухдневный Mile Ex/End Festival настаивал на том, что у него не два, но все четыре хедлайнера, и никто из них не подвел. Самая массивная аудитория досталась закрывавшему первый день Далласу Грину (Dallas Green) с его выбившимся в звезды стадионного фолка проектом City and Colour, самая промокшая (весь второй день проходил под аккомпанемент дождя) - Патрику Уотсону с практически не изменившейся со времен выхода пластинки "Love Songs for Robots" программой, а самая верная - несгибаемым всадникам апокалипсиса из Godspeed You! Black Emperor.

Тот же Уотсон не забыл признаться, что первый из посещенных им концертов GY!BE остается одним из главных музыкальных моментов в его жизни, и он, мягко говоря, не один такой. На этой неделе у группы выходит новый альбом "Luciferian Towers", и свое очередное - как всегда, монументальное - шоу Godspeed сделали его концертной презентаций, сыграв материал пластинки не по порядку, но целиком, на бис исполнив - тоже полностью - свой 18-летней давности канонический EP "Slow Riot for New Zerø Kanada".

Ну а вслед за лучшей монреальской группой земляков осчастливила и самая популярная - начавшие турне в поддержку своего последнего альбома "Everything Now" Arcade Fire. Отыграв за 16 лет в любой хоть сколько-нибудь годной для концерта точке родного города, от окраинной парковки до центральной площади, под сводами главной арены Монреаля Arcade Fire появлялись за это время лишь дважды, разогревая U2, но вслед за подписанием контракта с мейджором (если в 2017 году это слово еще что-то значит) и соответствующей (довольно утомительной) промо-кампанией выступить в Bell Centre было для AF делом принципа.

К тому же, где еще в Монреале можно не только развесить диско-шары и гигантские видеоэкраны с безостановочным вещанием Infinite Content TV (слово Капитану Очевидность: Radiohead делали ровно то же самое еще 13 лет назад), но и установить сцену с 360-градусным обзором в форме боксерского ринга? Развивая тему дорогостоящих развлечений, музыканты Arcade Fire подхватили эстафету у Wolf Parade, пройдя под канатами под объявления в духе "чемпионы мира в тяжелом весе" и громогласные выкрики конферансье.

Канаты упали во время "Haïti" - песни, посвященной канадской открытости к иммигрантам (без которой никаких Arcade Fire не было бы) и ставшей сигналом для появления гаитянских танцовщиц, стараниями которых сцена окончательно превратилась в муравейник. Музыканты постоянно менялись местами, Уин Батлер (Win Butler) забирался на ударную установку, его брат Уилл (Will Butler), напротив, лез с большим барабаном в танцевальный партер - контракты контрактами, а прославившая концерты Arcade Fire атмосфера общинной эйфории никуда не делась.

Другое дело, что накрывала она исключительно на старых - в основном, конечно же, с "Funeral" - песнях, тогда как многие из новых - вроде "Put Your Money on Me" или "Infinite Content" - приземлялись лицом в грязь. К чести Arcade Fire, они предвидели этот сценарий, за каждым блоком песен с нового альбома (исполнявшихся строго попарно) играя "Rebellion (Lies)", одну из "Neighborhood" или "Wake Up". "Темнее всего всегда перед рассветом", - изрек Уин с первыми аккордами "Neon Bible", а зал в ответ зажегся парой тысяч мобильных экранов.

6 ноября, в канун первой годовщины смерти Леонарда Коэна, этот рекорд наверняка будет перебит. Почтить память величайшего из монреальцев под вывеской организуемого его сыном Адамом (Adam Cohen) концерта Tower of Song: A Memorial Tribute to Leonard Cohen приедут Стинг (Sting), Филип Гласс (Philip Glass), Элвис Костелло (Elvis Costello), Файст (Feist), Лана Дель Рей (Lana Del Rey), Дэмиан Райс (Damien Rice) и, куда без него, Патрик Уотсон. Это было славное лето - но и осень, похоже, будет запоминающейся.

Автор рубрики - кино- и музыкальный обозреватель Сергей Степанов, с 2006 года живущий в Монреале и более или менее исправно рассказывающий о том, что он увидел там и оттуда за последние недели.

19.09.2017, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)