Организованный Гёте-институтом фестиваль "Джаз осенью" пройдет в этом году уже в седьмой раз, и за это время он уже успел превратиться в обязательную часть московской культурной программы и стать событием, которого прицельно ждешь. "Фестиваль" в данном случае означает не выходные, заполненные музыкой от начала до конца, а серию из пяти концертов, распределенных во времени (но не в пространстве – все они пройдут в "Доме"). Программа с каждым годом всё более представительная – в этом году к нам пожалуют Александр Фон Шлиппенбах (Alexander Von Schlippenbach), Люк Экс (Luc Ex), Эван Паркер (Evan Parker) и другие, ну а начинается всё с выступления дуэта Spill, как минимум одного из участников которого московские любители импровизационной музыки отлично знают.
Spill это Магда Майас (Magda Mayas) (подготовленное фортепиано) и Тони Бак (Tony Buck) (ударные, перкуссия), известный в первую очередь как участник австралийского трио The Necks, неоднократно выступавшего в России. Necks – группа, уж извините за штамп, культовая. И популярность её держится в первую очередь на том, что любят её далеко не только адепты свободной импровизации. Трио играет весьма самобытную смесь джаза и минимализма – с одной стороны их музыка во многом строиться вокруг петель и повторов, с другой – имеет импровизационную природу. За счет этого Necks одинаково органично смотрятся и в программе "Дома" по соседству с фри-джазом, и на фестивалях "Армы" среди техно и экспериментальной электроники.
Но лучше всего широту мышления Тони Бака иллюстрирует граф его музыкальных связей и коллабораций. В группе Peril (индастриал-рок) он играл вместе с Отомо Йосихиде (Otomo Yoshihide), в Regenorchester XII (где-то между джаз-роком и эмбиентом) – с австрийским электронщиком Кристианом Феннесом (Christian Fennesz), в Kletka Red (этакая "альтернативная цыганщина") – с Энди Муром (Andy Moor) из The Ex и Леонидом Сойбельманом, в трио Glacial (нойз-эмбиент) – с Ли Раналдо (Lee Ranaldo) из Sonic Youth.
В каждом из этих проектов Тони играет каким-то особенным образом. Так что от его выступления в Spill не стоит ждать петель в духе Яки Либецайта (Jaki Liebezeit), здесь Бак не столько задает ритм, сколько занимается акустическим саунд-дизайном. Их совместное творчество с Магдой Майас – это джаз по идеологии (т.е. музыка импровизационная), а по форме – уже скорее академический авангард, а где-то даже musique concrete.
Магда Майас, выпускница берлинской консерватории, тоже далека от игры на фортепиано в традиционном понимании. Она препарирует его в реальном времени и использует для извлечения звука не только струны, но и всю конструкцию инструмента. Сотрудничество с импровизационными музыкантами, выросшими именно из академической школы сквозным сюжетом проходит через всю её карьеру. Среди её проектов стоит выделить дуэт с виолончелисткой Оккён Ли (Okkyung Lee), а также совместные работы с виолончелисткой Антеа Кэдди (Anthea Caddy) и Анетт Кребс (Annette Krebs) (гитара, электроника). Ну и не стоит забывать об участии Магды в деятельности берлинского авангардного оркестра Splitter Orchester, объединившего импровизаторов самого широкого профиля.
SPILL Duo: Фестиваль Гёте-Института «Джаз осенью», концерт первый.
Москва, КЦ "Дом"
29 сентября, 20:00
1949 – В семье якутских оленеводов родился Валерий Леонтьев - советский и российский поп-певец, актер. На протяжении своей карьеры, которая уже длится в течение многих десятилетий, записал более 30 альбомов. Известен своими экстравагантными нарядами и отличной танцевальной подготовкой »»
Валерий ЛЕОНТЬЕВ (1949)
Надежда БАБКИНА (1950)
Chris THOMPSON (1957)
Terry HALL (1959)