ФЕСТИВАЛЬ  Справочник посетителя open air

Всем фанатам музыкального туризма пора подвести итоги этого фестивального года и задуматься, куда ехать в следующем. Мы поможем вам найти фестиваль мечты!

Наступает осень, вот-вот отгремит английский Bestival и берлинская Lollapalooza, знаменующие собой закрытие летнего фестивального сезона в Европе, а значит, всем любителям музыкального туризма пора подвести итоги этого фестивального года и задуматься, куда ехать в следующем. Заблаговременное планирование говорит о том, что мы одинаково безнадежно верим и в музыку, и в курс рубля.

Взяв за правило путешествовать за музыкой и посетив два десятка фестивалей, попробую поделиться полезными моментами для тех, кто решил планировать свои путешествия исходя из звезд в лайнапе, а не звезд в гостинице “все включено”. Итак, вы решили ехать на фестиваль…


Определяйтесь

Выбирая фестиваль, нужно отталкиваться, прежде всего, от двух параметров: line up и формат. С лайнапом все понятно: ищем любимых артистов на афише и вперед. Основных фестивальных формата два - городской фестиваль (Primavera, Sonar, Way Out West, Flow) и поля (Glastonbury, RockWerchter, Roskilde, Open’er).
Если вам по душе позавтракать на городском фудкорте, потом навестить музей, а к вечеру на метро (или пешком) добраться до площадки фестиваля – выбирайте город. Если дождем и проживанием в палаточном лагере рядом с обливающимися пивом английскими тинейджерами вас не напугать - смело отправляйтесь в поля. Хотя, надо честно признаться, жить в палатках совсем не обязательно (я, например, ни разу не жил). Это для брюссельца Pukkelpop проходит в другой части страны, а для жителя России нет никакой проблемы проехать на электричке час, чтобы оказаться в нужном месте. Даже если рядом с фестивалем нет большого города, все гестхаусы окружных поселков будут рады принять вас на время фестиваля.

Чтобы составить представление о лучших фестивалях Европы, можно воспользоваться рейтингом European Festival Awards. Полный список номинантов здесь не менее информативен, чем список финалистов.


Планируйте

Чем раньше вы начнете планировать поездку, тем лучше и дешевле все получится. Это и возможность купить early bird ticket, цена на который иногда ниже в два раза финальной. Кстати, многие фестивали – Glastonbury, Coachella, Bestival - позволяют купить билет в рассрочку, раскидав весь платеж за билет на несколько месяцев. Это возможность забронировать жилье рядом с фестом. Попробуйте найти жилье в Лёвене на время проведения RockWerchter! Жилье вокруг Гласто люди бронируют зачастую до того, как купили билеты.

А если еще не известен лайнап? – спросите вы. “Не обязательно знать лайнап до конца” - отвечают знатоки. Каждый фестиваль давно и прочно занял свою нишу и если вы любите передовую электронику, то можно смело брать билеты на Sonar, если вы про инди – не ждите солд-аута Primavera, а если хочется важных EDM-имен, то вы уже взяли билеты на Tomorrowland или Creamfields. Даже такие бесконечные монстры как Roskilde или RockWerchter в последние годы вывешивают на главных страницах страшное слово Sold Out. Это не значит, что на фест не попасть. Это значит, что придется пользоваться сайтами-перекупщиками и платить больше. Мой опыт пользования сайтами типа viagogo показывает, что им можно верить и на фест вы попадете. По крайней мере обманутых людей перед воротами, как на многих московких концертах, я никогда не видел.


Рассчитывайте свои силы

Трезво (по крайней мере до фестиваля) отдавайте себе отчет, что фестиваль - это несколько дней, проведенных на ногах. Поэтому желание послушать перспективную группу из Лапландии, выступающую в 12 утра, может обернуться фразой: ”Да фиг с этим Radiohead (Arcade Fire, Kanye West и дальше по списку)” перед ночными выступлениями хедлайнеров.
Не таскайте с собой рюкзаки. Все, что вам понадобится, - это телефон с камерой, карточка и чуть-чуть кэша на всякий случай. Если пойдет дождь, то дождевик вы всегда купите в соседней палатке. Как в походе – чем меньше вещей тащишь, тем выше в горы поднимешься. И, помните, что если две ваши любимые группы выступают в 12 дня и в 22 вечера, то поспать можно и на фестивале. Многие так и делают.


Лайфхаки фестивального поля

Одевайтесь удобно. Никогда не забуду выражения лица любителя тусоваться в ”Симачеве”, когда он первый раз попал на фестиваль в Амстердаме: ”Какие они все страшные!”. На фестиваль (особенно в полях) берите с собой те вещи, которые не жалко будет оставить в этих полях. Моду и красоту оставьте на glamorous-клубы. Здесь преобладают комфорт и удобство. Если и надумаете наряжаться, то делайте это максимально оригинально,- тем более, что многие фестивали предполагают такой формат (на Bestival костюмы Андрея Бартенева покажутся унылым нормкором)

Смартфон ваш друг. Booking, Airbnb, Hostelsworld, Triposo, Uber, GoEuro, Invisible и прочие очевидные помощники живут в смартфоне путешественника. Не забудьте добавить к ним приложения фестиваля (не могу вспомнить фестиваль у которого не было приложения, даже у фестиваля противников смартфонов наверняка оно есть) и Blablacar как самый дешевый способ перемещаться между городами, полями и фестивалями.

Не пытайтесь посмотреть все. ”Хочешь насмешить Бога - расскажи ему о планах посмотреть хотя бы треть концертов на Glastonbury” - фраза, которую вполне мог сказать Майкл Ивис (основатель Гласто). Здесь все зависит от фестиваля и если локация и планирование Way Out West вполне позволяет посмотреть практически все, то шансов сделать это на Roskilde, Pukkelpop и прочих фестивальных монстрах равны нулю. На Гласто от одной сцены до другой можно идти 40 минут (если будет дождь, то час, а дождь обязатльно будет). Выключите режим музыкального критика и лучше посмотрите 5 концертов целиком, чем 22 концерта по две песни. Ничего, кроме галочки “я видел их живьем”, это вам не прибавит, только кому сейчас нужны такие галочки? В конце концов, проявите уважение к артисту, который готовил для вас свое выступление и продумывал его драматургию!Если нравится – оставайтесь и наслаждайтесь.
Никто не гарантирует, что концерт стартующий на соседней сцене принесет вам столько же удовольствия. Я, например, ушел с феерического концерта Джеймса Блейка (James Blake, Glastonbury 2016), чтобы посмотреть New Order. В итоге пропустил всех приглашенных гостей первого и увидел не самый лучший концерт вторых с далекой точки.
И помните: если выступление вашего любимого артиста заявлено как dj-сет и вместо ваших любимых песен он играет суровое техно или хаус, то так и должно быть. Его задача - чтобы все танцевали. Не вините Fatboy Slim в том, что это ужасно (несмотря на то, что это действительно так).

Ходите на молодых и неизвестных. Фестивали - это не только Radiohead, Foo Fighters, Coldplay и Depeche Mode. Это еще огромное количество музыкантов выступающих в обед на четвертой сцене за кустами справа. И, как показывает практика, за этими кустами происходит самое интересное. Посещение таких концертов через несколько лет даст вам повод сказать ”видел Acrtic Monkeys когда они еще в барабаны палочками плохо попадали”.

Всегда разговаривайте с незнакомцами. Фестивальная публика – народ, открытый к общению. Это не только повод прокачать свой язык и мило поболтать о том, как у них круто и как у нас никак. Это еще и возможность узнать о том, на кого стоит обратить внимание из неизвестных вам или раздобыть проходку на афтепати фестиваля.

Ешьте местное. Главный тренд последних лет - музыкальные фестивали становятся фестивалями гастрономическими. С прекрасной возможностью попробовать местные локалитеты. Побаловать себя теплым сидром из Соммерсби на Гласто, сендвичами с местным крабом на Bestival (в ту пору, когда он проходил на острове) отличный способ совместить музыкальный опыт с гастрономическим.

Расслабьтесь и выдохните. Фестиваль – отличный способ прокачать свое терпение и толерантность. Улыбнуться человеку, пролившему на вас пиво – поверьте, дорогого стоит. Помните, что он сделал это не потому что может, а потому, что вы все здесь это можете.


Eat – Sleep – Rave - Repeat.

Важное предупреждение. Люди, ни разу не бывавшие на фестивалях в Европе, любят говорить, что ”все ваши фестивали - это одни наркотики”. И, к сожалению, зачастую они правы. В зависимости от формата фестиваля различаются и предпочтения в наркотических смыслах. И если на Primavera вы обречены смотреть любой концерт, находясь в каннабиноидной туче, то фестивали с электронной музыкой предложат публике огромный ассортимент таблеток, кристаллов, порошка и газа. Есть исключения – фестивали, сочетающие в себе разную музыку выкатят вам полный ассортимент. Принимать их или нет - решать не автору этой статьи. Но помните, что это условие “достаточное, но не необходимое”. В любом случае, обратите внимание на палатки Drug Control, которые сейчас появляются на все большем количестве фестивалей. Туда вы можете принести все, что купили и вам расскажут, стоит ли оно того. И вернут все обратно. И в полицию не позвонят. Но лучше все же не испытывать организм на прочность.


Возвращайтесь домой, рассказывайте друзьям и переходите к пункту 1. Как сказал мне 72-летний зритель концерта Kasabian посреди многотысячной толпы на Glastonbury, ”вырваться из этого фестивального круга очень непросто”. А может, и не надо.
Встретимся у сцены!

11.09.2017, Станислав ГУНЬКО (ЗВУКИ РУ)