МУЗЫКА  Проверка пульса: август

Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа.

Bicep "Bicep" (Ninja Tune)

Дебютный альбом североирландского дуэта – лучшее, что случилось с клубной музыкой в этом году. Энди Фергюсону (Andy Ferguson) и Мэтту Макбрайру (Matt McBriar) удалось записать пластинку, которая с одной стороны звучит современно и совсем не смотрится инородным телом на клубных и фестивальных танцполах, с другой – отчаянно не вписывается ни в один из текущих трендов, цепляя их как бы по касательной. Эйфорические аккорды у них совсем не похожи на EDM, а ритмические сбивки – на бас-музыку. Отсылки к девяностым вроде бы тоже есть (особенно в виде сэмплированных брейков), но на реконструкторов вроде Lone Энди и Мэтт тоже совсем не походят. Разумеется, жанровые тэги вроде "хаус", "брейкбит" и даже "техно" тоже не слишком помогают в описании их музыки. Ближайшими ориентирами будут интеллигентное техно Orbital (хотя Bicep звучат куда более мягко и мечтательно) и балеарик-брейкс Гачи Бакрадзе (Gacha Bakradze), но по сравнению с ним британцы делают прямо-таки стадионный рейв. Кажется, осознанная позиция меж двух стульев и есть на сегодняшний день залог успеха.

Hercules And Love Affair "Omnion" (Atlantic Records)

К четвертому альбому Энди Батлер (Andy Butler) окончательно превратил "Геркулес" в формацию переменного состава. Сейчас официальными участниками группы кроме него значатся французская певица Руж Мари (Rouge Mary) и бельгиец Стеф Сэрз (Stef Caers), на счету которого в 2000-м был довольно большой евро-хаус хит "Gonna Lose You", но потом карьера не заладилась. В музыкальном плане Батлер продолжает гнуть свою линию, "Omnion" – это крепкая танцевальная (если не сказать "дискотечная" в хорошем смысле слова) пластинка на стыке диско-хауса с отсылками к чикагской классике и танцевального инди, с редкими рейдами на территорию R&B. Без больших откровений, но с парой ярких хитов ("Rejoice" и "Controller" с вокалом Фэриса Бадуана из Horrors вы еще точно услышите) и нервным вайбом андерграундного гей-клуба – это танцевальной музыке еще никогда не вредило.

Chase & Status "Tribe" (MTA)

9 лет назад Chase & Status выпустили дебютный диск "More Than Riot" и стали одними из первых законодателей моды на этакий клубный кроссовер, массовую поп-музыку на стыке драм-н-бейса, дабстепа, поп-рока, соула и много чего еще. Тогда всё это было свежо и ново, сейчас – уже практически ретро, но Сола Милтона (Saul Milton) и Уилла Кеннарда (Will Kennard) это не смущает. По звучанию четвертый альбом не слишком далек от первого – всё тот же гибрид британской ломаной электроники с хип-хопом, регги и даже панк-роком. Пулеметные ритмы, ревущие басы (британцы не стесняются даже включить "вобвобвоб"), трубы, рейверские "хуверы" и мощные голоса. Как обычно, в качестве приглашенных вокалистов – весь бомонд от Эмили Санде (Emili Sande) и Крейга Дэвида (Craig David) до рэпера Kano и панк-группы The Slaves. Главное отличие от предыдущих пластинок – обилие злых и мрачных вещей в духе поздних Prodigy и кивков в сторону грайма. Кажется, на территории клубной музыки для масс Chase & Status едва ли переиграют Disclosure, но за упорство и боевой запал группу определенно стоит похвалить. Те же Rudimental сдулись уже ко второй пластинке, а Chase & Status кажется еще могут всем показать.

Oneohtrix Point Never "Good Time Original Motion Picture Soundtrack" (Warp Records)

Массовый приход электронщиков в кино продолжается, теперь когорту кинокомпозиторов пополнил Дэниел Лопатин (Daniel Lopatin), записавший звуковую дорожку к криминальной драме братьев Сэфди "Хорошее время". И если саундтреки в исполнении, к примеру, Криса Кларка (Chris Clark) всё же оставляют ощущение "недоальбомов", то Лопатин, который с формой всегда обращался очень вольно, в этом формате абсолютно органичен. Не будь почти в каждом треке обрывка диалога, о природе пластинки можно было бы и не догадаться. В каком-то смысле, на "Good Time" Дэниел возвращается к истокам, и вместе "песен" (пусть и в кавычках) здесь снова появляются плывущие синтезаторные коллажи без начала и конца, но с удивительно красивым и фактурным лоу-фай звуком. Очень похоже на остроумный способ дорого продать свои кассетные архивы.

DMX Krew "Strange Directions" (Hypercolour)

Недавний гость фестиваля Bosco Fresh издает по дюжине пластинок в год, так что бессмысленно даже пробовать угнаться за каждым его релизом. Этот альбом, однако, стоит особняком – во-первых, Эд в принципе не большой любитель полнометражных релизов, во-вторых, "Strange Direstions" заметно выбивается из его "генеральной линии" – это пластинка и впрямь экспериментальная, по крайней мере для Эда, большого любителя танцев в диапазоне от диско до электро и техно. Здесь Эд исполняет что-то вроде афекствиновских "Аналордов" – уже не электро, но еще не брейнданс. Богатый, нарочито аналоговый синтезаторный звук, чавкающий бит и разнообразная мелодическая палитра от детской наивности до хмури и страшилок.

Kettel "Alacasa EP" (Analogical Force)

Мимо "проверки пульса" и так не проходит почти не один релиз Analogical Force, а тут еще и на лейбл пожаловала большая по меркам экспериментальной тусовки звезда. Собственно, на этих двух вводных, Kettel и Analogical Force, вполне можно заканчивать описание пластинки (добавив, разумеется, что она очень хороша). Как практически весь поздний Kettel, "Alacasa" – это бодрый, жизнерадостный и откровенно мелодичный брейнданс, ну а раз дело происходит на Analogical Force, непременно ждите чуть большего, чем обычно, количества прямого бита и эйсидных секвенций. Как обычно, последним треком – ремикс, на этот раз от Rolando Simmons.

Anton Kubikov "Whatness" (Kompakt)

Изменять клубной музыке с экспериментальной (непременно издавая её под собственным именем) – почти повальные тренд среди танцевальных продюсеров в последнее время. Вот и Антон Кубиков не стал исключением. Чаще всего под экспериментами подразумевается модулярный нойз, но тут всё куда интереснее и разнообразнее. В "Whatness" есть та самая, почти обязательная в последнее время ретро-секвенсорная составляющая, но синтезаторные петли появляются далеко не везде, а там, где есть, уведены на задний план, в то время как на переднем – акустический коллаж. Фортепиано, колокольчики, гитара, кассетный шум, голос - местами почти Slowdive "Pygmalion" в тревожном настроении, местами – райховский минимализм, а где-то и вовсе медитативные нью-эйджевые позвякивания в духе Laraaji. В общем крайне задумчиво, красиво и как-то небанально.

Mrs Jynx "Jynx's Garden" (Recycled Plastics)

Двухдисковая компиляция Ханны Дэвидсон (Hannah Davidson), одной из самых ярких фигур и, пожалуй, лучшей мелодистки современной IDM-сцены. Если всю музыку, которая вписывается в довольно широкие рамки IDM, распределить по некой шкале от простоты и мелодической яркости к сложности и авангарду, то левый фланг займут поздние Autechre и Ричард Дивайн (Richard Devine), а правый – как раз-таки Mrs Jynx. Музыка у неё простая и мелодичная до детской наивности, отсылающая куда-то к мультфильмам, старым видеоиграм и пластинкам лейбла Toytronic (и это, если что, комплимент). Несмотря на то, что материал формально считается архивным, а треки датированы очень разными периодами между 2003-м и 2013-м, звучит вся подборка абсолютно целостно и по содержанию едва ли уступит "номерным" альбомам Ханны. Вместе с новой пластинкой Kettel – обязательная добавка в коллекцию каждого айдиэмщика.

04.09.2017, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)