ФИЛЬМ  Целлулоид: лучшие саундтреки лета

"Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и кино в музыке.

Саундтрек лета

"Малыш на драйве" (Baby Driver)

Кино: Бесспорное украшение летнего проката - местами высокооктановый боевик, где-то криминальная комедия, но главным образом мастерский jukebox-мюзикл Эдгара Райта (Edgar Wright): по его собственному признанию, режиссер сначала определился с выбором музыки к фильму, а уже потом начал думать над тем, что и как ему снимать. Ну и похоже, что снять именно такой фильм Райт готовился более-менее всю жизнь: в "Зомби по имени Шон" его герои спасались, швыряясь в ходячих мертвецов пластинками, в "Типа крутых легавых" - находили общий язык за просмотром "На гребне волны", в "Скотте Пилигриме" - влюблялись под песни Бека (Beck) и Broken Social Scene. Так вот, в "Малыше на драйве" кинематограф, музыка и молодая любовь находятся в полной - безоговорочной и безостановочной - гармонии.

Среди многочисленных достоинств получившегося у Райта фильма - хореография экшна вообще и автомобильных погонь в частности, преимущественно удачные шутки и представительный актерский ансамбль. Главную роль не расстающегося с айподом немногословного водителя-виртуоза играет напоминающий молодого Джеффа Бриджеса Энсел Элгорт (Ansel Elgort), второплановые - оскароносные колоссы Кевин Спейси (Kevin Spacey) и Джейми Фокс (Jamie Foxx) и телевизионные звезды Джон Хэмм (Jon Hamm) и Эйса Гонсалес (Eiza González), а камео - музыканты в диапазоне от Фли (Flea) до Скай Феррейры (Sky Ferreira).

Музыка: Но главное в "Малыше на драйве" - это все же музыка: от идеально попадающей в открывающую сцену "Bellbottoms" The Jon Spencer Blues Explosion до стратегически встроенных в нарратив "Egyptian Reggae" и "Tequila", от заочного состязания между Беком и T. Rex (у кого лучше песня про Дебору - именно так зовут зазнобу титульного героя, улыбчивую официантку в исполнении Лили Джеймс) до эффектной ритмической гимнастики под "Hocus Pocus" группы Focus. Учитывая, что Райт уже во многом превосходит Тарантино (с которым его давно и по делу сравнивают), а суммарные сборы "Малыша на драйве" близятся к 200-миллионной отметке, смею предположить, что многие из названных песен готовятся зажить новой прекрасной жизнью.

Всего на саундтреке (изданном на двух CD и двух LP) - три десятка треков, включая трио оригинальных: "Easy" The Commodores в исполнении Феррейры, "Chase Me" от спродюсировавшего компиляцию Danger Mouse при участии Run the Jewels и Big Boi (без их камео в фильме тоже не обошлось) и, наконец, существенная для сюжета юмореска "Was He Slow?" канадского диджея Kid Koala. Плюс The Beach Boys и Саймон с Гарфанкелом (Simon & Garfunkel), плюс Queen и Golden Earring, плюс Карла Томас (Carla Thomas) и Барри Уайт (Barry White), плюс Дейв Брубек (Dave Brubeck) и инструментал Blur. Все вместе - 100 с лишним минут музыки (без малого хронометраж фильма), без которой это лето в мультиплексах было бы сильно скучнее.

Также в продаже

"Ветреная река" (Wind River)

Кино: Возможно, лучший фильм лета - величественное завершение выдающейся кровавой трилогии, написанной позавчерашним дебютантом Тейлором Шериданом (Taylor Sheridan). В отличие от "Убийцы" и "Любой ценой", этот в лучшем случае зябкий (а чаще - леденящий кровь) триллер о расследуемой охотником (Джереми Реннер) и агентом ФБР (Элизабет Олсен) убийстве на территории титульной индейской резервации Шеридан снял сам - безо всякой потери в качестве.
Музыка: Написавшие превосходный саундтрек к "Любой ценой" Ник Кейв (Nick Cave) и Уоррен Эллис (Warren Ellis) делают это снова - выплескивают на экран столько красоты, тоски и скорби, что от них не увернуться. А уж когда во все это вклинивается еще и spoken word в исполнении Кейва (как и герои "Ветреной реки", потерявшего ребенка), на глаза неотвратимо наворачиваются слезы.


"Хорошее время" (Good Time)

Кино: Абсолютный (и, в общем, оправданный) фаворит западных кинокритиков - не столько криминальная драма, сколько адреналиновый аттракцион со вспышками насилия: брат (Роберт Паттинсон в его, может статься, лучшей роли) мечется по напоминающему московские окраины ночному Нью-Йорку, пытаясь выручить загремевшего в тюрьму брата (Бен Сэфди, половина снявшей фильм пары братьев).
Музыка: Награжденный специальным призом Канн (в конкурсной программе которого "Хорошее время" показали впервые) мощный выход Дэниела Лопатина (Daniel Lopatin) a.k.a. Oneohtrix Point Never - понемногу занимающего у Вангелиса (Vangelis) образца "Бегущего по лезвию" и Клиффа Мартинеса (Cliff Martinez) образца "Драйва", козыряющего Игги Попом (Iggy Pop) на подпевках и бьющего по барабанным перепонкам даже больнее, чем братья Сэфди - по зрачкам.


"Дюнкерк" (Dunkirk)

Кино: Наиболее погруженный в реальность (историческую - фильм посвящен легендарной Дюнкеркской эвакуации, она же - операция "Динамо" 1940 года) и вместе с тем едва ли не самый амбициозный из блокбастеров Кристофера Нолана (Christopher Nolan) - обходящегося на сей раз минимумом слов, предпочитая рев моторов, свист пуль и, куда без него, помпезный саундтрек своего штатного композитора.
Музыка: Последний - а речь, понятно, об орденоносном немце Гансе Циммере (Hans Zimmer) - дослужился в этом году до вечернего слота на Coachella и сольного тура по североамериканским аренам, и саундтрек к "Дюнкерку" красноречиво объясняет, как так вышло: не изменяя любимым приемам, мотивам и, чего уж там, нотам, Циммер раз за разом достигает такого уровня интенсивности, на котором оперирует только коммерческое кино наивысшей пробы (вроде фильмов Нолана).

31.08.2017, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)