ЭТИКА ДЖАЗА  Почему для джаза не нашлось места в бюро патентов?

Ищем ответы на вопросы: когда и почему возник джаз, как он пошел в школу и обзавелся подростковыми прыщами, кто попробовал запатентовать джаз и почему?

Поговорим о зарождении джаза, его становлении, первопроходцах и их первых шагах на пути к становлению джаза, как нового самобытного американского искусства..

Важно понять, что джаз, в первую очередь, – это уникальный музыкальный язык, детище африканского хаоса и европейской строгости, однажды объединённых любовью к музыке.
Вопреки распространённому на сегодняшний день заблуждению о том, что джаз — элитарная музыка, а его слушателями всегда были люди из высшего общества с хорошим достатком, детство и юность джаза проходили вовсе не в дорогих салонах Лос-Анджелеса, или роскошных концертных залах Нью-Йорка. Единственное подлинно американское искусство зародилось в густонаселенных гетто Нового Орлеана и других городов Луизианы, где чернокожие переселенцы из Африки едва освоившие английскую речь, но так и научившиеся владеть нотной грамотой искали для себя новый способ самовыражения.

Главной предпосылкой к появлению джаза послужила перевозка европейцами черных рабов из Африки именно в США, которая произошла в 1600-1700 годах.
Порабощенные представители разных африканских народов столкнулись с трудностями коммуникаций друг с другом, но нашли соприкосновение в музыке. Она сопровождала их всюду: на плантациях, во время отдыха и молитвы. Они играли блюз, когда им было горько, пели "Рабочую песню", чтобы не потерять темп во время черновой работы и исполняли религиозный спиричуэл, обращаясь к богу.
Еще до отмены рабства, в 1817 г. мэр Нового Орлеана разрешил афроамериканцам собираться на площади, которая получила название "Конго сквер", для отдыха, танцев и музыки. Там происходило настоящие смешение культур и самых различных музыкальных традиций. В этой атмосфере и возникли первые ростки джаза. Он сложился к концу 1800 из синтеза африканского спиричуэла, рабочей песни, блюза, маршевой музыки и регтайма.Отмена рабства в Луизиане заставила вчерашних узников оков уже свободными людьми добывать пропитание для себя самим, а завершившаяся победой Севера гражданская воина оставила бесхозными множество музыкальных инструментов, которые продавались на местных рынках за бесценок.

В Новом Орлеане творили первопроходцы Бадди Болден (Charles Joseph "Buddy" Bolden), Кинг Оливер ( Joseph "King" Oliver), Джерри Ли Ролл Мортон (Jelly Roll Morton) и другие. То, что мы — джазмены сегодня называем импровизацией, нарочито гордо подчеркивая это при каждом удобном случае, в конце XIX века была вовсе не набором хорошо известных заученных в университетах музыкальных фраз, которые мы играючи тасуем, будто бы это колода карт, но единственным образом мысли и данностью, обеспечивающей выживание на грязных улицах Сторивилля и других районов Нового Орлеана. Короткий исторический момент, когда это все еще были простые искренние человеческие истории, не познавшие сводов консерваторий и чернил нотной бумаги.

Из Нового Орлеана вместе с музыкантами распространялся дальше по континенту и их творение. Одним из первых джаз заиграл затейливый парикмахер Бадди Болден (Buddy Bolden, 1868-1931), по прозвищу Малыш, который пусть и провел вторую половину жизни в психиатрической лечебнице, но все же заложил основы того музыкального языка, который затем назовут джазом. Именовавшийся впоследствии не иначе, как Король, он стал родоначальником многих жанров и приемов. За ним последовала и другая чернокожая аристократия - Банк Джонсон (Bank Johnson), Джерри Ролл Мортон (Jerry Roll Morton), Кинг Оливер (King Oliver) и многие другие. Будучи ребенком, Болдена слушал и великий Луи Армстронг (Louis Armstrong), ставший впоследствии главным хранителем традиций архаичного Новоорлеанского стиля даже во времена modern джаза.

Чикаго стал эпицентром "Эры джаза" в 20х, когда классический джаз достиг своего расцвета. Новую музыку стали преобразовывать белые музыканты, привнесшие европейский порядок в новоорлеанский хаос.

Первая джазовая запись была сделана в 1917 году именно белым коллективом Original Dixieland Jass Band (Dixieland – отличительное название для подобных бэндов), которые подражали игре афроамериканских коллег по цеху.
В этот период в джазе появились новые инструменты: контрабас, занявший позицию тубы, и фортепиано; ударная установка постепенно приобретала современный вид. Вместо коллективной импровизации во главу угла была поставлена роль солиста при аккордовой поддержке.

Особое значение имеет для джаза фигура Луи Армстронга, который довел эту формулу до совершенства. Благодаря неизмеримому вкладу в развитие и популяризацию жанра, он оказался на обложке журнала Тайм в 1949 году и, кроме прочего, получил неофициальное звание "Посол джаза" от Госдепартамента США.

Подробнее о первопроходцах джаза и в чем кроется гений великого Луи Армстронга, мы рассказываем в видео-лекции. Речь в ней пойдет о зарождении этого уникального и объемного направления музыки. Музыкальное сопровождение рассказа в исполнении Dixie Providence Band под управлением Алексея Мельниченко — молодого амбициозного ансамбля на московской сцене, который питает настоящую слабость к ранней джазовой эпохе и специализируется на исполнении традиционного новоорлеанского и чикагского джаза.

22.08.2017, Виктор РАДЗИЕВСКИЙ (ЗВУКИ РУ)