ФЕСТИВАЛЬ  10 лучших концертов Flow 2017

Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017.

Фестиваль Flow в этом году решил сделать ставку на электронику – ей посвящены сразу три сцены, да и на остальных она тоже занимает немалую часть программы. При таком богатстве выбора в проигрыше оказались даже номинальные хедлайнеры – смотреть хотелось совсем не на них, а на артистов менее известных, но не менее интересных. Тех, что играли танцевальную музыку на открытой площадке Resident Advisor или экспериментальную в темном и дымном ангаре Voimala.

Kaitlyn Aurelia Smith

Лейтмотив этого фестивального лета – идеальный поп-концерт, с которого не дождавшись конца приходится убегать на не менее впечатляющее выступление женщины с синтезаторами. На Сонаре это были Roosevelt и Сюзан Чиани (Susan Ciani), на Флоу – Sparks и Кейтлин Аурелия Смит, недавно выпустившая с Чиани совместную пластинку. Смит, как и её старшая коллега, использует модульный синтезатор, но совсем не ограничивается кручением ручек на нём – она поёт и мелодекламирует, на ходу манипулируя обработкой на голосе, а также время от времени играет соло на клавишах, в общем работает примерно за троих. По звучанию её музыка напоминает Oneohtrix Point Never времен альбома "Returnal" - синтез коллажного эмбиента и секвенсорной ретро-электроники. В меру современно, в меру ритмично (пусть и совсем без барабанов) и прямо-таки завораживающе красиво. Единственный минус – Кэйтлин играет почти в полной темноте, освещают её только отсветы довольно абстрактного видео, так что деталей игры не разглядеть. Впрочем, хорошо и так – эмбиент концерты с реальным живым исполнением штука нечастая, а тут еще и музыка выше всяких похвал.

Fatima Yamaha Клиенту лейбла Dekmantel ожидаемо достался самый лучший слот на площадке Resident Advisor Front Yard – примерно в середине его выступления над фестивалем садилось солнце. Голландец начал с эйфорического нью-диско и буквально через пару минут набитый битком "двор" уже плясал, а когда через несколько треков Бас Брон (Bas Bron) разогнался до электро, а параллельно начался закат, на Флоу случился настоящий рейв. Сцена на этой площадке маленькая, даже и не сцена, а так, киоск, здесь едва ли можно разместить ноутбук, не то что синтезаторы. Но голландцу теснота не помеха – он выдает фанковые запилы на клавишах, крутит эффекты, в общем это настоящий концерт, а не просто переключение паттернов. Больше всего это похоже на DMX Krew, но Фатима звучит мягче и разнообразнее, у него каждый трек – законченное произведение, а сведены они довольно условно. К концу дело наконец доходит до главного хита "What’s A Girl To Do", который народ узнает даже не по первым аккордам, а по замедлившемуся темпу. Живая версия отличается от студийной довольно сильно – Брон импровизирует с соло-партиями, играя при этом не вариации основной темы, а как бы отвечая ей. Ради такого не грех и на Алекси Пераля опоздать.

Model 500

Присутствие в лайнапе Хуана Аткинса (Juan Atkins) с лайвом было едва ли не главным для меня аргументом в пользу поездки на Флоу, и "крестный отец техно" не разочаровал. Хуан вышел на сцену не один, а в сопровождении второго клавишника (кажется это Марк Тейлор, но ручаться не буду, Model 500 в последнее время стал формацией переменного состава, и иногда превращается даже квартет). Как обычно в "Воймале" разглядеть невозможно ничего, даже встав в первый ряд – видно лишь силуэты в дыму и мелькающем свете стробоскопов. Но по звуку и по движениям понятно – играют, не халтурят. Да и не водится это за отцами. Обставлено всё с большой помпой – в паузах Аткинс много разговаривает с залом, приглашает всех в будущее, в общем, значимость свою чувствует. Поначалу вместо Model 500 Аткинс устраивает концерт своего еще более старого проекта Cybotron – играет "Cosmic Car" и прочий электрофанк с вокалом. Лишь к середине переходит на техно, и высшей точки концерт достигает во время исполнения "No UFOs". Когда напоследок Аткинс играет "Clear", зал уже визжит.

Bicep

Лайв Bicep до последнего момента под вопросом – они стоят в расписании "чёрного тента" следующими после отмененных из-за грозы Front 242, однако палатку успевают подлатать и несмотря на возобновившийся дождь, британцы выходят на сцену по расписанию. Эндрю Фергюсон (Andrew Ferguson) и Мэттью МакБлэр (Matthew McBriar) довольно долго выступали исключительно как ди-джеи, и выпускали исключительно синглы. В этом году у них случился двойной прорыв – они записали альбом, который вот-вот выйдет на Ninja Tune и отправились в лайв-тур в его поддержку. И если раньше их музыка скорее подходила под определение дип или эйсид-хауса, то теперь они делают нечто с одной стороны очень мелодичное, прямо-таки эфйорическое, с другой – построенное вокруг сэмплированных брейков. Ближайшим ориентиром выглядят Orbital, но сравнение это довольно условное. Короче говоря, клубная музыка здорового человека. Этот мечтательный рейв – самое то, что нужно чтобы прийти в себя и восстановить моральный дух после стихии, чуть не сорвавшей второй день фестиваля.

Sparks

Самый бодрый и энергичный концерт фестиваля сыграла группа, ключевым участникам которой 69 и 72 года. Я всегда относился к Sparks с симпатией и уважением, но никогда не слушал их альбомами и любил скорее за то, что здесь Мородер (Moroder), там Дейв Болл (Dave Ball), а вон ту песню Мартин Гор (Martin Gore) перепел. В результате зашел глянуть на героев и минут через десять обнаружил себя рубящимся в первых рядах. Рассел, моложаво одетый в шорты и тельняшку, не только в голосе, но и в прекрасной физической форме – скачет, кривляется и принимает театральные позы. Рон, как и предполагает его роль, сидит за клавишами с отсутствующим видом (под конец он, по словам очевидцев, вышел танцевать по случаю собственного дня рождения, но в этот момент я уже бежал на Кэтлин Аурелию Смит). При этом братья решили не ограничиваться форматом поп-дуэта и набрали полноценный состав, главным образом из людей, годящихся им в дети, если не во внуки, так что нет ощущения, что перед нами суперветераны. С учетом мощного рок-драйва и театрализованной подачи получается почти Queen, что ни песня, то маленький спектакль, мюзикл. В сетлисте, разумеется, "грейтест хитс" – "Propaganda", "Never Turn Your Back On Mother Earth", "Dick Around" и так далее. Новые песни вроде заглавной "Hippopotamus" тоже идут на ура. Мой любимый хит Sparks тоже не забывают – на "When Do I Get To Sing My Way" у меня случается приход прямо-таки демешмодовской мощи. Здесь рока даже слишком много – фирменные клавиши появляются только под конец, но общий эффект от этого не страдают. Умеют же старики сочинять гимны.

Aleksi Perala

Алекси Перяля – давний клиент лейбла Rephlex. Тамошний босс Ричард Джеймс (Richard James), который тоже выступает в этот раз на Flow, заприметил финна еще в 1999-м, когда Алекси издавался под именем Ovuca. После закрытия Rephlex Перяля принялся было штамповать саиздатные релизы, но в этом году засветился на довольно респектабельном голландском Clone. От его лайва можно ожидать чего угодно, от авангардного эмбиента до техно, но финн ходит с козырей и играет скоростной технотранс. После Fatima Yamaha ставки можно только повышать, и Перяля с этой задачей справляется. Его, с позволения сказать, лайв-шоу в точности повторяет картинку про IDM из знаменитого мема "песня в 26 жанрах" (часовой стоп-кадр с неподвижным человеком за макбуком – не то что клавиш, а даже мыши нет), но музыку это не портит ничуть. Пераля бомбардирует публику чем-то похожим на миксы Карла Кокса (Carl Cox) середины 1990-х. Быстрее, выше, сильнее! Стоять на месте под такое невозможно чисто физически.

Goldfrapp

Элисон Голдфрэпп (Alison Goldfrapp) и её группе досталась нелёгкая задача – она, по сути, возобновляла прерванную программу фестиваля. Выступавшего за два часа до неё Дэнни Брауна (Danny Brown) в буквальном смысле снесло ураганом (о чем мы уже писали), какое-то время на фестивале была почти полная тишина (работало только несколько маленьких сцен), ожидался второй грозовой фронт, но концерты всё же было решено продолжить. Элисон не стушевалась, да и её тяжеловесный электропоп вполне для этой ситуации подходил. Сама она отказалась от образа Пугачевой (копна растрепанных волос и бесформенный балахон), в котором предстала в прошлый раз, и выбрала менее эксцентричный стиль этакой поп-леди во всём красном. Помимо неё на сцене две эффектного вида клавишницы (они же бэк-вокалистки), а также ритм-секция – басист и барабанщик. Сетлист строится вокруг трех пластинок – разумеется, "Silver Eye" (концерт ожидаемо открывается песней "Anymore"), "Black Cherry" (оттуда тоже берутся тяжеловесные электро-боевики в размере 6/8 типа "Train") и "Supernature" – того, с которого по сути Goldfrapp и раскрутились именно в танцевальной ипостаси. Всё жужжит и стучит маршевым ритмом, а на былой фолк-рок или даже диско времен пластинки "Head First" – ни намёка. Где-то ко второй половине концерта снова начинается дождь, но никто не уходит – за два часа соскучились по музыке, а Элисон как раз дошла до хитов – сначала тех, что полегче ("Number 1" и "Ride A White Horse"), а потом уже совсем бронетанковых – "Ooh La La" она даже успевает объявить как последнюю, но потом со смехом поправляется – нет, мол, еще одну забыла. Под конец звучит "Strict Machine" – я остаюсь без любимой "Rocket" и неочевидного фаворита с последней пластинки "Tigerman", но и без этого концерт вышел довольно убедительный.

Virta

Мой фестивальный топ никогда не обходится без финнов, играющих где-то близко к началу программы. На этот раз мои фавориты – трио Virta, собравшее немалое число зрителей в два часа дня в субботу на сцене Bright Balloon. Их музыку проще всего было бы назвать пост-роком, но всё чуть сложнее – солирует у них не гитара, а труба, а гитарист скорее занимает место басиста и играет рифы в нижнем регистре. Звучит всё это интересно, рождая отдаленные ассоциации то с Public Service Broadcasting, то с Tortoise, то с нашими Mooncake. В отличие от классического пост-рока это музыка светлая и, как это ни странно прозвучит, лёгкая – есть в ней воздух, пространство. Нет, не всё еще сказано в инструментальном роке!

Jenny Hval

Норвежка Йенню Валь, похоже, всерьез нацелилась занять место если и не Бьорк (Bjork), то как минимум Карин Дрейер (Karin Drejer) из The Knife. Музыку она записывает очень разную – раньше увлекалась джазом и авант-роком, теперь пришла к электропопу и начинает концерт практически в духе Robyn, но затем всё же уходит от поп-музыки куда-то в дебри мультимедиа-перформанса. На сцене вместе с ней танцовщица и пара музыкантов, которые то и дело тоже подключаются к этому странному театру. Сначала Йенню, не переставая петь, обматывает танцовщицу каким-то чулком, потом топит её в надувном бассейне (который потом бросают в зал, и публика перекидывается им как гигантским воздушным шаром), потом печатает на гигантском экране любовное письмо, потом все вместе проводят какой-то странный эксперимент со съемкой зала и друг друга на видео. С точки зрения перформанса действо почти безупречное, но за этой суетой слегка теряются сами песни, а они у Йенню чудо как хороши, да и тихая индитроника ей удается ничуть не хуже, чем электропоп-танцевалочки. В общем, при случае я бы посмотрел на неё в формате камерного концерта.

Joshua Redman – Still Dreaming

С джазом на Флоу хорошо всегда, и главный сюрприз в этом сегменте преподнес американский состав под управлением Джошуа Редмана. Его отец, Дьюи Редман (Dewey Redman) играл с Орнеттом Коулменом (Ornette Coleman) и Джошуа со своим ансамблем играет своего рода концерт памяти отца – вещи из репертуара всё того же Коулмена, Дона Черри (Don Cherry) и иногда свои собственные. Джазмены, играющие музыку своих отцов – это в этом году тренд, еще один такой концерт даёт финский трубач Вернери Похьола (Verneri Pohjola). У Редмана получается отлично, классический хард-боп – в меру доступный и где-то даже groovy, но достаточно сложный по форме.

Bonus track: Aphex Twin

Ну и сказав столько всего об электронике на Флоу, нельзя не упомянуть об Афекс Твине, хотя его шоу продолжает быть зрелищем престранным. Во-первых, совершенно непонятно, что он делает – Рич продолжает играть в формате "одинокий силуэт за лаптопом". На сцене с ним есть еще и ви-джей и видимо внимание зрителя должно фиксироваться именно на видно, но выяглядит это всё же странно. В одном из интервью Афекс рассказывал, что на лайвах использует модульный эффект-процессор – очень похоже на то, по крайней мере звук был очень разбалансированным, что часто бывает, если пытаешься свести на лету много каналов. То бас вылезет, то средние пропадут, то просто тихо станет. Музыка больше похожа на эйблтон-мэшап из сильно переработанных своих треков, куда добавлен раздербаненный на атомы технорейв начала девяностых. На сложных треках (среди которых примерно один на пять появляются прямо гениальные, например, ремиксы на композиции с "SAW II") публика начинает скучать, а оживляется либо когда Ричард спрямляет бочку, либо когда на видео вдруг появляются известные в Финляндии персонажи. Небезынтересно, но нынешний Джеймс – не мой герой.

18.08.2017, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: