ФЕСТИВАЛЬ  Разогнали тучи

В Калининграде прошел любимый всеми фестиваль Сити-Джаз: репорт Звуков

В Калининграде все уже привыкли к непрекращающимся дождям, но на фестивале City Jazz погода благоволила участникам и зрителям. Ничего не затопило, не снесло, а так - немного покапало и прошло. Солнце и легкий ветер сопутствовали трем чудесным дням музыки, общению с друзьями и новым открытиям.

День 1. Фанк и панки

Начало фестиваля было несколько необычным, но сразу привнесло нужную толику драйва: ребята из Konig Brass Orchestra появились на верхних ступенях лестницы летнего амфитеатра, промаршировали в своих клевых красных клечатых штанах под барабанный бой и бодрый брасс на фестивальную сцену - и понеслось! Симбиоз шумового шоу Drums Busters и духового ансамбля Königsberg Brass Band наполнил летний театр энергией фанка и ска. К оркестру присоединилась молодая калининградская певица и композитор Алиса Геллисс, дополнив выступление очарованием и внеся свои чувственные ноты в яркое мужское начало джаз-бэнда. Ребята выступили на уровне, показав отличное музыкальное шоу, дополненное яркими костюмами и танцами.

Израильские группы всегда отличались оригинальностью, и на этот раз мы ждали открытий - и не ошиблись! Lucille Crew - это международный грув-коллектив, объединяющий элементы hip hop, funk & soul. Их не зря называют самой необычной группой Израиля. То, что творилось на сцене, иначе как вакханалией радости, не назовешь. Это был какой-то вирус счастья, энергии и таланта, которым заразили всех.
Почти час группа держала настроение фестивальной публики на верхнем градусе позитива. Фанк с этно-элементами, пульсирующий ритм и вокал солистки Галь Де Паз (Gal De Paz, с присущим ей необычным тембром и манерой исполнения, MC Rebel Sun из Балтимора, убивающий наповал своей напористой энергией, битмейкер и гитарист Изгав Дотан сумели выстроить свой сет как череду музыкальных шуток и сложных импровизаций на танцевальной основе.
"Smokin’ soul", - так группа называет свой стиль,- пришелся по вкусу фестивальной публике. Lucille Crew задали высокую планку следующим исполнителям. После такого выступления сложно было убедить зал, что может быть что-то более драйвовое и талантливое.

La Chiva Gantiva из Бельгии перед концертом успели рассказать нам немного о себе:
"Для колумбийцев мы — европейцы, для европейцев - колумбийцы. Музыку, которую мы играем, сложно классифицировать, мы большие экспериментаторы - и это нас сближает с тем, что называется джазом.
Мы не хотим играть традиционные латиноамериканские песенки, поэтому мы с самого начала решили, что будем играть музыку, которую считаем важной и интересной для себя, а не ту, которую от нас ожидает публика. Мы хотим показать, что колумбийская музыка гораздо глубже и интереснее, чем это принято считать. Это не только кумбия и сальса, но еще меренге и многие другие стили. Мы выросли, слушая рок, но при этом любим и фольклор, который тоже слышали в детстве.
В своих концертах мы используем много визуальных эффектов и танцы. Движение - это важная составляющая нашего выступления. Хореографию нам ставил наш друг, продумывалось каждое движение, чтобы на сцене возникало эмоциональное, яркое действо. Нам бы хотелось, чтобы зритель воспринимал не только музыку, а все выступление в целом."

И на сцене действительно развернулся настоящий панк-джазовый карнавал! Солист, певец Рафаэль Эспинель (Rafael Espinel ) , был обаятельным дьяволом: от его глаз, сверкающих из-под копны волос, публика приходила в состояние гипнотического транса.
В музыке белгийцев очень сильно колумбийское влияние, особенно в яростной перкуссионной работе; а испанские гитарные риффы и рэп в исполнении гитариста Фелипе Деккерса добавили в микс свои сумашедшие ноты. Саксофонист отвечал за классические сольные импровизации, но, по сути, это был крутой панк-рок-концерт! Было четкое ощущение, что на сцене работает какой-то мощный энерджайзер, высвобождающий энергию движения и эмоций, самозаряжающийся и предающий свое электричество зрителям.

День 2. Класики и класс

Второй день фестиваля открыл польский Walking Jazz Big Band, состоящий из представителей известной музыкальной школы имени Станислава Монюшко в Лодзи. Оркестр был основан в декабре 2004 года, его инициатором выступил гитарист Славек Бадовски (Slawek Badowski), он же стал дирижёром биг-бэнда. В основе репертуара оркестра – evergreens: произведения Гленна Миллера, Чарли Паркера и других мэтров. Но особенно интересно, что эти молодые ребята,- а среди них есть студенты, и недавние выпускники,- исполнили несколько произведений известных польских авторов.
Ведущий саксофонист радовал сольными импровизациями. Коллектив первый раз выступил в России и, по словам дирижера и руководителя Славека Бадовски, музыканты были приятно удивлены теплым приемом и атмосферой фестиваля.

Следующее выступление ожидали с большим нетерпением: на сцену вышел Монти Александер (Monty Alexander) - живая легенда американского джаза в сопровождени своего Harlem Kingston Express. Американо-ямайский пианист Монти Александр в своих концертах наглядно демонстрирует, насколько прочна и очевидна связь между нью-йоркским Гарлемом и ямайским Кингстоном. Потрясающая открытость мышления, свойственная джазмену, находит своё чудесное выражение в его музыке. Академичный стиль фортепиано и драматическое регги сливаются в единое целое, в отчаянный и пронзительно прекрасный джаз, наполненный жизнью. В такие моменты понимаешь, что такое настоящая свобода в джазе: это как камертон для настройки вкуса и качества музыки. Артисты получают колоссальное удовольствие от того, что исполняют, и с огромной радостью делятся своей радостью с публикой.

Еще на утренней пресс-конференции Монти говорил о том, что джаз - это прежде всего настроение: "Для меня музыка – это не работа, а огромное наслаждение. Так что моя любовь к музыке – вечна". На концерте это стало очевидно.

Завершающий аккорд второго дня фестиваля был мощным и сметающим напрочь расслабленную атмосферу, царящую после выступления предыдущего мэтра. На сцене зажигала Ник Уэст (Nik West) - бас-гитаристка и настоящая фанк-принцесса! Яркая, харизматичная, взрывная и талантливая, покорившая весь мир, она ворвалась на сцену как ураган. Экзотичная внешность, пёстрый ирокез на голове, флюоресцентные костюмы – а еще были шпагаты с гитарой, головокружительные, почти гимнастические мостики, яркий вокал и забойные дуэты двух гитар... Не зря о Ник говорят, что она ясно видит свой путь в музыке и играет так, как играют звезды и большие мастера этого инструмента: Маркус Миллер или Ларри Грэхем. Ну и, конечно, она весьма экспрессивная певица с очень яркой харизмой.


Этно и Дорн

Третий день фестиваля открывали Django Lassi. Сборная команда, - три гитариста, барабанщик, кларнетист и скрипач, он же солист. - собравшая исполнителей со всего света (в группе есть француз, канадец, колумбиец, немец и израильтянин), отправились завоевывать мир бодрым "балканским" джазом. Танцевальные ритмы сразу создали нужное настроение на площадке: самые юные зрители уже в первом отделении фестивального дня на площадке танцевали во всю! Музыканты играли практически без пауз, на одном дыхании, виртуоз-барабанщик из Израиля задавал невероятный ритм. Взрывная смесь джипси-свинга, балканского фолка и хип-хопа заполняла все пространство вокруг. Темп безудержно нарастал на протяжении всего выступления и в конце зрители долго не отпускали со сцены Django Lassi.

Следующей на сцене ждали Манижу. Эта хрупкая девушка стала настоящим открытием для Калининграда, хотя именно на концерте выяснилось, что у нее уже довольно много фанатов. Необычный сильный голос, яркая эмоциональность и открытость, драматизм песен, оригинальная мелодика, современное звучание - все это сделало выступление артистки интересным и оправдало ожидания публики.
Manizha - действительно сверхновая звезда российской музыки ! Она – человек мира, diy-artist, автор музыки и исполнительница песен на стыке blue eyed soul и этно. Ей удалось, используя современные технологии продвижения, выйти на тот уровень, где ее смогли услышать и оценить тысячи слушателей. Действительно талантливая, смелая, настоящая Манижа появилась на площадке фестиваля и взорвала ее по взрослому! Поклонники Манижи пели, грустили, сопереживали вместе.

Подогретая громкими анонсами публика ждала заключительного хедлайнера Jazzy Funky Dorn, а скорее, самого Ивана Дорна, так как мало кто мог представить себе этого эпатажного исполнителя в заявленном качестве руководителя джазовой группы.
Появление Дорна сломало все каноны и ожидания постоянной публики этого фестиваля. По традиции, на последний день City Jazz всегда было припасено лучшее, с нетерпением ожидаемое в течении года. И в последние годы выбор хедлайнера чаще всего был в пользу крупных джазменов. Но в этот раз мы увидели привычное для Дорна фрик-шоу, к которому совершенно неприменимо понятие джаз в том понимании, которое всегда транслировалось учредителем и устроителями фестиваля. Даже музыканты, играющие роль бигбэнда, не смогли превратить это шоу в подобие джаза. Выступление Ивана было хорошим в своем жанре, оно могло собрать свою публику на других площадках города и прошло бы там со своим оглушительным успехом. У Дорна есть свои фанаты, и в этот вечер они заполнили танцпол перед фестивальной сценой и отрывались по полной. Но это был не джаз, так что у всех постоянных посетителей "Сити" было ощущение, что концовка фестиваля несколько смазана.


Фестиваль пролетел в одно мгновение: здесь были талантливые выступления и потрясающие минуты, когда над площадкой царил настоящий Джаз, звучали новые имена, зрители погружались в вихрь эмоций и становились соавторами шоу. Мы любим наш фестиваль и всегда ждем начала августа с особыми надеждами и предчувствиями. До новых встреч в Летнем театре на Калининград Сити Джаз 2018!

16.08.2017, Сергей ПОДЕЛЕНКО (ЗВУКИ РУ)