SZIGET  Юбилейный Sziget-2017: дни 3, 4 и 5

Macklemore & Ryan Lewis, Kasabian, PJ Harvey и The Chainsmokers в свежем репортаже Звуков.

Первую часть репортажа читайте по ссылке: P!nk, Brutto, Wiz Khalifa, The Vaccines и другие.

Третий день Sziget изнывает от аномальной жары (забегая вперед, скажу, что на этом дне наши мучения наконец-то завершились), и невеселая участь открывать программу главной сцены в такие погодные условия выпадает шведам из Mando Diao. Задача перед группой стояла сложная, более того, особого внимания публики к ним тоже не было замечено – на момент начала сета перед сценой было весьма скромное число людей. Но группа, несмотря на это играла свой плясовый инди-рок самоотверженно и с огоньком, а вокалист Бьорн Диксгорд (Bjorn Dixgard) всеми силами пытался раскачать спокойную поначалу публику. И к концу Mando Diao оказались сильнее, и свои 15 минут триумфа на растнутых донельзя “Gloria” и “Dance with somebody” группа заслуженно получила, и даже вышла потом под всеобщее ободрение на бис.

А вот на следовавших далее Rudimental с самого начала было много людей, и практически безразмерная (в смысле, на сцене много людей) поп-формация дала публике того, чего она и хотела – музыки столь же доступной, насколько и массовой, при этом отлично сыгранной. Красивый закат отлично дополнял картину выступления, но на этносцене уже начали играть авторы одной из самых удивительных прошлогодних пластинок на всём постсоветском пространстве DakhaBrakha. Главный пункт мирового экспорта украинской музыки (а вовсе не Дорн) показывал себя во всей красе – играя свой сложноприготовленный этномузыкальный винегрет в равных пропорциях и бодро, и медитативно, и просто красиво. Жаль только, что выступление пересекалось с сетом Пи Джей Харви (PJ Harvey), поэтому удалось оценить лишь его часть.

А Полли Джин, конечно, выступила без скидок грандиозно, хотя я это шоу уже видел в том году дважды, но сейчас Харви в такой колоссально впечатляющей концертной форме, что и трех раз очевидно маловато. Благо, с прошлого года певица дополнила сет несколькими прежними нетленками – например, истерично прогрохотала “50ft Queenie”, органично легла в текущую программу “Shame”, неожиданно прозвучали “White Chalk” и “Dear Darkness” (!!!), ну и убойная связка из “Down By The Water” и “To Bring You My Love” тоже никуда не делась. Богиня, гений чистой красоты, и любые иные схожие восторженные эпитеты – пусть и со своей серьёзностью певица на этом празднике жизни казалась несколько лишней, но один лишь этот концерт уже оправдал поездку на Sziget. А смотрите сколько всего уже было и ещё будет!..

Вот, например, Kasabian. Конечно, их переход в статус самых-самых хедлайнеров, причем ещё и после выхода не самой блестящей пластинки, всё ещё удивляет – возможно, это следствие того, что дела у рок-музыки сейчас и правда не очень, а жажду в новых героях (это же не фестиваль "Нашествие", где они годами не меняются, тут такое желание подразумевается само собой) утолять надо. Но британцы справляются – в наличии крепкая фестивальная программа преимущественно из хитов (причем они даже позволяют себе какие-то из своих синглов не играть – например, “Days Are Forgotten”), незатейливая но тематическая визуализация и хороший свет, а профессионализма и рок-н-ролльного напора группе уже хватает, чтобы довести свой сет до статуса центрального. А неизбежный массовый экстаз в финале под “Fire” – тоже крутая точка дня.

Хотя для кого-то ещё и не точка – в тенте вот играет автор одних из самых удивительных жанровых работ, дисков “Entroducing” и “The Private Press” DJ Shadow. Но воспринимать долго его изобретательную электронику сил уже не остаётся, хотя действо занимательное и по содержанию, и по свету, и по видеоряду (в котором зачастую показывали, с каким мастерством Шэдоу управляется со всевозможными ручками и бегунками).

Для автора этих строк день четвертый начался с выступления скорой московской гастролёрши Iggy Azelea. И, честно говоря, наблюдения за сетом десяти минут хватило, чтобы отправиться в тент А38 – не то, чтобы это было очень плохо, но к поклонникам певицы я причислить себя не могу, а энергичные пляски под плейбэк, боюсь, заинтересуют только последних. Тем временем в тенте играют The Strypes, ещё один свежий творческий концентрат британской музыки последних 50 лет. Усугубляет музыкальные ощущения и визуальные моменты – вокалист это вылитый Майлз Кейн, басист был в абсолютно битловском пиджаке и внешне в чем-то походил на Алекса Тернера, а ударник судя по всему вдохновлялся Элвисом, но выглядел как Сид из Тараканов! несколько лет назад. Вот и музыку ни играют под стать – вот The Jam, вот The Kinks, вот Arctic Monkeys, вот тягучи блюз-рок, а вот гитарный чёс. Первоисточники узнаваемы, но исполнено всё четко и бодро. После них выступали соотечественники из Манчестера The Courteneers, известные больше локально (недавно они собрали на родине аж стадион), но, увы, побороть тентовую акустику они не смогли, а при плохом звуке долго наблюдать за их выступлением уже не хотелось.

Пока на главной сцене дуэт ди-джеев Galantis разогревал публику перед скорым выступлением Маклмора сетом из чужих хитов, на маленькой Europe stage играл немецкий самородок Roosevelt, играющий приятный софт-синти-поп с налётом мечтательности и особенной мелодичностью, обычно свойственно скандинавским музыкантам. Квартет музыкантов во всем белом – ударник, басист, клавишница и Мариус Лаубер, игравший на всём, но, в основном, на гитаре – отличный небольшой сет без проходных песен и в камерной обстановке (всё-таки, несмотря на то, что группа сыграла почти на всех крупных европейских фестивалях не на последних позициях, для посетителей фестиваля «размерный ряд» сцен зачастую решает вопрос что смотреть, а что нет). Вот зря, в общем, вы не пришли, если в тот вечер были на Острове.

Хэдлайнер дня - Macklemore & Ryan Lewis, которых я ровно три года назад впервые увидел здесь же, в Будапеште. Маклмор по-прежнему чудесный энтертейнер, который может завести толпу просто спичем, безо всяких «поднимите ваши фукин руки». Вот и сегодня он приметил в зале надувную секс-куклу мужчины в зале, попросил передать её на сцену и устроил из этого мини-спектакль. А уж когда вскоре (третьим номером) заиграл “Thrift Shop” все начали сходить с ума.

В одно время с Маклмором на этно-сцене играл свадебно-похоронный оркестр Горана Бреговича, который, как обычно, дал разухабистой и развесёлой балканщины, где тот без скромности играл чужие композиции как свои (например, “In The Deathcar”). А в тенте рубились нестареющие панки из Bad Religion, которые вколачивали в зал свои нетленки разного возраста с такой силой, что молодым панк-группам в энергетике до них ещё расти и расти – честно говоря, было даже несколько обидно, что я застал только финальную треть сета.

В том же тенте лично для автора строк завершал день на Sziget бодрый инди-поп с легким налетом синти и ещё более лёгким налётом этно Crystal Fighters. Народу на них набилось в тент дикое количество, но это объяснимо – в фестивальном формате группа чувствует себя как рыба в воде, и их нетленки будто и были придуманы, чтобы во всех смыслах в тесной компании танцевать под них до упаду, даже несмотря на, опять же, средний звук.

Пятый день фестивального марафона, начинает чувствоваться накопившаяся за дни фестиваля усталость, но финал ещё далёк. Открывают главную сцену Metronomy, вновь поехавшие в тур после небольшого перерыва. Избавившись от декораций в тематике альбома “Love Letters”, стало видно, чем орудуют клавишники группы – всё по-честному, никаких сэмплеров, а только аналоговые синтезаторы. Живой грув британцев никуда не делся, обаятельная барабанщица тоже (к слову, она успела однажды поменяться с севшим за ударные лидером группы местами и даже спела), только вот по всем признакам день - не лучшее время для их сета. Но и под “Love Letters” с “The Look” зрители (увы, немногочисленные) активно оживляются.

Oh Wonder полтора года назад гостившие в Москве по сравнению с тем концертом особо ничего в своих живых выступлениях не поменяли, но сценической уверенности и умения работать на публику набрались, к тому же на них собралось неожиданно приличное количество людей. Обаяние пары Джосефины и Энтони легко распространилась на весь шатёр A38, что зрителям было, видимо, ближе, чем некоторая угрюмость земляков из White Lies. Которые параллельно играли на главной сцене, и играли хорошо, но без восхищения (хотя последняя их пластинка “Friends” по мне не хуже дебютной работы, на которой по прежнему строится скелет выступлений группы).

Опять же, удивило некоторое спокойствие публики фестиваля к группе Hurts, которая, кажется, должна быть более популярной (или мне затмевает глаза любовь к дуэту наших соотечественников). Группа находится в переходной, подготовительной фазе перед выходом нового диска, и сыграла всего одну новую вещь – сингл “Beautiful Ones”. В остальном, выступление состояло из всего игравшегося в течение тура-2016 в поддержку диска “Surrender”: хайлайты третьей пластинки, пара вещей с уже чуть позабытого второго диска и все хиты дебюта. Тео по-прежнему мачо 80 уровня, поющий один-в-один как в студии, группа звучит прекрасно, все слажено, а в зал вновь летят розы, заботливо избавленные от шипов. Хороший фестивальный сет, однако, права, заодно неожиданно показывающий, что на пост-советском пространстве группа сейчас, возможно, востребована больше, чем в Европе.

The Chainsmokers выступают на правах уже обычной для Сигета последних лет массовой дискотеки с мощной визуализацией – очень веселой и изобретательной, надо сказать. Однако, в отличие от собственных студийных записей, группа живьем сильно налегает на ремиксы и вещи с сильным EDM-дропом (что у их коллег по цеху, правда, тоже считается признаком хорошего тона). Ещё ноу-хау: благо, один из участников дуэта вокалирует в части композиций, несколько хитов было действительно, по-честному, спеты в микрофон. Ну а потом опять начинался вездесущий дроп.

Ну не все на фестивале музыка, еда и алкоголь: давно пора уже было дойти и до цирковой сцены, где особой популярностью пользуется шоу канадского (точнее монреальского) цирка Alfonse: Barbu. Происходящее на сцене одновременно напоминает, собственно, цирк, кабаре, квир-шоу а-ля здешний же Magic Mirror, плюс, это все подзвучено живой группой, играющий нетрадиционный для цирка инди-аккомпанемент. Шоу состоит из чистой акробатики, фокусов и частицы провокации: финальный блок артисты отыгрывают в одном белье, а кое-кто даже полностью обнажается. Но, конечно, вещь стоящая и совсем не похожая на российские цирковые традиции – в том числе из-за такого шоу стоит ехать на Sziget и даже пропустить какое-то из громких музыкальных имён.

На фестивале за полночь, впереди ещё один пункт из личного виш-листа на фестивале. Даунтемпо Tycho, конечно, не способствует особому бодрствованию, а в пол-второго ночи в строю на Sziget остаются лишь самые крепкие. Но американцы выдают отличное живое шоу – атмосферное, благодаря соответствующему видеоряду, и идеально сыгранное на покорившемся таки специфичном звуке в тенте. Жаль, в общем, что дотерпели до этого концерта не все, но зато американцы осенью играют в Москве, так что всем жителям столицы весьма рекомендую – без груза дневной усталости и обильных возлияний, полагаю, должно понравиться ещё больше.

14.08.2017, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)