Музыкальная карьера  BAND ON THE RUN. Часть двенадцатая

Если вы серьезно занимаетесь музыкой, то неизбежно настанет момент, когда вы захотите заключить контракт с компанией грамзаписи на издание своих работ. Для этого полезно знать положение дел в музыкальной индустрии. Наша сегодняшняя тема - Рекорд-лейблы. Кто будет издавать вашу музыку: "инди" или "мэйджор"?

Рекорд-лейблы: "Инди" против "монстров"

Если вы серьезно занимаетесь музыкой, то неизбежно настанет момент, когда вы захотите заключить контракт с рекорд-лейблом для издания своих работ. В наши дни это реально, однако прежде, чем искать контракт, полезно разобраться с положением дел в музыкальной индустрии.

Принято считать, что существуют 4-5 ведущих рекорд-компаний - так называемые "мейджоры", на долю которых приходится 70-80 процентов рынка. Остальные фирмы - так называемые "инди", от слова independent (независимый).
Инди-фирма-это вовсе не обязательно что-то совсем маленькое со смехотворным бюджетом. Встречаются очень солидные независимые фирмы (Mute Records, недавно вошедший в состав концерна EMI, например).

Неверно было бы думать, что отношения инди и мейджоров - обязательно конфронтация. Их взаимоотношения - очень сложный и запутанный вопрос. Кроме жестокой конкуренции, они могут уживаться между собой вполне мирно, даже сотрудничая на взаимовыгодных условиях. Например, вот несколько типов сотрудничества мейджора и независимого лейбла:

  • Тиражирование и распространение продукции. Инди-лейбл финансирует запись альбома, и затем предоставляет мастер-фонограмму крупной фирме, которая печатает тираж CD и распространяет через свою сеть. Все права на мастер-фонограмму остаются у инди-фирмы.
  • Только распространение. То же, что и п.1, но только весь тираж печатает сам инди-лейбл.
  • то же, что и пункты 1 и 2, но распространение производится через независимых дистрибьюторов. Независимые продавцы работают в пользу инди-лейбла, а по его заказу - через крупную рекорд-компанию.
  • То же, что и все предыдущие пункты, но инди-лейбл работает не с крупной фирмой, а таким же образом - с другим инди-лейблом.
  • инди-лейбл по заказу и на средства крупной фирмы записывает альбом. Затем готовая мастер-фонограмма передается фирме-заказчику. Заказчик организует раскрутку альбома и владеет всеми правами на него.
  • Сотрудничество большой фирмы и инди-лейбла на основе акционерного капитала. В этом случае силы и средства этих двух компаний объединяются. Доходы делятся пропорционально вложенным капиталам.
  • Фирма - "мейджор" вкладывает средства в инди-лейбл. Взамен она получает часть собственности и/или часть прав на контракты инди-лейбла с артистами. лицензирование. одна фирма покупает у другой лицензию на аудио-материал (обычно на несколько лет). Право на мастер-фонограмму в этом случае принадлежит по-прежнему продавцу лицензии.
  • Право выкупа. Мейджор покупает у инди права на артиста и/или его фонограммы. Таким образом, инди-лейбл может стать для музыканта ступенью к более солидным контрактам.

    Это все нужно представлять себе-хотя бы в общих чертах-чтобы знать, что вас ожидает, если вы получите заветный контракт.

    Особенности контрактов с инди-лейблами.

    В первую очередь нужно прояснить для себя следующие пункты:
    - Распространение вашей музыки. Убедитесь, что у фирмы есть сеть дистрибьюции, хотя бы в вашей стране.
    - Сопутствующие промо-товары (постеры, плакаты и тд). Кто займется их изготовлением и распространением? Если не сам лейбл, будет ли он требовать часть прибыли от их реализации?
    - Ваши права и свободы. Насколько вы будете ограничены и в чем? На какой срок? Опасайтесь слишком большого и длительного ограничения своих прав.
    - Работает ли фирма с другими распространителями аудиопродукции?
    - Рекламирование ваших альбомов. Кто и как этим займется? Какие средства на это выделяются?
    - Поддержка во время гастролей. Их организация и реклама.
    - Кто и как будет платить налоги от продажи ваших записей?

    Особенности контрактов c крупными компаниями.

    На первый взгляд может показаться, что в больших компаниях, где технология работы с артистом отлажена до мелочей, проблем просто не должно возникнуть. Однако это не так - ведь мейжоры мыслят другими масштабами, а мелкие проблемы (из которых зачастую складываются отношения с артистом) могут упустить как несущественные. При составлении контракта с мейджором стоит обращать внимание на следующие моменты:
    - Сроки контракта. Обычно контракт заключается на 6-8 альбомов (не лет!)
    - Отдел подбора артистов и репертуара (A&R department). Узнайте побольше об этих людях. С кем, кроме вас они еще работают?
    - Сколько альбомов издает фирма за год? Если слишком много, смогут ли они уделять вам достаточное внимание?
    - Личные знакомства. Постарайтесь встретиться с возможно большим числом сотрудников. Какая общая атмосфера в компании?
    - Эксклюзивность контракта. Это значит, что во время этого контракта вы не сможете работать ни с одной другой фирмой.
    - Творческий процесс. Кто и как его будет контролировать? Вы должны отстоять себе свободу, чем больше - тем лучше.
    - Стоимость записи, смета расходов.
    - Раскрутка альбома и гастроли. Их продолжительность и интенсивность.
    - Авторские вознаграждения.
    - Видеозаписи. Кто их делает, как распределяются затраты на них и будущие прибыли?
    - Сопутствующие товары. Производство и распространение.
    - Возможность проверки вами финансовых документов в любое время. Этот пункт обязательно должен быть в контракте!
    - Отчетность фирмы перед вами. Обычно фирма отчитывается раз в 6 месяцев с момента заключения контракта.
    - Передача прав. Рекорд-лейбл может (или не может) перепродать контракт с вами другой фирме.
    - Выплата налогов.

    Один из пунктов контракта, на который следует обратить внимание особо: работа "на стороне". Имеется в виду работа участников группы в качестве студийных музыкантов в других проектах на этой или на другой фирме. Эту возможность нужно оговорить подробно. Обычно рекорд-лейблы неохотно соглашаются с этим пунктом, и то на особых условиях: если музыканты работают только в аккомпанементе, не исполняя сольные партии, дуэты и т.д. Допускается такая работа в перерывах между основными записями или гастролями согласно контракту. В других проектах может участвовать одновременно не более одного музыканта из группы: фирма боится, что на других записях будет присутствовать характерное звучание вашей группы.

    Заключение контракта - очень сложный процесс. Иногда случаются курьезы. Джимми Хендрикс во время заключения контракта ткнул пальцем в один пункт и сказал, что он с эти не согласен. Пункт гласил, что Хендрикс будет жить в 5-звездочном отеле. Парень просто не умел читать!

  • 30.03.2009, Вадим МИХАЙЛОВ (ЗВУКИ РУ)