Рекорд-лейблы: "Инди" против "монстров"
Если вы серьезно занимаетесь музыкой, то неизбежно
настанет момент, когда вы
захотите заключить контракт с рекорд-лейблом для издания своих работ. В наши
дни это реально, однако прежде, чем искать контракт, полезно разобраться с
положением дел в музыкальной индустрии.
Принято считать, что существуют 4-5 ведущих
рекорд-компаний - так называемые
"мейджоры", на долю которых приходится 70-80 процентов рынка. Остальные фирмы -
так называемые "инди", от слова independent (независимый).
Инди-фирма-это вовсе
не обязательно что-то совсем маленькое со смехотворным бюджетом. Встречаются
очень солидные независимые фирмы (Mute Records, недавно вошедший в состав
концерна EMI,
например).
Неверно было бы думать, что отношения инди и мейджоров -
обязательно конфронтация. Их взаимоотношения - очень сложный и запутанный
вопрос. Кроме жестокой конкуренции, они могут уживаться между собой вполне
мирно, даже сотрудничая на взаимовыгодных условиях. Например, вот несколько
типов сотрудничества мейджора и независимого лейбла:
Это все нужно представлять себе-хотя бы в общих чертах-чтобы знать, что вас ожидает, если вы получите заветный контракт.
Особенности контрактов с инди-лейблами.
В первую очередь нужно прояснить для себя следующие пункты:
- Распространение вашей музыки. Убедитесь, что у
фирмы есть сеть дистрибьюции, хотя бы в вашей стране.
- Сопутствующие промо-товары (постеры, плакаты и тд). Кто займется их
изготовлением и распространением? Если не сам лейбл, будет ли он требовать
часть прибыли от их реализации?
- Ваши права и свободы. Насколько вы будете ограничены и в чем? На какой
срок? Опасайтесь слишком большого и длительного ограничения своих прав.
- Работает ли фирма с другими распространителями аудиопродукции?
- Рекламирование ваших альбомов. Кто и как этим займется? Какие средства
на это выделяются?
- Поддержка во время гастролей. Их организация и реклама.
- Кто и как будет платить налоги от продажи ваших записей?
Особенности контрактов c крупными компаниями.
На первый взгляд может показаться, что в больших
компаниях, где технология
работы с артистом отлажена до мелочей, проблем просто не должно возникнуть.
Однако это не так - ведь мейжоры мыслят другими масштабами, а мелкие проблемы
(из которых зачастую складываются отношения с артистом) могут упустить как
несущественные. При составлении контракта с мейджором стоит обращать внимание
на следующие моменты:
- Сроки контракта. Обычно контракт заключается на 6-8 альбомов (не лет!)
- Отдел подбора артистов и репертуара (A&R department). Узнайте побольше
об этих
людях. С кем, кроме вас они еще работают?
- Сколько альбомов издает фирма за год? Если слишком много, смогут ли
они уделять вам достаточное внимание?
- Личные знакомства. Постарайтесь встретиться с возможно большим числом
сотрудников. Какая общая атмосфера в компании?
- Эксклюзивность контракта. Это значит, что во время этого контракта вы не
сможете работать ни с одной другой фирмой.
- Творческий процесс. Кто и как его будет контролировать? Вы должны
отстоять себе
свободу, чем больше - тем лучше.
- Стоимость записи, смета расходов.
- Раскрутка альбома и гастроли. Их продолжительность и интенсивность.
- Авторские вознаграждения.
- Видеозаписи. Кто их делает, как распределяются затраты на них и
будущие прибыли?
- Сопутствующие товары. Производство и распространение.
- Возможность проверки вами финансовых документов в любое время. Этот пункт
обязательно должен быть в контракте!
- Отчетность фирмы перед вами. Обычно фирма отчитывается раз в 6 месяцев
с момента заключения контракта.
- Передача прав. Рекорд-лейбл может (или не может) перепродать контракт
с вами
другой фирме.
- Выплата налогов.
Один из пунктов контракта, на который следует обратить внимание особо:
работа "на стороне". Имеется в виду работа участников группы в качестве
студийных музыкантов в других проектах на этой или на другой фирме. Эту
возможность нужно оговорить подробно. Обычно рекорд-лейблы неохотно
соглашаются с этим пунктом, и то на особых условиях:
если музыканты работают только в аккомпанементе, не исполняя сольные партии,
дуэты и т.д. Допускается такая работа в перерывах между основными записями или гастролями
согласно контракту. В других проектах может участвовать одновременно не более
одного музыканта из
группы: фирма боится, что на других записях будет присутствовать характерное
звучание вашей группы.
Заключение контракта - очень сложный процесс. Иногда случаются курьезы. Джимми Хендрикс во время заключения контракта ткнул пальцем в один пункт и сказал, что он с эти не согласен. Пункт гласил, что Хендрикс будет жить в 5-звездочном отеле. Парень просто не умел читать!
Connie KAY (1927)
Jon GIBSON (1940)
Pete HAM (1947)
Kate PIERSON (1948)
Clive TAYLOR (1949)
Стас МИХАЙЛОВ (1969)
Patrick STUMP (1984)
Eva SIMONS (1985)