SZIGET  Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2

P!nk, Brutto, Wiz Khalifa и The Vaccines на юбилейном Sziget: первый репортаж Звуков с Острова Свободы

Звуки снова в Будапеште! Любимейший из больших фестивалей нашего портала торжественно празднует 25-летие, чего мы, конечно, никак не могли пропустить. Остров Свободы встретил своих жителей убойной жарой – как и в 2015 году, когда всё буквально плавилось под аномально высокими темпеатурами, в первый день фестиваля столбик термометра перевалил за 35 градусов. Но, несмотря на погоду, город пропитан фестивально-разгульным духом.

Теперь без прикрас и по-честному: да, однозначно в этом году получился далеко не самый презентабельный в плане громких имен состав фестиваля. Да что уж там, - возможно, даже наименее приглядным за всю новейшую историю Sziget. Но, как известно, любим мы этот open air не только за первые строчки лайн-апов, а за много большее. Много большее, конечно, осталось на месте – с момента как вы переходите входной мост на Остров, глаза продолжают разбегаться от обилия всевозможных вариантов времяпрепровождения.

Но в первый день с основным развлечением дня всё было ясно без уточнений: несмотря на наэлектризованный ска-панк Dubioza Koleltiv или рокерскую прямолинейность Billy Talent, почти весь остров пришёл смотреть концерт P!nk, вернувшуюся к гастролям после многолетнего перерыва. Об этом говорило и обилие однодневных браслетов на руках посетителей фестиваля. Вместе с певицей играет внушнительный бэнд из обаятельной ритм-секции (красавец-ударник восседал со своей установкой на огромной подушке, из которой торчали бутафорские иголки, а на басу играла девушка), трио бэк-вокалисток, соло-гитариста и клавишника. К тому же, вместе с Пинк, появившейся прямо из сценического "языка" посреди фанзоны, выделывала па массивная танцевальная группа.

Начала певица с программной “Let The Party Started” – начало, правда, звучало немного скомкано, были проблемы со звуком, а сама певица, скажем так, не сразу включилась в процесс, и большую часть первых песен "вытягивали" бэк-вокалистки. Но темп был задан верный, да и публика попалась сочувствующая – рядом со мной стояло достаточно людей, певших наизусть чуть ли не все композиции сета. А певица, презентовавшая пока минимум студийных новинок, выстроила выступление по верному принципу “the best of”.

Хитов за всю творческую жизнь у Пинк накопилось достаточно – “U + Ur Hand”, “Just Like A Pill”, “Trouble”, “Leave Me Alone”, и всё это подряд. Певица к тому моменту срывает с себя майку и идёт брататься с публикой, на ходу раздавая объятия и автографы. К “Try” окончательно выправляется звук, а певица начинает голосить в полный рост и легко затмевает свою вокальную бэк-подмогу. В какой-то момент на сцене появляются две страшные, но дико симпатичные "самодельные" куклы, фигурирующие в видео-плейбэках в течение всего шоу. У последних, кстати, также есть впервые замеченное мной ноу-хау – стильно показываемые поверх традиционной съемки сцены тексты песен, этакое массовое караоке и изощренное lyric video одновременно.

В середине шоу Алиша Бет Мур играет акустический блок вместе с гитаристом сопровождая это всевозможными шутками-прибаутками – “Who Knew”, “Fuckin’ Perfect”, неожиданные каверы на Криса Кристофферсона и на стандарт Джоан Баез “Baby I’m Gonna Leave You”, прославленный Led Zeppelin, на котором к дуэту эффектно подключилась вся группа. Финальная часть шоу также оказалась нашпигованной хитами – “Sober”, “Blow me”, единственная новинка “Just Like Fire” (под которую на сцене горят языки пламени, а Пинк псле этого спрашивает у первого ряда, не опалили ли они брови) и эффектный финал под “Raise Your Glass”.

Но и на этом шоу не заканчивается: на финальной бисовой “So What” певицу крепят к гимнастическим тросам и она выписывает в воздухе акробатические пируэты, пока на сцене всё горит фейерверками и залпами дыма,- получается эффектно и впечатляюще. Для короткого тура-возвращения программа подобрана прекрасно, вопрос же сможет ли Пинк продолжить список своих успешных синглов новой работой остаётся открытым, но в контексте этого выступления это, в общем-то, и не имеет никакого значения. Фестиваль начался на высокой ноте, а Пинк оправдала одну из главных причин приехать на Sziget 2017.

Второй день (всё ещё, увы, не менее жаркий) для автора этих строк начался с концерта Brutto, главной из текущих групп Сергея Михалка, которая уже больше двух лет не выступает на территории РФ. Ровно три года назад я был на последнем московском концерте Ляписов, 2,5 года назад случился единственный столичный концерт Brutto, и ещё тогда трудно было представить, что опальный на то время на родине Михалок совсем скоро будет спокойно выступать в Республике Беларусь, но надолго пропадёт из российских афиш. Тем не менее, концептуально выступления Михалка, Лэфта, Аиста, Огурца, Базиля и далее по списку за эти пару лет не изменились – группа как из пулемета шарашит бравурным маршеобразным панком, в соответствующем духе переигрывая и ряд хитов Ляписов. Вокальные партии перераспределены равномерно между пятью вокалистами группы даже из старого Михалок поёт далеко не всё, и вообще он даже визуально тут не на лидерских позициях, а только "один из".

Но за три года активнейших гастролей группа изрядно поднаторела в концертной деятельности – звучит всё мощно, слаженно и энергично, а когда выходят "ляписовские" духовики, то и расхожее мнение, что перед тобой некая не самая интересная трансформация другой группы, обязано исчезнуть. Можно не разделять нынешние позиции Михалка по любым вопросам и плакаться о том, что Ляписы были лучше, но своего Сергей добился – по чистой концентрации мощи Brutto последним ничем не уступают. А от "Воинов света", "Манифеста" и "Не быць скотам" по спине бегут совсем "те же" мурашки.

На главной сцене получасом позже начинают играть Biffy Clyro – трио рубит с впечатляющей самоотдачей и экспрессией, будучи обнаженными по пояс и буквально таки принимающими душ из собственного пота. По-прежнему не ясно, почему Уиз Халифа подошёл на роль хэдлайнера дня больше (разве что для красивой точки дня под “See You Again”), но британцы, даже несмотря на мой нейтралитет к их музыке, выступают живьем для классического рок-бэнда без каких-либо визуальных фишек весьма мощно (хотя, наверное, пару каких-то суперхитов на глобальном уровне им для повышения текущего статуса лишними бы не были). Халифа же в сравнении с туром предыдущего года с выступлениями под минус, обзавелся живым бэндом (ритм-секция с клавишником), добавил экранов и спецэффектов и вообще, кажется, основательнее обжился со статусом новоиспеченного хэдлайнера. Выйдя с косяком в руках, тот сразу же спросил у публики «кто курит травку – дайте шуму», в этот момент в зале появился флаг с листом конопли, а кто-то непосредственно приступил к озвученному американцем действию. В целом, смотреть на это стало куда занятнее, чем прежде, особенно крутая у артиста ритм-секция, спасибо за частые крупные планы. Но на середине сета стало откровенно скучно и даже разбрасывание в зал надувных косяков ситуацию особо не спасло. Так что вместо “See You Again” я предпочел услышать “Post Break-Up Sex”.

Хотя до The Vaccines в невероятно душном из-за погоды шатре A38 ещё играли голландцы Kensington: музыканты, спросившие кто из публики откуда приехал, заодно выявили астрономическое число жителей Нидерландов в зале и на фестивале вообще, потому что набилось на них публики в шатёр впечатляюще много. Свой мелодичный поп-рок музыканты дополнили красивым визуальным решением с экранами: два по краям сцены и большой посередине вместе образуют одну длинную динамическую картину, в центре которой в ромбе показываются живые подсъемки. В перспективе, полагаю, группа метит на стадионы, но пока им отчетливо чего-то не хватает. Хотя, вполне возможно, их устраивает и весьма горячая любовь соотечественников, продемонстрированная на Sziget.

Второй фестивальный день для меня (да, дальше в программе были Alex Claire и Oligarkh, но надо копить силы на оставшиеся дни) финалится сетом The Vaccines, которые на большой фестивальной площадке, как ни странно, выглядят увереннее и крепче, чем на прошлогоднем московском сольнике. Джастин Янг с чувством и с толком работал на публику, а на её же потребу основой программы стали хиты с дебютника (аж 7 штук), синглы с остальных альбомов и совсем новинки (очень даже приличные, особенно вещь с прекрасным названием “Your Love Is My Favourite Band”, так что смело можно ждать новый студийник).

А впереди у нас ещё пять дней веселья с The Chainsmokers, PJ Harvey, Mando Diao, Interpol, Hurts, Glass Animals, Metronomy и многими-многими другими. Читайте обо всем этом на Звуках в самое ближайшее время.

11.08.2017, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)