Sylvain DARRIFOURCQ  "Моя музыка - существование на границе между жизнью и смертью"

Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной установки - рассказывает Сильвэн Даррифурк.

Музыка, которую в современном мире принято называть авангардом, некомфортна для прослушивания. Она царапается и кусается, она заставляет думать, она вызывает кучу вопросов и споров. Ее композиционные принципы не всегда очевидны, а изобразительные средства часто шокируют. Она вся состоит из диссонансных аккордов и дисгармонии. Словом, она радикальна - и этот радикализм, в отличие от тупого протеста панк-рока или интеллектуальной изобретательности джаза,- реальный вызов вашему сознанию.
На протяжении века авангард пережил четыре мощных волны: следом за "сериализмом" и Musique Concrete Пьера Шеффера ( Pierre Schaeffer) и Пьера Генри (Pierre Georges Henry) умы публики захватил минимализм Джона Кейджа (John Cage) и Филипа Гласса (Philip Glass), далее последовал фри-джаз Орнетта Коулмана (Ornette Coleman) и Сесила Тэйлора (Cecil Taylor), после чего наступила эпоха нойза и industrial, в которой тон задавали Genesis P.Orrige, Can, Skinny Puppy, Einstürzende Neubauten, Swans и Clock DVA.

Музыкант, с которым я хочу вас познакомить, работает на стыке джаза и industrial. Он достаточно молод, но настолько ярок, что, похоже, способен стать основателем собственного течения. Унаследовав многие решения от рок-героев 90-х и авангардистов 1950-х, он легко переходит от чистых абстракций к "вещной" музыке с богатым ассоциативным рядом. Его живые концерты интересно не только слушать, но и смотреть: каждая пьеса исполнена технически безупречно и очень изобретательно, а само шоу получается насыщенным и зрелищным. Самое интересное, что харизматичный бэнд-лидер, о котором идет речь, - барабанщик и перкуссионист.

Знакомьтесь: Сильвэн Даррифурк (Sylvain Darrifourcq), родом из маленького городка во Франции, автор интереснейших проектов и коллабораций в Европе. Его произведения исполняют оркестры с мировым именем, а сам он участвует в нескольких экспериментальных составах, пишет музыку для себя и коллег, выступает по всему миру на фестивалях и находит вдохновение в повседневности. Мы ведем диалог в режиме видеоконференции, находясь по разные стороны океана.


Звуки: Сильвэн, я впервые познакомилась с твоей музыкой в ходе Vancouver TD International Jazz Festival и была совершенно поражена, когда услышала твою игру. Меня сразу заинтересовало мощное влияние industrial, которое я услышала в игре твоего трио In Love With: как мне представляется, вы по характеру гораздо ближе моим любимым Einsturzende Neubauten или Nine Inch Nails, нежели к собственно джазу, к которому вас отнесли организаторы.

Сильвэн Даррифурк: Это верно. Я не начинал свою карьеру с рок-музыки, но, безусловно, она на меня оказала огромное влияние. Я по образованию - академический музыкант, и долгое время играл классику в оркестре. Помимо ударных, я играл на клавишных и маримбе. Когда мне было 17, я открыл для себя рок и начал его немного играть, хотя упомянутых тобой NIN я начал слушать гораздо позже. Но я большой фанат сольного проекта их гитариста, который называется How To Destroy Angels. Я стал большим фанатом группы Fantomas. Это, пожалуй, моя любимая группа - я скупил все их альбомы. Я, конечно же, слушал в юности много коммерчеcкой музыки своего поколения, - тех же Nirvana и Radiohead, - и это, видимо, тоже оставило свой след.

Звуки: Но твоя музыка совсем не коммерческая.
Сильвэн: Да, но она, конечно, берет свое начало из многих источников и сама находится на стыке многих направлений. Джазовые музыканты очень социально активны - мы всегда работаем в режиме нетворкинга. И это говорит прежде всего о том, что мы достигли согласия о том, что играем, - в данном случае, джаз. Для меня как для артиста и для моей группы это именно следствие того, как работают внешние вмешательства в мою идею. Чем больше влияний - тем интереснее музыка. Например, я люблю музыку Икеда (Ryoji Ikeda) - это японский электронный композитор; классика Жерара Гризе (Gérard Grisey), меня восхищают современные электронные музыканты - джаз уже не доставляет мне таких эмоций, он перестал меня удивлять, как прежде. Хотя способ взаимодействия в нашей группе, конечно же, заимствован из джаза.

Звуки: Твой путь на большую сцену - был ли он прост? Ты же из небольшого города, кажется, из Тулузы?
Сильвэн: Я из Ортеза - это город еще меньше. Переехал оттуда в Тулузу, когда мне исполнилось 20 лет. А сейчас уже 10 лет живу в Париже.

Звуки: Обычно выходцу из маленького города очень трудно пробиться и быть услышанным. Интернет в этом, конечно, помогает, но далеко не всем. Каков твой опыт?
Сильвэн: Я вынужден был переехать, и когда я жил в Тулузе, я ощущал себя как засыхающее растение, поскольку просто задыхался без музыкантов, с которыми мог бы играть, мест, где мог бы выступать, людей, которые помогли бы мне выразить то, что я хотел. Мой ум тогда не был так ясен, как сейчас. У меня постоянно было это чувство: я не на своем месте, я обязан переехать и найти тех, кто мыслит так же, как я.

Звуки: Кто тебе помогал?
Сильвэн: Одновременно - и никто особенно, и все, кого я встречал.

Звуки: Я знаю, к примеру, что ты играл с Мишелем Порталом (Michel Portal) и Луисом Склависом (Louis Sclavis)...
Сильвэн: Да, это было забавно - как раз в ту же неделю, как я решил переехать, мне позвонил менеджер Портала и сказал "Мишель видел тебя на фестивале в Швейцарии - он хочет сыграть с тобой" И я такой: "Что?! Со мной? Это шутка, что ли?!" Для моей карьеры это, конечно, был мощный шаг вперед. Но и для меня как для музыканта это тоже был мощный опыт. Этот парень - он особенный. Хотя он совсем не бэнд-лидер, и я бы точно больше не мечтал играть с ним вместе (смеется)!

Звуки: Я знаю, что Портал - жуткий интроверт и невероятно сложная личность.
Сильвэн: Точно! (смеется) Но во время игры с Мишелем я встретил саксофониста из Нью-Йорка Тони Малаби (Tony Malaby) и мы до сих пор общаемся и сотрудничаем, пишем музыку вместе. Так что это было во всех смыслах продуктивным. К тому же, это был первый случай, когда на меня посмотрели серьезно как на музыканта. Это дало мне возможность познакомиться со многими талантливыми коллегами - среди них мой друг, виолончелист Валентин Сессальди (Valentin Ceccaldi), пианист Джоан Буркинез (Johann Bourquenez) из Plaistow, молодой композитор Гийом Эрмен (Guillaume Hermen), басист Ронан Курти (Ronan Courty), Эмиль Паризьен (Emile Parisien)... C Гийомом мы сделали несколько пьес и он предложил мне работать с Национальным Радиооркестром Франции Orchestre National de Radio France.

Звуки: Ничего себе! Вы что-то записали вместе?
Сильвэн: Да, несколько пьес. Вообще, с оркестром довольно трудно работать, это совершенно кошмарные люди - они стремятся контролировать буквально каждый шаг. Они даже не разрешали мне разместить что-то на моем сайте, но вот эту вещь я тебе покажу.

Еще один проект сейчас находится в работе - это пьеса, в которой задействованы семь электронных барабанов и два видеоэкрана.

Звуки: Как ты вообще организуешь все эти дуэты? Сам ищешь музыкантов, или к тебе приходят и предлагают очередную авантюру?
Сильвэн: Да, ко мне довольно часто обращаются коллеги. Я сам не возглавляю группы - чаще участвую в чужих проектах. Но есть два проекта, два бренда, которые для меня очень важны: трио In Love With, где со мной играют братья Сессальди (Théo и Valentin Ceccaldi), и MILESDAVISQUINTET! (его название не имеет отношения к Майлзу Дэвису). Это такая повторяющаяся музыка индустриального толка, звучит она словно работающий механический завод (изображает губами клацающий механизм), и исполняется на акустических инструментах: виолончели, ударных, фортепиано.
Сейчас у меня с этими группами два больших проекта - акустические концерты в составе трио, большой перформанс с американским продакшном, где предполагается много света и спецэффектов, и в ближайшем будущем - большой проект с Зальцбургским оркестром современной музыки Les Percussions de Strasbourg - они играли, кажется, со всеми великими композиторами XX века,- вроде Кейджа, Гризе и Райха, - так что для меня это крайне почетно. В этом ансамбле есть четыре человека, которые любят перкуссии, и они заинтересовались моей идеей. Я написал для них две вещи. В работе у меня еще несколько пьес для других ансамблей, так что я сейчас много и интенсивно работаю.


Звуки: Это большие проекты, и они, видимо, требуют довольно масштабного мышления.
Сильвэн: Я делал уже несколько подобных работ, но здесь добавился еще важный фактор - мне приходится учитывать не только оркестровки и то, как пьеса звучит, но и сценические особенности, которые привносит собой оркестр,- акустику зала и так далее. Плюс видеокоманда из Бельгии, и еще хореография - получается довольно сложная многоплановая работа. Я вообще впервые в жизни работаю не только с музыкантами, но и с танцорами, так что мне приходится думать еще и над тем, как комбинируются звук и движение.

Звуки: Как вообще рождается твоя музыка? Ты играешь весьма странным способам, используя для работы девайсы, которые чаще можно встретить в арсенале industrial-группы. Плюс я заметила пару педалей и точно уловила бэк-сэмплы во время твоей игры. Как ты находишь инструменты и как их комбинируешь?
Сильвэн: Да, я действительно использую электронное оборудование наравне с акустическим, но их не так много - педали, например. И я постоянно задействую в своей музыке объекты, которые способны издавать неожиданный звук. Сейчас покажу (хватает iPad и отправляется с ним вглубь квартиры).

Звуки: Это ты что, на кухню, что ли, отправился?!
Сильвэн: Сейчас-сейчас, погоди, они у меня тут были где-то в сумке... Вот! К примеру, вот кокотницы, чашки для варки яиц - у них такие удобные ножки, можно на ободок надеть, например, резинку и прижать к коже барабана- и тогда они будут издавать очень интересный звук, практически электронный. А вот, смотри, берется секс-игрушка, вибратор...

Звуки: Что-что?!
Сильвэн: Ну да, гляди, если вынуть из него мотор, то можно положить его в чашку - она будет красиво резонировать (показывает). Или, к примеру, можно добиться того, что ударные будут издавать совершенно механический звук - так-так-так, - просто заменив палочки на вешалку. Мне нравится создавать "механические" звуки средствами акустики, при этом я добиваюсь того, чтобы звук был абсолютно чистым. Еще я использую зитар, совмещенный с E-Bowl - вместе они создают такой "магнетический эффект" (достает странного вида девайс, который пульсирует и резонирует). В общем, я одержим собиранием разной мелочи, при помощи которой можно заниматься шумовым звукоизвлечением. Я все время нахожусь в поиске все новых штук, которые можно легко найти или собрать. В своей работе с оркестром я тоже стараюсь внедрять эти инструменты.

Звуки: Да у тебя там целый арсенал! Но что ты ответишь на вопрос "зачем использовать аналоговые и акустические девайсы, чтобы создавать "электронные" звуки?"
Сильвэн: Для меня крайне важны телесные ощущения во время игры. Я люблю электронную музыку, но даже когда я использую электронный стафф, я стремлюсь сохранять "обратную связь" с телом. И я никогда не использую компьютер на концерте - я хочу, чтобы люди на концерте смотрели на меня и воспринимали меня всего целиком. Я не понимаю музыкантов, которые проводят весь концерт, спрятавшись за экраном, так что публика видит только странное белое пятно на месте их лица, куда падает свет монитора. Со сценической точки зрения такие шоу для меня не имеют никакой ценности, хотя музыка может быть очень интересной. Мое шоу - другое, и хотя оно, конечно, требует определенных энергозатрат, оно дает слушателю возможность воспринять мою музыку во всей полноте, наблюдая процесс ее рождения - все эти повторяющиеся моменты и так далее.

Звуки: То есть в твоем случае играть музыку - означает ее проживать.
Сильвэн: Точно! На меня, безусловно, сильно повлияла электронная музыка, но то, что я стремлюсь делать, - это оставаться на границе между акустикой и электроникой, заставляя себя двигаться все дальше в сторону электронного звучания, но осваивая при этом все более широкий акустический арсенал. Это что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью.

Звуки: Что ты сейчас записываешь и где можно тебя услышать?
Сильвэн: Несколько моих пластинок выложено в iTunes и Spotify, я часто выкладываю видео. Но вообще я очень много путешествую и буду рад, если кто-то захочет пригласить меня поиграть в Россию. Например, несколько альбомов в сотрудничестве с разными музыкантами можно найти здесь. Я довольно легок на подъем, и меня всегда интересует возможность создать нечто необычное с музыкантами, которые вызывают мой интерес. Я записываюсь и играю с джазменами, электронщиками и бог знает с кем еще - так что welcome!

Ближайшие концерты Sylvain Darrifourcq & In Love With:

- 17 / 09 : Rock In Opposition Carmaux (Франция)
- 06 / 10 : le Triton Les Lilas (Франция)
- 20 / 10 : La Gare de Coustellet Coustellet (Франция)
- 03 / 12 : Porta Jazz Porto (Португалия) - 16 / 12 : le Grand Bal du Yucca Toulouse (Франция)

Ближайшие концерты Sylvain Darrifourcq & MILESDAVISQUINTET!:

- 19 / 08 : Uzeste Musical (Франция)
- 23 / 08 : Météo Mulhouse (Франция)
- 16 / 11 : Dynamo de Pantin, International biennale of numeric art NEMO (Франция)

15.08.2017, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)