HAUSCHKA  Номер с фортепиано

Немецкий пианист сыграл прекрасный концерт на открытой сцене у Останкинского пруда.

Фолькер Бертельман (Volker Bertelmann), он же Hauschka, в последнее время выступает в Росси регулярно, причем площадки выбирает раз от разу всё более необычные – сначала был парк "Музеон", потом лютеранский собор, Колонный зал дома союзов и вот теперь – "Сцена на воде" возле Останкинского пруда, которая этим летом становится едва ли не главной открытой площадкой города. Неделю назад концерт Масайоси Фудзиты (Masayoshi Fujita) сопровождался потопом, так что ожидания от еще одного концерта под открытым небом были тревожными. Но в эти выходные с погодой везет, и если на Depeche Mode обошлось легким дождиком, то в этот раз на зрителей не упало ни капли.

Площадка тоже оказалась вполне подходящей для такого концерта – сцена далековато, но зато почти идеальный звук, да и естественный визуальный ряд с прудом, парком и цветомузыкой в виде Останскинской башни по правую руку тоже как нельзя лучше соответствовал атмосфере. "Выбор программы для концерта всегда непростой", начал вступительную речь Фолькер, "и в этот раз я решил сыграть одно длинное произведение. Длится оно где-то час пятнадцать, так что будьте готовы. А еще в этот раз я прилетел без багажа, поэтому у меня нет с собой пластинок. Простите, в следующий раз привезу, обещаю!". Бертельман всё же невероятно обаятельный персонаж.

Хаушка по обыкновению начал с минимализма и минут десять вводил публику в транс повторяющимися петлями и аккордами, но затем его пьеса начала медленно, но заметно развиваться. Препарированный рояль выдавал широкую палитру звуков, среди которых проскакивал индустриальный лязг и скрежет, с декой Фолькер взаимодействовал отдельно, время от времени выстукивая на ней прямо-таки танцевальный ритм. Из райховского минимализма его клонило то в этакое акустическое пост-техно, то наоборот в темы сентиментально-романтические. При этом в этот раз немец активно использовал не только сам инстурмент, но и эффекты, то и дело выкручивая на делеях совсем уж космические звуки - вот вам и электронная музыка на живых инструментах.

Под конец, не переставая играть, немец на глазах у изумленной поочередно вытащил из рояля многочисленные предметы – цепочки, шарики и прочую мишуру, и финальный фрагмент доигрывал уже на абсолютно чистом звуке. "Я всегда делаю это в конце выступления", комментировал потом Фолькер свой перформанс, "не потому, что я тороплюсь, а чтобы показать, как устроен мой инструмент и что там внутри. Ну поскольку вы, кажется, не слишком торопитесь домой, я сыграю вам еще одну пьесу. Она до сих пор не издана, но я регулярно играю её на концертах. Только вам придется еще немного подождать, пока я снова подготовлю свой инструмент". Концерт заканчивается короткой и яркой пьесой, построенной на эффекте ускорения и замедления. Над парком тем временем сгустились сумерки, и эффект от восприятия музыки только усиливается.

20.07.2017, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)