GORILLAZ  Планета обезьян. История

Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz

Мировой тур Gorillaz начался - и уже ясно, что гастроли "виртуальной группы" станут едва ли не главным событием концертного сезона. 47 дат, 4 континента (не доехали разве что в Австралию, и то кажется вопрос времени), постоянно меняющийся от концерта к концерту состав, где в качестве гостей появляются то звезда 70-х Карли Саймон (Carly Simon), то группа Hypnotic Brass Ensemble, то крёстный отец чикагского хауса Джейми Принсипл (Jamie Principle), масштабная сценография – вот во что сегодня выросла история, которая поначалу считалась одноразовой шуткой, игрой скучающего ума.

В конце 1990-х Деймон Олбарн (Damon Albarn) подустал от Blur, но был еще слишком молод, чтобы переквалифицироваться в архивариусы африканской музыки. Тогда, на пару с художником комиксов Джейми Хьюитом (Jamie Hewitt) (Дейми на тот момент был известен как автор "Танкистки", в экранизации которой снялись Ice-T и Наоми Уоттс) и были придуманы Гориллаз. Строго говоря, Gorillaz никогда и не были музыкальной группой в чистом виде. Они с самого начала были, как сейчас модно говорить, "междисциплинарным проектом", главной составляющей которого была даже не музыка, а мультипликационная вселенная.

Виртуальный мир

Вымышленная группа состояла из четырех персонажей, у которых были не только визуальные образы, но и закадровые истории, характеры и отношения.
Например, угрюмый Мердок (Murdoc), несущий в себе черты не то Кита Ричардса (Keith Richards), не то Дэнни Уэйра, героя "Улицы отчаяния" Бэнкса, по легенде сочиняет всю музыку, но на сцене обычно стоит в сторонке с бас-гитарой и время от времени комплексует по этому поводу.

Известно, например, что вокалист 2D (привет закадычному приятелю Роберту Дель Найя (Robert Del Naja)) и Мердок оба умеют играть на гитаре, но предпочитают этого не делать – по этой части за них отдувается единственная девушка по прозвищу Лапша. А барабанщик Рассел Хоббс (Russel Hobbs) в юности попал в перестрелку, где чудом остался жив и с тех пор получил сверхспособность вызывать духи умерших рэперов. В общем, вселенная прорисована с какой-то почти толкиеновской детальностью.

Песни за всех сочинял Олбарн, то и дело приглашая для записи самых разных персонажей. Например, за аранжировки на первой пластинке отвечал японский продюсер Дэн "The Automator" Накамура (Dan Nakamura). Виртуальность самой группы давала Деймону полную свободу и не ставила его в рамки постоянного коллектива. Здесь он мог работать таким худруком-концептуалистом, собирая новый состав под каждую новую идею.

Разумеется, Олбарн и Хьюитт не были изобретателями виртуальных групп (первым популярным мультяшным составом были The Archies еще в конце 1960-х, а попытки создавать виртуальные группы были и раньше). Не были Gorillaz и первой формацией переменного состава (вспомним хотя бы UNKLE, хотя и они не были пионерами). Но именно Мердок, Рассел, 2D и Лапша стали самой успешной виртуальной группой в истории, и случилось это во многом благодаря подаче. Gorillaz стали своего рода новым медиа, выходящим далеко за рамки музыки как таковой.

TV и видео

Их стартовой площадкой стали клипы. В 2001-м, когда группа выпустила первый хит "Clint Eastwood", музыкальное телевидение было на пике величия, так что более удачного средства продвижения было не придумать. Как водится, видеоролики Gorillaz были не просто красивыми картинками, а своего рода культурным срезом своей эпохи, короткометражным кино для людей с клиповым мышлением. Gorillaz создали этакий постмодернистский поп-арт, полный неочевидных намеков, отсылок и скрытых смыслов. "Сырьем" для культурной переработки могло быть что угодно – зомби-ужастики Питера Джексона, японская манга, Майкл Джексон (Michael Jackson), Хичкок и компьютерные игры. В клипах то и дело содержался месседж, например, в видео на песню "Feel Good Inc." Гориллаз прошлись по современным СМИ и оболваниванию массового зрителя. Но как известно, чем сильнее ты эти СМИ презираешь и стебешься над ними, тем больше они любят тебя, и в случае с Олбарном и Хьюиттом это сработало.

Клипами дело не ограничивалось. Помимо видеороликов на песни, Gorillaz снимали так называемые "аниматики" (чисто мультипликационные, в отличие от комбинированных "официальных" клипов, видео версии песен), а также короткие, по минуте с небольшим, сюжеты из жизни виртуальных персонажей. В них Гориллаз делали фото к хэллоуину, готовили угря (забивая его молотком в раковине) или медитировали у китайского посольства в Лондоне в поддержку независимости Тибета. Выглядело всё это иронично, в хорошем смысле нагло и где-то даже неполиткорректно. Тут тоже не обошлось без пародии – в конце сюжетов в кадре обязательно появлялась ревущая горилла, привет льву из роликов Metro-Goldwyn-Mayer.

Интерактив и новые технологии

С этого момента "мультяшки" не только играли музыку, но и говорили. Теперь они могли участвовать в промо-кампании, давать интервью и делать заявления. Это опять же как нельзя лучше соответствовало логике момента – в музыке всё более важную роль играл маркетинг, а в жизни "звезд" становилось всё больше активности, напрямую не связанной с исполнением или сочинением музыки. А раз уж персонажи заговорили, требовалось тщательно подобрать им голоса (напомним, никто из виртуальных персонажей не был "аватаром" реального музыканта). Голосом Рассела Хоббса стал нигерийский барабанщик Реми Кабака (Remi Kabaka) (игравший, например, с Rolling Stones), Мердока – английский комик Фил Корнуэлл (Phil Cornwell), а за Лапшу говорили басистка Talking Heads Тина Веймут (Tina Weymouth) и вокалистка группы Cibo Matto Михо Хатори (Miho Hatori). Япония, где анимация и комиксы всегда были в особом почёте, всегда была для Gorillaz важнейшим рынком.

Вся эта "мультимедийность" органично смотрится в эпоху Youtube, но тогда, в начале нулевых, этот видеохостинг даже еще не открылся, а интернет был скорее обиталищем технологических гиков. Поэтому единственным способом распространения видеоконтента помимо телевидения были DVD. На первый DVD Gorillaz просто собрали вместе все видеоматериалы, дополнив их каким-то обычным по тем временам набором бонусов вроде обоев для рабочего стола. Но к 2006-му ситуация в корне изменилась. DVD "Phase Two: Slowboat to Hades", изданный по следам второго альбома, превратился из видеосборнка в компьютерную игру. Здесь часами можно было бродить по комнатам, натыкаясь помимо клипов то на концертные записи, то на интервью, то на рождественское видеообращение Мердока к британскому народу ("Королева чё-то занята, поэтому типа я скажу!").


Еще одна важная вещь, которую Олбарн сотоварищи смекнули очень вовремя – то, что в нулевые группа, какой бы виртуальной она ни была, не сможет обходиться без гастролей. Рекорд-индустрия медленно ползла на кладбище, тогда как концертный бизнес рос, а место мейджор-лейблов, когда-то воротивших этим бизнесом, занимали букинг-агентства. Поэтому с первого же альбома Гориллаз стали давать концерты, и формат для этого был выбран весьма необычный. Разумеется, главным визуальным элементом был видеоряд с мультипликационными персонажами, который проецировался на гигантские экраны. При этом нижняя часть экрана была полупрозрачной, и за ней можно было рассмотреть и даже узнать реальных музыкантов. Состав, разумеется, варьировался – за ширмой мог скрываться струнный оркестр, и каждый город получал какую-нибудь особенно полюбившуюся звезду. Например, в Манчестере на сцену вышел бритоголовый Шон Райдер (Sean Ryder) из Happy Mondays, исполнивший вокальную партию в "Dare".

Медиа-активность Gorillaz охватывала и направления вполне традиционные, если не сказать ретроградские. Например, в 2010-м, когда группа гастролировала по миру с концертами в поддержку альбома "Plastic Beach", на сайте начало вещание "пиратское радио". "Вещание" - это сильно сказано; скорее это была серия подкастов, где Мердок травил байки, рассказывал про житьё-бытьё и ставил "любимую музыку". Но для еще более тесного вовлечения фанатов в свой мир хватало и этого.

В этом же туре родилась и следующая медиа-новация. Олбарн вполне разделял и тезис о том, что технологии – это новый рок-н-ролл. А монополию по части модных технологий тогда (да в общем и сейчас) держала компания Apple. Браться за рынок приложений Олбарну показалось рано, поэтому он попросту решил записать целый альбом на одном iPad'е. Тем более что гастрольные условия вполне к этому располагали – доступа к студии или даже к дому, где можно в спокойной обстановке посочинять, не отвлекаясь на мирские дела, у Деймона не было. В результате, в конце всё того же 2010-го на сайте группы (точнее сказать, на закрытой его части, доступ к которой был только у членов фан-клуба) появился альбом "The Fall". Каждый трек снабжался геотэгом, обозначавшим место записи – Монреаль, Окленд, Сиэтл, Санта Фе и так далее. По меркам Gorillaz это была довольно скромная запись – электроника, гитара, голос, никаких изысков и почти никаких гостей (однако и тут засветились гитарист The Clash Мик Джонс (Mick Jones) и ветеран соула Бобби Уомак (Bobby Womack)). Весной альбом было решено издать официально, и даже при таких сложных вводных "The Fall" показал неплохой коммерческий результат – 12-е место в Британии, 24-е в Штатах и почти 200 тысяч проданных копий, не такой плохой результат на фоне кризиса звукоиндустрии.

Глобальная экспансия

После четырех альбомов будущее Gorillaz было под большим вопросом. Олбарну вновь стали интересны Blur, а про сайд-проект и он, и Хьюитт высказывались довольно осторожно – мол, хорошего понемножку, возможно продолжения и не будет. Однако оно случилось, и оповестил об этом, разумеется, инстаграм группы. Дальше началась настоящая лавина. Для начала, Gorillaz объявили о проведении собственного фестиваля. В лайнапе числились главным образом "соучастники" записи пластинки "Humanz", билеты разошлись в считанные часы, но тем, кому их не досталось, была обещана трансляция на сайте Red Bull TV (таким образом к делу подключился еще один крупный медиа игрок). Дальше – масштабная премьера, где сразу несколько треков с альбома прозвучали в эфире Beats1 (радиостанции, запущенной Apple). Следом – перезапуск сайта, новые клипы и трансляция секретного концерта.

Теперь, по версии Олбарна, Хьюитта и компании пришло время заняться собственным приложением. 10 апреля Gorillaz совместно с мультимедиа-журналом об электронной музыке Electronic Beats выпускают приложение дополненной реальности. Там можно "пообщаться" с персонажами, слушать плейлисты от участников группы, а главное – побывать (разумеется, виртуально) на презентации альбома, где каждый зритель видит уникальный контент, завязанный на его географическое положение. Разумеется, результатом такой масштабной кампании могло быть только гигантское мировое турне.

Но не только. Если в 2010-м "новым рок-н-роллом" были технологии, то в 2017-м важнейшим из искусств стали телесериалы, и даже такие мастодонты как Дэвид Линч, открыто заявляли, что в классическом кино сейчас ловить нечего. На этом фоне не превратить в сериал историю Gorillaz было бы как-то странно, и вот пожалуйста – 10-серийная история, которая снимается под патронажем компании DreamWorks, уже в производстве. Руководит процессом, разумеется, сам Джейми Хьюитт. Уж не это ли было аргументом, которым Деймон заманивал обратно в проект разочарованного и уставшего коллегу?

Но пора всё же сказать пару слов о музыке. На альбоме "Humanz" после "одинокого" "The Fall" Олбарн вернулся к привычной роли "художественного руководителя", который не только и не столько сочиняет и поёт сам, сколько собирает вокруг и объединяет правильных людей. Как водится, для записи альбома собрался и стар и млад – от Грейс Джонс (Grace Jones) и 78-летней ритм-энд-блюзовой певицы Мэвис Стейплс (Mavis Staples) до "школоты" вроде её однофамильца, рэпера Винса Стейплза (Vince Stapes). Не отказал Деймону даже вечный соперник по брит-поп битве Ноэл Галлахер (Noel Gallagher). Отказы, впрочем, тоже были – предложения отклонили Морриси (Morrisey), Шаде (Sade) и Дайон Уорик (Dionne Warwick). И когда слушаешь весь этот ультрасовременный R&B, выходящий под маркой Gorillaz, порой задаешься вопросом, где за всем этим глянцевым великолепием прячется человек, спевший когда-то "There's No Other Way" или "Beetlebum"? Ответ и впрямь неочевиден. Нынешняя функция Деймона Олбарна называется "куратор", и это еще одна примета времени. 2010-е – время кураторства, нет сейчас работы более почётной, желанной и модной.

Большая политика

Казалось бы, куда уж дальше – провести более эффективную, современную и разностороннюю маркетинговую кампанию было невозможно. Так можно не только "продать" альбом или тур, но и, например, сделать мультяшку-Мердока премьер-министром Англии. И кажется, на что-то такое Олбарн и нацеливается. По крайней мере если раньше Гориллаз политики не избегали, но и не слишком ей увлекались, то сегодня это проект на сто процентов политизированный. Сейчас их волнует Трамп, брексит, миграционная политика, сексизм и свобода слова. Их месседж выглядит примерно так: "Если мы не возьмемся за ум, нас и впрямь ждет апокалипсис". Не слишком оригинально? Да, пожалуй. Но по крайней мере, вложив свои идеи в уста мультипликационных героев, Олбарн избегает капкана, в который попал Боно. Сегодня музыкант не имеет права быть на слишком серьезных щах, и Деймон это прекрасно понимает.

Первое, о чем думаешь при виде всего этого величия – что же дальше, на сколько еще хватит запала у Олбарна? В будущем году ему стукнет 50, и это примерно тот возраст, на котором великие или не заметив того, становились смешными (и даже кураторство тут не спасает, посмотрите на ту же Мадонну), или же с достоинством уходили в нишу (как, например, The Cure). Какой путь выберет Деймон и удастся ли ему обмануть время – это мы увидим довольно скоро.

20.07.2017, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
GORILLAZ - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Место образования: Великобритания
Релизы:
2005 Demon Days
2001 G-Sides
2000 Gorillaz

Маппет-шоу - это хорошоу – ИЗ ЖИЗНИ The Muppets выйдут на сцену, чтобы исполнить все наши любимые хиты живьем »»

Мы вчера тусили, мы вчера тупили – LCD SOUNDSYSTEM Новое олдскульное видео "American Dream" »»

Случайно вызвали Сатану – QUEENS OF THE STONE AGE Лидер Queens of the Stone Age исполнил ритуальные пляски в клипе на песню “The Way You Used to Do”:… »»

Старые куклы – THE DRESDEN DOLLS Панк-кабаре The Dresden Dolls возвращается на сцену с серией юбилейных концертов »»

Юность хедлайнера – ESTRADARADA Витя вышел и вошел в "фестивальный" альбом »»

Фарго-4 – BELLE & SEBASTIAN Belle & Sebastian забыли барабанщика неподалеку от Фарго. И это не сценарий нового сезона. »»

У нас было два пакетика – Peter DOHERTY Пит Доэрти задержан на границе Италии за наркотики »»

Без слов – Robert PLANT Роберт Плант выложил тизер нового альбома - и это круто »»

50 лет в дороге – JETHRO TULL Jethro Tull отправляется в ностальгическое турне в честь 50-летия коллектива. »»

И он станет фиолетовым в крапинку – PRINCE Новый оттенок фиолетового цвета назовут в честь Принца »»

Ешь ананасы, рябчиков жуй – ФЕСТИВАЛЬ Британские музыкальные фестивали Reading и Leeds запретили посетителям проносить на фестивальное… »»

Плейлист группы Биртман – БИРТМАН Накануне большого концерта под открытым небом группа Биртман поделилась с нами тематическим… »»

Слушать ударные будешь ты, падаван – SAX RUINS В Москве состоится концерт проекта Sax Ruins, созданного знаменитым японским барабанщиком Тацуей… »»

Юбилейный Sziget-201: дни 3, 4 и 5 – SZIGET Macklemore & Ryan Lewis, Kasabian, PJ Harvey и The Chainsmokers в свежем репортаже Звуков. »»

Стихийное бедствие – ФЕСТИВАЛЬ На фестиваль Flow обрушился ураган, сорвавший концерты Дэнни Брауна, Sampha и Front 242. »»

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2 – SZIGET P!nk, Brutto, Wiz Khalifa и The Vaccines на юбилейном Sziget: первый репортаж Звуков с Острова… »»

Тихо шифером шурша – SUNSAY SunSay сыграет акустический сет на крыше Roof Music Fest »»

Дышите - не дышите – ANIMAL ДЖАZ Animal Jazz отметят 10 лет альбома "Шаг. Вдох" большим концертом »»

Osheaga 2017: oh my Lorde – ФЕСТИВАЛЬ Гром и молнии, London Grammar и Лиам Галлахер, метаморфозы Muse и триумф Лорд на главном… »»

День в радужных тонах – LADY GAGA Lady Gaga открыла в Ванкувере мировое турне и большой гей-парад. »»

R.I.P. – Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ Ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены Дмитрий Севастьянов. »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

Ненавижу ненависть – ИЗ ЖИЗНИ Spotify удаляет из своей базы расистские группы »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

Целлулоид: "Оставленные" – ФИЛЬМ Апокалипсис вчера, Крис Корнелл и Том Йорк - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и кино в… »»

20:00 – 16 Тонн – Петр НАЛИЧ Петр НАЛИЧ »»

20:00 – Yotaspace (экс-Главклуб) – ИВАН КУПАЛА ИВАН КУПАЛА »»

20:30 – Клуб Союз Композиторов – MISHOURIS BLUES BAND MISHOURIS BLUES BAND »»

Хроника17/08

1955 – Элвис Пресли выпустил свой первый хит I Forgot to Remember to Forget / Mystery Train. Он попал на вершину чартов несколько месяцев спустя и продержался там 5 недель  »»

1960 – Битлз начали свои выступления в Гамбурге в клубе Indra. Когда они отыграли 48 ночей, директор клуба попросил участников группы, быть на сцене "поживее". Музыканты начали сопровождать свои концерты криками и воплями, они скакали по сцене и иногда играли, лёжа на полу. Однажды Джон Леннон вышел на…  »»

1964 – Совет Глазго в Шотландии объявил, что все юноши, носящие битловские прически, обязаны надевать резиновые шапочки в бассейнах, так как волосы битломанов засоряют фильтры  »»

1969 – В штате Нью-Йорк состоялся легендарный "фестиваль любви" в Вудстоке. Его полное название - Woodstock Music and Art Fair  »»

1998 – День рождения электро-фолковой группы "Иван Купала" - одной из первых групп в России, работающих в формате world music  »»

Mae WEST

Larry CLINTON

Ike QUEBEC

George DUVIVIER

Jack SPERLING (1922)

Luther ALLISON (1939)

Robert DE NIRO (1943)

Belinda CARLISLE (1958)

Everette HARP (1961)

Maria MCKEE (1964)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить