GORILLAZ  Планета обезьян. История

Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz

Мировой тур Gorillaz начался - и уже ясно, что гастроли "виртуальной группы" станут едва ли не главным событием концертного сезона. 47 дат, 4 континента (не доехали разве что в Австралию, и то кажется вопрос времени), постоянно меняющийся от концерта к концерту состав, где в качестве гостей появляются то звезда 70-х Карли Саймон (Carly Simon), то группа Hypnotic Brass Ensemble, то крёстный отец чикагского хауса Джейми Принсипл (Jamie Principle), масштабная сценография – вот во что сегодня выросла история, которая поначалу считалась одноразовой шуткой, игрой скучающего ума.

В конце 1990-х Деймон Олбарн (Damon Albarn) подустал от Blur, но был еще слишком молод, чтобы переквалифицироваться в архивариусы африканской музыки. Тогда, на пару с художником комиксов Джейми Хьюитом (Jamie Hewitt) (Дейми на тот момент был известен как автор "Танкистки", в экранизации которой снялись Ice-T и Наоми Уоттс) и были придуманы Гориллаз. Строго говоря, Gorillaz никогда и не были музыкальной группой в чистом виде. Они с самого начала были, как сейчас модно говорить, "междисциплинарным проектом", главной составляющей которого была даже не музыка, а мультипликационная вселенная.

Виртуальный мир

Вымышленная группа состояла из четырех персонажей, у которых были не только визуальные образы, но и закадровые истории, характеры и отношения.
Например, угрюмый Мердок (Murdoc), несущий в себе черты не то Кита Ричардса (Keith Richards), не то Дэнни Уэйра, героя "Улицы отчаяния" Бэнкса, по легенде сочиняет всю музыку, но на сцене обычно стоит в сторонке с бас-гитарой и время от времени комплексует по этому поводу.

Известно, например, что вокалист 2D (привет закадычному приятелю Роберту Дель Найя (Robert Del Naja)) и Мердок оба умеют играть на гитаре, но предпочитают этого не делать – по этой части за них отдувается единственная девушка по прозвищу Лапша. А барабанщик Рассел Хоббс (Russel Hobbs) в юности попал в перестрелку, где чудом остался жив и с тех пор получил сверхспособность вызывать духи умерших рэперов. В общем, вселенная прорисована с какой-то почти толкиеновской детальностью.

Песни за всех сочинял Олбарн, то и дело приглашая для записи самых разных персонажей. Например, за аранжировки на первой пластинке отвечал японский продюсер Дэн "The Automator" Накамура (Dan Nakamura). Виртуальность самой группы давала Деймону полную свободу и не ставила его в рамки постоянного коллектива. Здесь он мог работать таким худруком-концептуалистом, собирая новый состав под каждую новую идею.

Разумеется, Олбарн и Хьюитт не были изобретателями виртуальных групп (первым популярным мультяшным составом были The Archies еще в конце 1960-х, а попытки создавать виртуальные группы были и раньше). Не были Gorillaz и первой формацией переменного состава (вспомним хотя бы UNKLE, хотя и они не были пионерами). Но именно Мердок, Рассел, 2D и Лапша стали самой успешной виртуальной группой в истории, и случилось это во многом благодаря подаче. Gorillaz стали своего рода новым медиа, выходящим далеко за рамки музыки как таковой.

TV и видео

Их стартовой площадкой стали клипы. В 2001-м, когда группа выпустила первый хит "Clint Eastwood", музыкальное телевидение было на пике величия, так что более удачного средства продвижения было не придумать. Как водится, видеоролики Gorillaz были не просто красивыми картинками, а своего рода культурным срезом своей эпохи, короткометражным кино для людей с клиповым мышлением. Gorillaz создали этакий постмодернистский поп-арт, полный неочевидных намеков, отсылок и скрытых смыслов. "Сырьем" для культурной переработки могло быть что угодно – зомби-ужастики Питера Джексона, японская манга, Майкл Джексон (Michael Jackson), Хичкок и компьютерные игры. В клипах то и дело содержался месседж, например, в видео на песню "Feel Good Inc." Гориллаз прошлись по современным СМИ и оболваниванию массового зрителя. Но как известно, чем сильнее ты эти СМИ презираешь и стебешься над ними, тем больше они любят тебя, и в случае с Олбарном и Хьюиттом это сработало.

Клипами дело не ограничивалось. Помимо видеороликов на песни, Gorillaz снимали так называемые "аниматики" (чисто мультипликационные, в отличие от комбинированных "официальных" клипов, видео версии песен), а также короткие, по минуте с небольшим, сюжеты из жизни виртуальных персонажей. В них Гориллаз делали фото к хэллоуину, готовили угря (забивая его молотком в раковине) или медитировали у китайского посольства в Лондоне в поддержку независимости Тибета. Выглядело всё это иронично, в хорошем смысле нагло и где-то даже неполиткорректно. Тут тоже не обошлось без пародии – в конце сюжетов в кадре обязательно появлялась ревущая горилла, привет льву из роликов Metro-Goldwyn-Mayer.

Интерактив и новые технологии

С этого момента "мультяшки" не только играли музыку, но и говорили. Теперь они могли участвовать в промо-кампании, давать интервью и делать заявления. Это опять же как нельзя лучше соответствовало логике момента – в музыке всё более важную роль играл маркетинг, а в жизни "звезд" становилось всё больше активности, напрямую не связанной с исполнением или сочинением музыки. А раз уж персонажи заговорили, требовалось тщательно подобрать им голоса (напомним, никто из виртуальных персонажей не был "аватаром" реального музыканта). Голосом Рассела Хоббса стал нигерийский барабанщик Реми Кабака (Remi Kabaka) (игравший, например, с Rolling Stones), Мердока – английский комик Фил Корнуэлл (Phil Cornwell), а за Лапшу говорили басистка Talking Heads Тина Веймут (Tina Weymouth) и вокалистка группы Cibo Matto Михо Хатори (Miho Hatori). Япония, где анимация и комиксы всегда были в особом почёте, всегда была для Gorillaz важнейшим рынком.

Вся эта "мультимедийность" органично смотрится в эпоху Youtube, но тогда, в начале нулевых, этот видеохостинг даже еще не открылся, а интернет был скорее обиталищем технологических гиков. Поэтому единственным способом распространения видеоконтента помимо телевидения были DVD. На первый DVD Gorillaz просто собрали вместе все видеоматериалы, дополнив их каким-то обычным по тем временам набором бонусов вроде обоев для рабочего стола. Но к 2006-му ситуация в корне изменилась. DVD "Phase Two: Slowboat to Hades", изданный по следам второго альбома, превратился из видеосборнка в компьютерную игру. Здесь часами можно было бродить по комнатам, натыкаясь помимо клипов то на концертные записи, то на интервью, то на рождественское видеообращение Мердока к британскому народу ("Королева чё-то занята, поэтому типа я скажу!").


Еще одна важная вещь, которую Олбарн сотоварищи смекнули очень вовремя – то, что в нулевые группа, какой бы виртуальной она ни была, не сможет обходиться без гастролей. Рекорд-индустрия медленно ползла на кладбище, тогда как концертный бизнес рос, а место мейджор-лейблов, когда-то воротивших этим бизнесом, занимали букинг-агентства. Поэтому с первого же альбома Гориллаз стали давать концерты, и формат для этого был выбран весьма необычный. Разумеется, главным визуальным элементом был видеоряд с мультипликационными персонажами, который проецировался на гигантские экраны. При этом нижняя часть экрана была полупрозрачной, и за ней можно было рассмотреть и даже узнать реальных музыкантов. Состав, разумеется, варьировался – за ширмой мог скрываться струнный оркестр, и каждый город получал какую-нибудь особенно полюбившуюся звезду. Например, в Манчестере на сцену вышел бритоголовый Шон Райдер (Sean Ryder) из Happy Mondays, исполнивший вокальную партию в "Dare".

Медиа-активность Gorillaz охватывала и направления вполне традиционные, если не сказать ретроградские. Например, в 2010-м, когда группа гастролировала по миру с концертами в поддержку альбома "Plastic Beach", на сайте начало вещание "пиратское радио". "Вещание" - это сильно сказано; скорее это была серия подкастов, где Мердок травил байки, рассказывал про житьё-бытьё и ставил "любимую музыку". Но для еще более тесного вовлечения фанатов в свой мир хватало и этого.

В этом же туре родилась и следующая медиа-новация. Олбарн вполне разделял и тезис о том, что технологии – это новый рок-н-ролл. А монополию по части модных технологий тогда (да в общем и сейчас) держала компания Apple. Браться за рынок приложений Олбарну показалось рано, поэтому он попросту решил записать целый альбом на одном iPad'е. Тем более что гастрольные условия вполне к этому располагали – доступа к студии или даже к дому, где можно в спокойной обстановке посочинять, не отвлекаясь на мирские дела, у Деймона не было. В результате, в конце всё того же 2010-го на сайте группы (точнее сказать, на закрытой его части, доступ к которой был только у членов фан-клуба) появился альбом "The Fall". Каждый трек снабжался геотэгом, обозначавшим место записи – Монреаль, Окленд, Сиэтл, Санта Фе и так далее. По меркам Gorillaz это была довольно скромная запись – электроника, гитара, голос, никаких изысков и почти никаких гостей (однако и тут засветились гитарист The Clash Мик Джонс (Mick Jones) и ветеран соула Бобби Уомак (Bobby Womack)). Весной альбом было решено издать официально, и даже при таких сложных вводных "The Fall" показал неплохой коммерческий результат – 12-е место в Британии, 24-е в Штатах и почти 200 тысяч проданных копий, не такой плохой результат на фоне кризиса звукоиндустрии.

Глобальная экспансия

После четырех альбомов будущее Gorillaz было под большим вопросом. Олбарну вновь стали интересны Blur, а про сайд-проект и он, и Хьюитт высказывались довольно осторожно – мол, хорошего понемножку, возможно продолжения и не будет. Однако оно случилось, и оповестил об этом, разумеется, инстаграм группы. Дальше началась настоящая лавина. Для начала, Gorillaz объявили о проведении собственного фестиваля. В лайнапе числились главным образом "соучастники" записи пластинки "Humanz", билеты разошлись в считанные часы, но тем, кому их не досталось, была обещана трансляция на сайте Red Bull TV (таким образом к делу подключился еще один крупный медиа игрок). Дальше – масштабная премьера, где сразу несколько треков с альбома прозвучали в эфире Beats1 (радиостанции, запущенной Apple). Следом – перезапуск сайта, новые клипы и трансляция секретного концерта.

Теперь, по версии Олбарна, Хьюитта и компании пришло время заняться собственным приложением. 10 апреля Gorillaz совместно с мультимедиа-журналом об электронной музыке Electronic Beats выпускают приложение дополненной реальности. Там можно "пообщаться" с персонажами, слушать плейлисты от участников группы, а главное – побывать (разумеется, виртуально) на презентации альбома, где каждый зритель видит уникальный контент, завязанный на его географическое положение. Разумеется, результатом такой масштабной кампании могло быть только гигантское мировое турне.

Но не только. Если в 2010-м "новым рок-н-роллом" были технологии, то в 2017-м важнейшим из искусств стали телесериалы, и даже такие мастодонты как Дэвид Линч, открыто заявляли, что в классическом кино сейчас ловить нечего. На этом фоне не превратить в сериал историю Gorillaz было бы как-то странно, и вот пожалуйста – 10-серийная история, которая снимается под патронажем компании DreamWorks, уже в производстве. Руководит процессом, разумеется, сам Джейми Хьюитт. Уж не это ли было аргументом, которым Деймон заманивал обратно в проект разочарованного и уставшего коллегу?

Но пора всё же сказать пару слов о музыке. На альбоме "Humanz" после "одинокого" "The Fall" Олбарн вернулся к привычной роли "художественного руководителя", который не только и не столько сочиняет и поёт сам, сколько собирает вокруг и объединяет правильных людей. Как водится, для записи альбома собрался и стар и млад – от Грейс Джонс (Grace Jones) и 78-летней ритм-энд-блюзовой певицы Мэвис Стейплс (Mavis Staples) до "школоты" вроде её однофамильца, рэпера Винса Стейплза (Vince Stapes). Не отказал Деймону даже вечный соперник по брит-поп битве Ноэл Галлахер (Noel Gallagher). Отказы, впрочем, тоже были – предложения отклонили Морриси (Morrisey), Шаде (Sade) и Дайон Уорик (Dionne Warwick). И когда слушаешь весь этот ультрасовременный R&B, выходящий под маркой Gorillaz, порой задаешься вопросом, где за всем этим глянцевым великолепием прячется человек, спевший когда-то "There's No Other Way" или "Beetlebum"? Ответ и впрямь неочевиден. Нынешняя функция Деймона Олбарна называется "куратор", и это еще одна примета времени. 2010-е – время кураторства, нет сейчас работы более почётной, желанной и модной.

Большая политика

Казалось бы, куда уж дальше – провести более эффективную, современную и разностороннюю маркетинговую кампанию было невозможно. Так можно не только "продать" альбом или тур, но и, например, сделать мультяшку-Мердока премьер-министром Англии. И кажется, на что-то такое Олбарн и нацеливается. По крайней мере если раньше Гориллаз политики не избегали, но и не слишком ей увлекались, то сегодня это проект на сто процентов политизированный. Сейчас их волнует Трамп, брексит, миграционная политика, сексизм и свобода слова. Их месседж выглядит примерно так: "Если мы не возьмемся за ум, нас и впрямь ждет апокалипсис". Не слишком оригинально? Да, пожалуй. Но по крайней мере, вложив свои идеи в уста мультипликационных героев, Олбарн избегает капкана, в который попал Боно. Сегодня музыкант не имеет права быть на слишком серьезных щах, и Деймон это прекрасно понимает.

Первое, о чем думаешь при виде всего этого величия – что же дальше, на сколько еще хватит запала у Олбарна? В будущем году ему стукнет 50, и это примерно тот возраст, на котором великие или не заметив того, становились смешными (и даже кураторство тут не спасает, посмотрите на ту же Мадонну), или же с достоинством уходили в нишу (как, например, The Cure). Какой путь выберет Деймон и удастся ли ему обмануть время – это мы увидим довольно скоро.

20.07.2017, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

GORILLAZ - свежие публикации:

Сайт: www.gorillaz.com

GORILLAZ

Проект Gorillaz гордо носит звание первой в мире виртуальной музыкальной группы. За музыкальную составляющую "Горилл" отвечает неугомонный Деймон Олбарн, а визуальный образ берет на себя художник Джейми Хьюлет, создатель комикса "Танкистка".

Подробности из жизни:

Gorillaz - виртуальная музыкальная группа из Англии.
Жанр - рок, хип-хоп, электронная музыка.

Состав:
Деймон Олбарн (Damon Albarn)
Джейми Хьюлет (Jamie Hewlett)

Проект Gorillaz гордо носит звание первой в мире виртуальной музыкальной группы. За музыкальную составляющую "Горилл" отвечает неугомонный Деймон Олбарн, а визуальный образ берет на себя художник Джейми Хьюлет, создатель комикса "Танкистка". В виртуальной группе четыре персонажа: вокалист и клавишник 2D, басист Мердок (Murdoc), барабанщик Рассел Хоббс (Russel Hobbs) и поющая гитаристка по прозвищу Лапша (Noodle). У каждого есть не только визуальный образ, но и подробная биография, в общем вся история продумана с тщательностью хорошего фэнтези. Публике Гориллаз показывались исключительно с экранов – в клипах, в DVD, которые издавались наравне с альбомами и синглами, и даже на редких концертах, которые группа давала как правило по случаю вручения какой-нибудь очередной премии.

В реальности, Олбарн сделал…

Далее... →