Если для рок-музыканта почтенный возраст – всё же тревожный признак (злость и драйв с годами куда-то уходят), то над джазменами время как будто не властно. Даже наоборот – чем старше артист, тем больше эпох и волн он застал и впитал в себя, а в джазе такие вещи всегда на пользу. Американский пианист Бёртон Грин несколько дней назад отпраздновал 80-летний юбилей, причем отпраздновал его ровно так как полагается джазмену – гастролируя и джемуя с музыкантами, годящимися ему во внуки.
Первое, что принято писать о Бёртоне Грине – его принадлежность к фри-джазовой сцене Нью-Йорка шестидесятых. В 1963-м вместе с контрабасистом и клавишником Аланом Силвой (Alan Silva) он основал коллектив Free Form Improvisation Ensemble, исполнявший рваный и диссонансный фри-джаз. В тех же шестидесятых в многочисленных составах под руководством Грина играли, например, легендарный саксофонист Альберт Эйлер (Albert Ayler) и барабанщик Рашид Али (Rashied Ali), а сам он входил в Гильдию джазовых композиторов Сесила Тейлора (Cecil Taylor).
В конце шестидесятых Грин переехал в Европу (сначала в Париж, потом в Амстердам, где и живет сейчас) и продолжил расти вширь. С одной стороны, Грин продолжал играть фри-джаз, с другой – увлекался самой разной музыкой музыкой. В Париже он успел подружиться с Дэвидом Алленом (Daevid Allen) и ненадолго присоединиться к психоделической рок-формации Gong для записи альбома "Magick Brother". Потом его заинтересовали индийская (Грин записывался с индийским исполнителем на ситаре Джамалуддином Бхартия) и еврейская музыкальные традиции. Амстердам, где многочисленная еврейская диаспора жила примерно с XV века, как раз был идеальным местом для того, чтобы изучать клезмер и музыку сефардов. Клезмер особенно увлек Бертона Грина, и примерно с 1980-х его дискография пестрит проектами вроде Klezmokum, Klez-Thetics и Klez-Edge. В конце концов эта дорожка привела Грина обратно в Штаты, к Джону Зорну (John Zorn) на лейбл Tzadik, где Грин издал несколько пластинок уже в нынешнем веке.
В Москве Бёртон Грин даст концерт в двух отделениях. И если от первого, сольного, более-менее понятно, чего ждать, то второе – большая интрига. Мы не спроста писали, что Грин – большой любитель джемовать с молодыми музыкантами. В Москве на сцену вместе с ним выйдут участники группы Бром, Антон Пономарев (саксофон) и Дмитрий Лапшин (контрабас). Собственную музыку Бром называет "ноу-джазом", и термин этот, по всей видимости, растёт из любви музыкантов к фри-джазу с одной строоны и нью-йоркскому ноу-вейву с другой. И кажется, что Бёртон Грин в эту картину мира вписывается отлично.
БЁРТОН ГРИН (фортепиано, США – Нидерланды)
20 июля, 20:00
Москва, клуб Алексея Козлова
1 отделение – Бёртон Грин (фортепиано)
2 отделение – Бёртон Грин (фортепиано) / Антон Пономарёв (саксофон) / Дмитрий Лапшин (контрабас)
Tito Sr. PUENTE (1923)
Doyle LAWSON (1944)
Luther VANDROSS (1951)
Gary PRIMICH (1958)
Евгений ФЕКЛИСТОВ (1968)
Avishai COHEN (1970)
Татьяна ЗЫКИНА (1981)
Kid HARPOON (1982)
Anna ROSSINELLI (1987)