DEPECHE MODE  Укротители духов

Герои поколения стареют, но по-прежнему играют мощнейшие концерты.

Главная интрига перед московским концертом Depeche Mode даже не в том, что они играют или в какой группа форме (тур идет уже два месяца, так что все, кто не боится спойлеров, уже давно в теме), а в том, зальёт ли нас дождём к едрене фене. Кажется, мироздание смилостивилось и урагана с градом и шквалистым ветром в кои-то веки не ожидается, но публика в очереди на вход кутается в дождевики и опасливо посматривает на небо.

Очередь на вход в танцпартер – почти как к мощам, тянется на сотни метров. Движется она с приличной скоростью, но от разогрева Майи Джейн Коулз (Maya Jane Coles) не удается услышать ни секунды. Майю-то пропустить не так обидно, с разогревом нам в очередной раз не повезло. В европейской ветке с Depeche Mode ездили датские нью-гейзеры Raveonettes.

Концерт начинается как-то непривычно рано – в 20.30, когда стадион еще не окончательно заполнился, фоновый минимал вдруг сменяется битловской "Revolution" – это сегодня, кажется, тема дня. Навальный будет рад. Группа выходит на сцену под луп из "Cover Me" с мультяшными ногами на видео. Концертный состав всем уже давно знаком: в живом варианте Depeche Mode превращаются в квинтет, где к "основному составу" добавляются Кристиан Айгнер (Christian Eigner) за барабанами (на "бочке" – пасифика, сегодня у DM всё политизировано) и Питер Гордено (Peter Gordeno) за клавишами (ему же достаются партии бэк-вокала).

Дуплет из сравнительно удачных новых песен ("Going Backwards" и "So Much Love") – тоже часть привычного для последнего тура сценария. Увы и ах, уже не первый альбом обходится без больших хитов, а лучшие новые песни в последнее время и вовсе не годятся для стадионных концертов, так что начало сетлиста – лучшее место для нового материала. Из "So Much Love" даже выходит неплохой концертный боевик, который портит разве что чрезмерное сходство с "Soft Touch/Raw Nerve" c предыдущей пластинки. Первое и довольно суровое разочарование – звук в танцпартере просто ужасный. Во-первых, его банально мало (до задней части поля порталы просто не добивают), во-вторых, по залу гуляет гулкое эхо. Хорошо слышно ударные и голос, а бас и клавиши (вокруг которых и строится вся музыка Depeche Mode) тонут в каше. Странности добавляет и то, что в девять в Москве еще абсолютно светло.

Как это часто бывает, "приход" на концерте любимой группы наступает где-то к третьей песне, когда успеваешь привыкнуть к обстановке, поймать общий вайб и перевести мозг в режим автоподстройки звука. Публика вокруг в массе своей приятная (вот, наверное, главное изменение по сравнению с концертами DM 15-летней давности, где гопоты было прямо-таки опасно много), причем есть и старое фанатьё и люди, которым едва за двадцать, для которых Depeche Mode начались, судя по всему, с песни "Wrong". Третьей песней (а к этому моменту по драматургии концерта обязательно положено сыграть хит) я получаю одну из любимых вещей DM, "Barrel of a Gun", которую играют далеко не в каждом туре. Исполнение почти металлическое – Дейв рычит, Мартин выдает запилы на гитаре в виде серебряной звезды, а под конец Гаан вплетает в текст строчку из "The Message" Grandmaster Flash & The Furious Five – получаются почти Rage Against The Machine. Странно, но мощно.

Дальше дискотека – уже знакомая по прошлому туру "A Pain That I'm Used To" в версии Стюарта Прайса (Stuart Price), где вездесущий Гордено играет на бас-гитаре. Кажется, в нынешнем составе он заменяет Алана Уайлдера (Alan Wilder), который при необходимости мог сыграть на любом инструменте. "Corrupt" – уж совсем неожиданный выбор, но звучит классно. Ритм на 6/8 отлично прокачивает зал, и наконец появляются чётко различимые клавиши. Дальше "In Your Room" и вернувшаяся в сетлисты "World In My Eyes" – вот он, классический, выдержанный Depeche Mode. "Давай Виолатор целиком!" кричит кто-то сзади. Да, было бы неплохо. Если от совсем уж заезжанных хитов типа "Question of Time" я к седьмому концерту все же подустал, то от этих – никогда. Ну и на то, как Дейв крутится на сцене с микрофонной стойкой, можно смотреть вечно (сделайте уже наконец коуб).

Резкая смена тональности – свежая "Cover Me", пронзительный блюз, написанный Дейвом и поданный на сцене как его сольный номер. Особенного кайфа добавляет черно-белое видео, где Гаан сначала гуляет по городу в костюме астронавта, а потом задумчиво смотрит в даль, усевшись на лавочку. Стадион к этому времени наконец погружается в темноту, и все светят фонариками. Romantique.

Вслед за бенефисом Дейва приходит время Марта. "Question of Lust" под фортепианный аккомпанемент Питера Гордено (он же поёт второй голос) вместе с Мартином исполняет весь зал, к тому же на акустических вещах звук в зале как будто бы выправляется. Следом – почти обязательная "Home" с длинным "outro", под которое Дейв возвращается и исполняет свой фирменный танец. Сам же Мартин в конце песни идёт в народ – публика, понятно, в диком восторге.

Главной эмоцией фанатов от нынешнего турне, кажется, стали оханья в духе "О боже, как же они постарели". Да, ясное дело, что моложе они не становятся, но Дейв по-прежнему в большом порядке. Скачет как лошадь и поёт уж куда лучше, чем во времена "Touring The Angel". Единственное, что в его нынешнем облике выглядит совсем уж нелепо – усики в духе Кларка Гейбла. С Мартином всё чуть более сложно. С одной стороны, он тоже в хорошей форме, особенно по части голоса, который его (в отличие от Дейва) не подводил никогда. С другой – имидж "старой леди" выглядит чем дальше, тем более стрёмно, а на экране (где Мартина постоянно показывают крупным планом) тем более.

Еще одна порция сравнительно новых песен – "Poison Heart", "Where's The Revolution" и "Wrong". Последнюю я совсем не люблю, но придется признать, что народ держит её за большой хит. Стадион поёт хором. Поёт ужасно, ибо тут не Англия (да еще и звук тиховат, так что приходится всё это слышать в деталях), но с таким же энтузиазмом, как на совсем уж народных песнях вроде "Enjoy The Silence".

Дальше звучит клавишное вступление, которого точно нет ни у одной песни в записи, но гармония кажется смутно знакомой (я никогда не смотрю сетлисты и пытаюсь хранить интригу до последнего). Ого, кажется я во второй раз в жизни услышу любимую песню! "Everything Counts" лет десять была едва ли не главным концертным хитом, но после "Devotional" (т.е. ровно к моменту, когда начали ездить в Россию) DM перестали её играть, сделав исключение только для тура к "Playing The Angel". Старый хит по-прежнему рвёт в тряпки – электро-ритм, клавишная импровизация Мартина, которая почти всегда звучит как-то иначе (в юношестве я специально ради этого коллекционировал концертные бутлеги) и хоровое пение в конце. Браво! Ради этого стоит простить и ужасный звук, и не слишком убедительный новый альбом, и даже усики. Даже собиравший было начаться дождь отступает – кажется, с погодой нам сегодня выпал джекпот.

Пришел черед больших хитов. На "Stripped" Дейв снова отдаёт первый припев залу, и с ним Москва даже неплохо справляется. На "Enjoy The Silence" зал входит в полный экстаз, а я странным образом начинаю скучать. Всё же один и тот же набор хитов от тура к туру уже утомляет. Такое ощущение, что DM сами себя видят глазами зрителей, для которых "Депеш мод это те, которые что-то там про брейк зе сайленс". При этом в России (и еще доброй половине стран, входящих в график тура) у Depeche Mode такой статус, что они могут выдать концерт из одних би-сайдов. Но увы. Безотказный "Never Let Me Down Again" группа на этот раз играет в конце основного блока. Ну, хоть что-то меняется.

Долгий бис начинает Мартин, исполняющий "Somebody". Опять же, вещь не из моих фаворитов (в этой лотерее я предпочел бы "Strangelove", которую пели в Италии), но исполнение безупречное. Дальше – снова интрига с альтернативным вступлением, но цитату из ремикса Уильяма Орбита (William Orbit) я узнаю по трем нотам в любом исполнении. "Walking In My Shoes". тут прекрасно всё - и песня, и исполнение, и видеоряд с превращением, где мальчик методично красится, наряжается и под конец выходит из квартиры в образе этакой красотки-вамп.

Следующую песню изначально я очень ждал, но к концу концерта уже успел забыть о её существовании – в этом туре DM в кои-то веки исполняют кавер. "Heroes" Дэвида Боуи (David Bowie) важна для группы тем, что её пел юный Дейв, когда пришел на прослушивание к Мартину, Флетчу и Винсу в коллектив Composition of Sound. Я жду, что DM превратят "Heroes" в какой-то жесткий боевик, но вместо этого – мягкая, минималистичная аранжировка, почти инди-поп. К середине всё же разгоняются и выдают драйва, но ожидания были выше.

А вот где с драйвом порядок, так это на "I Feel You". Вот такого хочется больше – эх, зря Depeche Mode не поддержали моду с исполнением старых альбомов целиком. "SOFAD" был бы бомбой. Напоследок остался "Personal Jesus", без которого уйти, конечно, нельзя. И если в прошлый раз это была максимально роковая версия, то теперь это скорее вариации на тему "Kazan Cathedral Mix", танцевальная электроника с переплетением клавишных секвенций. Мощь, мощь и еще раз мощь.

В финале была уж совсем милота - вместо того, чтобы чинно удалиться, музыканты принялись брататься с фанатами в первых рядах (Дейв даже раздал счастливчикам барабанные палочки), а потом все вместе вышли на поклон. Да, нынешних DM безусловно есть за что ругать, но это по-прежнему великая концертная группа. При всех очевидных минусах вроде плохого звука (надеюсь, на трибунах он был лучше) или слишком уж инертного (с обилием повторов от тура к туру) сетлиста (где даже из новых песен выбраны не лучшие, где, например, мартиновская "Fail" или "No More"?), вживую это по-прежнему что-то ошеломляющее. Все же есть в стадионных концертах "больших" групп какое-то ощущение планетарного величия, которое никогда не получишь на клубном концерте. Кстати, следующий московский концерт 25 февраля в "Олимпийском".

16.07.2017, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

DEPECHE MODE - свежие публикации:

Сайт: www.depechemode.com

DEPECHE MODE

Depeche Mode - британский синти-поп коллектив, на протяжении трех десятилетий остающийся одной из самых популярных и влиятельных групп планеты.

Подробности из жизни:

Depeche Mode - британская группа.
Жанры: синти-поп, рок.

Состав:
Мартин Гор (Martin Gore) - вокал, клавишные, гитара
Дейв Гаан (Dave Gahan) - вокал
Энди Флетчер (Andy Fletcher) - клавишные
Алан Уайлдер (Alan Wilder) - клавишные, ударные (1982-1994)
Винс Кларк (Vince Clarke) - клавишные (1980-1982)

Группа была образована в 1979 году школьными друзьями из провинциального английского городка Бэзилдон. Коллектив, названный поначалу Composition of Sound, играл характерную для тех времен новую романтику, однако к 1980-му, обретя нового вокалиста Дейва Гаана и принесенное им новое название Depeche Mode, группа полностью перешла на синтезаторы. Выступая на разогреве у Fad Gadget, молодая группа приглянулась хозяину независимого лейбла Mute Дэниелу Миллеру (Daniel Miller), и вскоре под его чутким руководством записывала альбом для Mute Records. Альбом "Speak & Spell" поднялся на 10 место британского чарта, что было выдающимся результатом для совсем еще молодой группы,…

Далее... →