MONTREUX JAZZ FESTIVAL  Монтре-51. Дни 10-12

Sampha, Solange, Эрика Баду, Yello, Shabaka & The Ancestors и London Grammar - репортаж с Женевского озера продолжается!

Любите ли вы разгадывать драматургию концертов? Я всегда радуюсь, когда нахожу в программе Montreux Jazz Festival неожиданные "рифмы". Интересно наблюдать, как главную сцену захватывают молодые артисты, в то время как легенды выступают на камерных площадках. Забавно находить пересечения тематики у авторов разных эпох. И, разумеется, всегда интересно слышать, как по-разному звучат дуэты и кавер-версии.

Молодой соул-певец из Лондона Sampha (его полное имя - Sampha Kamara, и его родители переехали в Британию из Сьерра-Леоне) презентовал на сцене Stravinsky свою футуристическую программу "Process". Сампа уже многое спел за свою недолгую карьеру: его голос звучит на пластинках Дрейка (Drake - “The Motion”, “Too Much”), Канье Уэста (Kanye West - “Saint Pablo”), Beyoncé (“Mine” ft. Drake) и FKA twigs (“Numbers”). Его обожают Фрэнк Оушен (Frank Ocean) и Coldplay. В 2010 году артист всего за неделю приобрел известность как самостоятельный автор, выпустив EP "Sundanza", на котором обозначил свой фирменный почерк: мягкий, меланхоличный глубокий вокал в сочетании с электроникой.
Певец вышел на сцену в компании барабанщика Пола Стэнли (Paul Stanley), электронщика Бена Уолкера (Ben Walker) и клавишника Джонатана Жевю (Jonathan Geyevu) - и сразу зарядил серию r'n'b номеров - от "Timmy's Prayer" с эмулятором волынки и нервной "Under", но постепенно, не теряя темпа, разогрелся и уже на пульсирующей параноидальной "Blood On Me" он достигает пика напряжения. Его голос тоскует и плачет, и зал ритмично качается в такт мелодии, словно укачивая свою боль. И, наконец, финальная, самая болезненная вещь - "Like the Piano", исполненная одиночества и печали, спетая под соло на клавишных. Цельный и эмоционально насыщенный сет.

Следом появилась Solange, с которой Сампа исполнил дуэтом “Don’t Touch My Hair”. Похоже, артистка в этот вечер находилась не в лучшей творческой форме: ее сет был довольно анемичным и невыразительным, было видно, что каждая песня исполняется чуть отстраненно, словно Соланж находилась мыслями в другом месте - даже в тот момент, когда спустилась со сцены, чтобы пожать руки слушателям. Жаль, что певица не использовала возможность заполучить в Монтре новых поклонников своего потустороннего вокала.

Технические неполадки почти на полчаса отодвинули старт следующего шоу. А дальше началось нечто любопытное: на сцене появились затянутые в кожу и латекс, в фуражках с кокардами, музыканты ритм-секции - и из-за кулис величаво выплыло чучело в плаще, сшитом из флагов разных стран. Адская фигура в высоком котелке и наморднике подошла к авансцене и слегка коснулась пальцами тачпада электронных барабанов. А потом начала раскачиваться и медитативно заклинать пространство под аккомпанемент ударных, вводя зал в транс и недоумение. Разумеется, когда маска и котелок были сброшены, под ними оказалась хитрющая физиономия Эрики Баду (Erykah Badu)!

Эрика - частая и любимая гостья Монтре. В 2012 году она презентовала здесь свою великолепную программу "New Amerykah part Two". Альбом вышел лишь спустя 2 года, но с тех пор новых альбомов певица не записывала, так что можно было ожидать существенного пересечения сет-листов. Однако Баду не была бы собой, если бы просто эксплуатировала успех предыдущего шоу. Она построила свое выступление как ретроспективу движения Baduizm - двадцатилетней истории экспериментов в области нео-соул и r'n'b,- от древней "On & On" до хип-хоповой “But You Caint Use My Phone” с цитатой из Дрейка. На заднике зажглась и начала пульсировать световая панель, на сцене появились бэк-вокалисты в стиле "Ночного портье" - и певица, ухмыльнувшись, скороговоркой представила себя: "Эрика Баду, также известная как аналоговая в цифровом мире, как черная в мире белых, как женщина в мире бесполых". Потом поинтересовалась: "Я впервые выступала в Монтре почти 20 лет назад - есть здесь двадцатилетние? Возможно, вас зачали под мои песни, ха-ха! А есть здесь те, кто был в зале 20 лет назад? - Неплохо! А тем из вас, кто здесь впервые, - я говорю "welcome" и приглашаю вас пристеннуть ремни, потому что ваше место у окна уже зарезервировано за мной.", - пошутила Эрика, выбивая пальцами вступление к "Window seat".

"Бадуизм это мой мир; мои слова всегда ясны и мы можем коммуницировать посредством моего звука", - продолжает певица свой монолог, чтобы прервать его душераздирающим мяуканием или сбить с толку хоровым пением а капелла. С Баду никогда не знаешь, как именно она себе представляет эту комуникацию, так что остается просто пританцовывать и хлопать в такт. Мастерство певицы заключается в том, что, вместо того, чтобы увеличивать накал и громкость по мере развития программы, она с ювелирной точностью применяет разнообразные вокальные техники, виртуозно держит паузу и искрометно шутит. Сет Баду стал настоящим украшением MJF. Крайне рекомендую сходить на ее концерт, даже если вам кажется, что вы уже знаете репертуар Эрики от начала времен.

12 июля - день лучших концертов фестиваля. В Montreux Jazz Lab весь вечер рвет танцпол швейцарский электронный дуэт Yello - одна из культовых групп 80-х, вернувшаяся на сцену, когда все уже отчаялись дождаться ее камбэка. Дитеру Майеру (Dieter Meier) недавно исполнилось 72 года, Борису Бланку (Boris Blank) - 65. Это - настоящая швейцарская музыка, с ее парадоксальными решениями, изобретениями и тонким юмором. Только представьте себе, что 13 альбомов Yello были проданы в мире совокупным тиражом 14 миллионов экземпляров - и последний из них, "Toy", был издан всего 2 года назад!
Их сет умудрился органично вместить в себя и авангард, и ретро; в нем нашлось место старому доброму "электрошоку" и нежнейшим пронзительным партиям. И, что особенно ценно, в перерывах между песнями Дитер устроил нечто вроде мини-лекций, рассказывая истории создания композиций и представляя всех участников концерта (12 человек, не считая Дитера с Борисом).

Дитер охотно рассказывает: "Много десятилетий назад я записывал в студии Клода Нобса свой первый панк-альбом. Точнее, это был сингл под названием "Cry For Fame" - это была моя первая панк-песня. И вот я снова здесь, спустя бог знает сколько лет. И вот вам моя программа на сегодня - "Do it"!
Живое исполнение этой программы оказывается на порядок интереснее и разнообразнее альбомных записей, во многом - за счет живой духовой секции (два саксофона, два тромбона и флюгельгорн). Они придают электронному звуку дополнительный объем. Под знакомый с детства бит на полном ходу пролетают "The Evening's Young", "Limbo", "Bostich", "Electrified", "Cold Flame"... А Дитер продолжает сыпать историями: "Мы ничего не знали о рекламе, наши песни отвергали все радиостанции. Но пять или шесть из них все же пробились в эфир - мы отправили их Фрэнки Крокеру, американскому радиодиджею. Фрэнки думал, что мы - двое черных парней с West Coast. Ну, и мы не стали его разубеждать". "Я хочу рассказать вам, как Борис сочиняет песни. Он сначала ищет правильный звук, а потом вокруг него конструирут композицию. Борис, покажи, как ты это делаешь" - и Борис действительно выстраивает мелодию, основанную на бэк-сэмплах в iPad.
В какой-то момент программа неожиданно начинает прирастать вокалистками: пару номеров исполняет малавийская певица Malia, продюсером которой стал Борис Бланк. В ее исполнении очень необычно звучит "The Rhythm Divine" - хит, известный нам в исполнении Билли Маккензи. "Малина - великий антерпренер и посол джаза", - церемонно замечает Дитер.
Еще один невероятно странный номер - инстурментальная композиция с элементами industrial, во время исполнения которой на экране крутится автомобильное колесо в разных фильтрах. Называется она "Time Tunnel", и создана при участии китайской вокалистки, студентки Fifi. История появления Фифи в семействе Yello больше похожа на сказку про случайные продюсерские находки - девушка прислала Бланку несколько своих композиций, Борис влюбился в ее голос и написал ей песню "Kiss a Cloud" - непривычно воздушную и неземную.
Заканчивается двухчасовая программа известной всем российским телезрителям "The Race". Старые электронные парни дадут сто очков вперед молодым коллегам, которые играли до них на главной электронной площадке Монтре. И мы уже мечтаем увидеть их столетний юбилей.

Shabaka & The Ancestors - мое недавнее открытие; в преддверии этого концерта я рассказала о нем, кажется, всем друзьям и коллегам. Дело в том, что из всей молодой лондонской джазовой сцены именно Шабака Хатчингс (Shabaka Hutchings) - музыкант, которому вновь удалось совершить удивительный поход в межжанровое пространство, объединив в своей игре "низовой" contemporary jazz Ист-Энда с музыкой Карибского бассейна, и сделать это органично и здорово. Его тенор-саксу подвластны все способы сломать слушателю шаблоны: от сумасшедшего импрова до "правильного", технически выверенного этно-джаза.

В этом турне Шабаке аккомпанируют музыканты из Иоханнесбурга, и встреча разных культур на сцене впечатляет. Вокалист Шиябонга Мтембу (Siyabonga Mthembu) - тоже из карибской диаспоры, и его работа со звуком - такое типичное шаманство. На всем протяжении концерта он повторяет мантру: "Burning the Republic of the Mind, not a Republic of the Heart - We need you, people, We need to feminize our politics, we need to liberate our land. We need you people. Black Lives Mattter". - бог знает, находят ли эти слова отклик у публики, но музыка завораживает.

Джаз Шабаки Хатчинса невероятно пластичен и смел; даже в его записях слышно, насколько музыканта способна увлечь зарождающаяся мелодия, как его уносит ритм. Его альбом "Wisdom of Elders" был записан буквально за один сессионный день, и живьем музыкант исполняет бесконечное количество его вариаций. Шабака пишет свои вещи сам, - и они агрессивные, яркие и спонтанные, с явным привкусом roots. Немало аплодисментов приходится и на ритм-секцию - южноафриканские барабанщик и перкуссионист великолепно сработались с басистом-поляком Ариэлем Зомонским (Ariel Zomonsky). Музыка не для всех, но я верю, что вам понравится.


И, наконец, London Grammar с их новым синглом “Rooting For You” - сумасшедше красивой вещью, на которой вокал Ханны Рид (Hannah Reid) проявился во всей красе. Дрим-поп трио 9 июня выпустило новый альбом "Truth Is a Beautiful Thing", и на нем Дэн и Дот (Dan Rothman - гитара, Dot Major - клавишные) разорились аж на симфонический оркестр. Но в Монтре ребята выступают в привычном составе, позволяющем оценить простоту новых песен. И вот спустя три вещи ты понимаешь: команде не удалось создать ничего принципиально нового, она просто эксплуатирует удачно найденный образ "группы печального образа".
При всей раскрученности хитов "Big Picture" или “Rooting For You” в часовой программе песни просто неотличимы друг от друга. Но подождем еще немного: возможно, команде просто нужно найти правильный концертный саунд для каждой композиции, так что уже к середине турне многие аранжировки будут звучать по-другому - такое с командой уже случалось, и это здорово.


Окончание репортажа - в следующем выпуске.

14.07.2017, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
MONTREUX JAZZ FESTIVAL - свежие публикации:
  • Репортаж - Монтре-51. Дни 8-9 , 11.07.2017
    Житие Брайанов - и почему ностальгия и хайп больше не двигатель торговли. Новый репортаж из Монтре! »»
  • Репортаж - Монтре-51. Дни 6-7 , 09.07.2017
    3 Джонса, 3 нарушителя спокойствия и 4 суперзвезды: иногда главные концерты проходят на самых маленьких площадках »»
  • Репортаж - Монтре-51. Дни 2-5 , 07.07.2017
    Live-репорт с 51-го Montreux Jazz Festival: Чилли Гонзалес, Pet Shop Boys, Usher, Trombone Shorty, Трилок Гурту и многие другие »»
Звуки.ру - новости партнёров:

Лучше страны не найдешь – PIANOБОЙ Pianoboy выпустил клип о счастливой воображаемой стране на реальной даче »»

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку – MORRISSEY Чтобы снять новый клип, Моррисси провел весь день в инвалидном кресле и в компании футболиста »»

Это было легендарно – OXXXYMIRON Полное видео эпического баттла Oxxymiron vs Dizaster »»

Поход за шаурмой – Taylor SWIFT Тейлор Свифт снимает клип в местах своих свиданий »»

В чем сила, брат? – OXXXYMIRON Баттл Окси и Dizaster был похож на политдебаты »»

Мы все умрем – NOIZE MC Нойз выпустил злобную отповедь рэперам »»

Тарантинка – John LEGEND Джон Ледженд поработал официантом в пятизвездочном отеле »»

Лицо депрессии – Chester BENNINGTON Linkin Park выложили в Facebook выпуск шоу "Carpool Karaoke" с участием Честера Беннингтона, снятый… »»

Ими гордится Америка – НАГРАДА Премия American Music Awards объявила номинантов. »»

Божественный панк – GREEN DAY Green Day выпустят Best Of c полного одобрения Господа бога. »»

Эти мемы стухли, дайте новые – Валентин СТРЫКАЛО Обновляем запас мемов: Валентин Стрыкало отправляется в тур в поддержку нового альбома "Развлечение" »»

Ассамблея для двоих – INGRID LAUBROCK / LUC EX Фестиваль "Джаз осенью" завершает дуэт участников проекта Luc Ex Assemblee »»

Как жить в XXI веке и любить классику – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль актуальной классики Re:Formers покажет мировые тенденции в исполнении классической и… »»

Море, море, мир бездонный – Федор БИРЮЧЕВ Композитор-неоклассик и пианист Фёдор Бирючев представит свой новый альбом в обеих столицах »»

Фотоувеличение – PHOTAY Команда фестиваля "Синтпозиум" пробует себя в клубном формате. »»

Африканский Стинг – Miroca PARIS Мирока Париш вернет в Россию оркестр Сезарии Эворы »»

Отсчет - 30 секунд – THIRTY SECONDS TO MARS Джаред Лето и компания возвращаются в Россию »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Справочник посетителя open air – ФЕСТИВАЛЬ Всем фанатам музыкального туризма пора подвести итоги этого фестивального года и задуматься, куда… »»

R.I.P. – THE TRAGICALLY HIP Лидер группы The Tragically Hip Горд Дауни скончался от рака мозга »»

"Наши провокации лежат не в политическом поле" – ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ Роман Суслов - о характере своих провокаций и о том, из какой части тела рождаются кавалерийские… »»

"Люди устали от агрессии" – Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ Петр Подгородецкий рассказал Звукам, что готовит к выходу первый альбом за 10 лет - с очень… »»

R.I.P. – MAJOR ACE Пионер грайма Люк Монеро, известный в рэп-среде как Major Ace, ушел из жизни 8 октября »»

Свободу сказочным животным – FREE UNICORN REPUBLIC Юные чудаки собрали группу и объявили ее Свободной республикой единорогов. Мы поговорили с ними о… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

10 альбомов октября – МУЗЫКА Другие Кортни и Курт, артист, ранее известный как Билли, и новый Бек - в октябрьском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: сентябрь – МУЗЫКА Tangerine Dream, Cut Copy, Four Tet, Mount Kimbie и другие электронные новинки сентября. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

20:00 – Stadium – Iggy POP Iggy POP »»

20:00 – Stadium – Iggy POP Iggy POP »»

Хроника19/10

1985 – Впервые вершину американского хит-парада покорили музыканты из Норвегии. Историческую победу одержал коллектив A-HA c композицией "Take on me"  »»

1991 – В маленьком клубе в Манчестере состоялось первое публичное выступление группы Oasis  »»

Свежая реплика

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта"KAUAN 17/10/2017 21:10 от Ilyas Ahmed присоединяюсь к Алексею — шикарный материал, плюс Антон классный человек и интересно изложил свои мысли. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить