MONTREUX JAZZ FESTIVAL  Монтре-51. Дни 10-12

Sampha, Solange, Эрика Баду, Yello, Shabaka & The Ancestors и London Grammar - репортаж с Женевского озера продолжается!

Любите ли вы разгадывать драматургию концертов? Я всегда радуюсь, когда нахожу в программе Montreux Jazz Festival неожиданные "рифмы". Интересно наблюдать, как главную сцену захватывают молодые артисты, в то время как легенды выступают на камерных площадках. Забавно находить пересечения тематики у авторов разных эпох. И, разумеется, всегда интересно слышать, как по-разному звучат дуэты и кавер-версии.

Молодой соул-певец из Лондона Sampha (его полное имя - Sampha Kamara, и его родители переехали в Британию из Сьерра-Леоне) презентовал на сцене Stravinsky свою футуристическую программу "Process". Сампа уже многое спел за свою недолгую карьеру: его голос звучит на пластинках Дрейка (Drake - “The Motion”, “Too Much”), Канье Уэста (Kanye West - “Saint Pablo”), Beyoncé (“Mine” ft. Drake) и FKA twigs (“Numbers”). Его обожают Фрэнк Оушен (Frank Ocean) и Coldplay. В 2010 году артист всего за неделю приобрел известность как самостоятельный автор, выпустив EP "Sundanza", на котором обозначил свой фирменный почерк: мягкий, меланхоличный глубокий вокал в сочетании с электроникой.
Певец вышел на сцену в компании барабанщика Пола Стэнли (Paul Stanley), электронщика Бена Уолкера (Ben Walker) и клавишника Джонатана Жевю (Jonathan Geyevu) - и сразу зарядил серию r'n'b номеров - от "Timmy's Prayer" с эмулятором волынки и нервной "Under", но постепенно, не теряя темпа, разогрелся и уже на пульсирующей параноидальной "Blood On Me" он достигает пика напряжения. Его голос тоскует и плачет, и зал ритмично качается в такт мелодии, словно укачивая свою боль. И, наконец, финальная, самая болезненная вещь - "Like the Piano", исполненная одиночества и печали, спетая под соло на клавишных. Цельный и эмоционально насыщенный сет.

Следом появилась Solange, с которой Сампа исполнил дуэтом “Don’t Touch My Hair”. Похоже, артистка в этот вечер находилась не в лучшей творческой форме: ее сет был довольно анемичным и невыразительным, было видно, что каждая песня исполняется чуть отстраненно, словно Соланж находилась мыслями в другом месте - даже в тот момент, когда спустилась со сцены, чтобы пожать руки слушателям. Жаль, что певица не использовала возможность заполучить в Монтре новых поклонников своего потустороннего вокала.

Технические неполадки почти на полчаса отодвинули старт следующего шоу. А дальше началось нечто любопытное: на сцене появились затянутые в кожу и латекс, в фуражках с кокардами, музыканты ритм-секции - и из-за кулис величаво выплыло чучело в плаще, сшитом из флагов разных стран. Адская фигура в высоком котелке и наморднике подошла к авансцене и слегка коснулась пальцами тачпада электронных барабанов. А потом начала раскачиваться и медитативно заклинать пространство под аккомпанемент ударных, вводя зал в транс и недоумение. Разумеется, когда маска и котелок были сброшены, под ними оказалась хитрющая физиономия Эрики Баду (Erykah Badu)!

Эрика - частая и любимая гостья Монтре. В 2012 году она презентовала здесь свою великолепную программу "New Amerykah part Two". Альбом вышел лишь спустя 2 года, но с тех пор новых альбомов певица не записывала, так что можно было ожидать существенного пересечения сет-листов. Однако Баду не была бы собой, если бы просто эксплуатировала успех предыдущего шоу. Она построила свое выступление как ретроспективу движения Baduizm - двадцатилетней истории экспериментов в области нео-соул и r'n'b,- от древней "On & On" до хип-хоповой “But You Caint Use My Phone” с цитатой из Дрейка. На заднике зажглась и начала пульсировать световая панель, на сцене появились бэк-вокалисты в стиле "Ночного портье" - и певица, ухмыльнувшись, скороговоркой представила себя: "Эрика Баду, также известная как аналоговая в цифровом мире, как черная в мире белых, как женщина в мире бесполых". Потом поинтересовалась: "Я впервые выступала в Монтре почти 20 лет назад - есть здесь двадцатилетние? Возможно, вас зачали под мои песни, ха-ха! А есть здесь те, кто был в зале 20 лет назад? - Неплохо! А тем из вас, кто здесь впервые, - я говорю "welcome" и приглашаю вас пристеннуть ремни, потому что ваше место у окна уже зарезервировано за мной.", - пошутила Эрика, выбивая пальцами вступление к "Window seat".

"Бадуизм это мой мир; мои слова всегда ясны и мы можем коммуницировать посредством моего звука", - продолжает певица свой монолог, чтобы прервать его душераздирающим мяуканием или сбить с толку хоровым пением а капелла. С Баду никогда не знаешь, как именно она себе представляет эту комуникацию, так что остается просто пританцовывать и хлопать в такт. Мастерство певицы заключается в том, что, вместо того, чтобы увеличивать накал и громкость по мере развития программы, она с ювелирной точностью применяет разнообразные вокальные техники, виртуозно держит паузу и искрометно шутит. Сет Баду стал настоящим украшением MJF. Крайне рекомендую сходить на ее концерт, даже если вам кажется, что вы уже знаете репертуар Эрики от начала времен.

12 июля - день лучших концертов фестиваля. В Montreux Jazz Lab весь вечер рвет танцпол швейцарский электронный дуэт Yello - одна из культовых групп 80-х, вернувшаяся на сцену, когда все уже отчаялись дождаться ее камбэка. Дитеру Майеру (Dieter Meier) недавно исполнилось 72 года, Борису Бланку (Boris Blank) - 65. Это - настоящая швейцарская музыка, с ее парадоксальными решениями, изобретениями и тонким юмором. Только представьте себе, что 13 альбомов Yello были проданы в мире совокупным тиражом 14 миллионов экземпляров - и последний из них, "Toy", был издан всего 2 года назад!
Их сет умудрился органично вместить в себя и авангард, и ретро; в нем нашлось место старому доброму "электрошоку" и нежнейшим пронзительным партиям. И, что особенно ценно, в перерывах между песнями Дитер устроил нечто вроде мини-лекций, рассказывая истории создания композиций и представляя всех участников концерта (12 человек, не считая Дитера с Борисом).

Дитер охотно рассказывает: "Много десятилетий назад я записывал в студии Клода Нобса свой первый панк-альбом. Точнее, это был сингл под названием "Cry For Fame" - это была моя первая панк-песня. И вот я снова здесь, спустя бог знает сколько лет. И вот вам моя программа на сегодня - "Do it"!
Живое исполнение этой программы оказывается на порядок интереснее и разнообразнее альбомных записей, во многом - за счет живой духовой секции (два саксофона, два тромбона и флюгельгорн). Они придают электронному звуку дополнительный объем. Под знакомый с детства бит на полном ходу пролетают "The Evening's Young", "Limbo", "Bostich", "Electrified", "Cold Flame"... А Дитер продолжает сыпать историями: "Мы ничего не знали о рекламе, наши песни отвергали все радиостанции. Но пять или шесть из них все же пробились в эфир - мы отправили их Фрэнки Крокеру, американскому радиодиджею. Фрэнки думал, что мы - двое черных парней с West Coast. Ну, и мы не стали его разубеждать". "Я хочу рассказать вам, как Борис сочиняет песни. Он сначала ищет правильный звук, а потом вокруг него конструирут композицию. Борис, покажи, как ты это делаешь" - и Борис действительно выстраивает мелодию, основанную на бэк-сэмплах в iPad.
В какой-то момент программа неожиданно начинает прирастать вокалистками: пару номеров исполняет малавийская певица Malia, продюсером которой стал Борис Бланк. В ее исполнении очень необычно звучит "The Rhythm Divine" - хит, известный нам в исполнении Билли Маккензи. "Малина - великий антерпренер и посол джаза", - церемонно замечает Дитер.
Еще один невероятно странный номер - инстурментальная композиция с элементами industrial, во время исполнения которой на экране крутится автомобильное колесо в разных фильтрах. Называется она "Time Tunnel", и создана при участии китайской вокалистки, студентки Fifi. История появления Фифи в семействе Yello больше похожа на сказку про случайные продюсерские находки - девушка прислала Бланку несколько своих композиций, Борис влюбился в ее голос и написал ей песню "Kiss a Cloud" - непривычно воздушную и неземную.
Заканчивается двухчасовая программа известной всем российским телезрителям "The Race". Старые электронные парни дадут сто очков вперед молодым коллегам, которые играли до них на главной электронной площадке Монтре. И мы уже мечтаем увидеть их столетний юбилей.

Shabaka & The Ancestors - мое недавнее открытие; в преддверии этого концерта я рассказала о нем, кажется, всем друзьям и коллегам. Дело в том, что из всей молодой лондонской джазовой сцены именно Шабака Хатчингс (Shabaka Hutchings) - музыкант, которому вновь удалось совершить удивительный поход в межжанровое пространство, объединив в своей игре "низовой" contemporary jazz Ист-Энда с музыкой Карибского бассейна, и сделать это органично и здорово. Его тенор-саксу подвластны все способы сломать слушателю шаблоны: от сумасшедшего импрова до "правильного", технически выверенного этно-джаза.

В этом турне Шабаке аккомпанируют музыканты из Иоханнесбурга, и встреча разных культур на сцене впечатляет. Вокалист Шиябонга Мтембу (Siyabonga Mthembu) - тоже из карибской диаспоры, и его работа со звуком - такое типичное шаманство. На всем протяжении концерта он повторяет мантру: "Burning the Republic of the Mind, not a Republic of the Heart - We need you, people, We need to feminize our politics, we need to liberate our land. We need you people. Black Lives Mattter". - бог знает, находят ли эти слова отклик у публики, но музыка завораживает.

Джаз Шабаки Хатчинса невероятно пластичен и смел; даже в его записях слышно, насколько музыканта способна увлечь зарождающаяся мелодия, как его уносит ритм. Его альбом "Wisdom of Elders" был записан буквально за один сессионный день, и живьем музыкант исполняет бесконечное количество его вариаций. Шабака пишет свои вещи сам, - и они агрессивные, яркие и спонтанные, с явным привкусом roots. Немало аплодисментов приходится и на ритм-секцию - южноафриканские барабанщик и перкуссионист великолепно сработались с басистом-поляком Ариэлем Зомонским (Ariel Zomonsky). Музыка не для всех, но я верю, что вам понравится.


И, наконец, London Grammar с их новым синглом “Rooting For You” - сумасшедше красивой вещью, на которой вокал Ханны Рид (Hannah Reid) проявился во всей красе. Дрим-поп трио 9 июня выпустило новый альбом "Truth Is a Beautiful Thing", и на нем Дэн и Дот (Dan Rothman - гитара, Dot Major - клавишные) разорились аж на симфонический оркестр. Но в Монтре ребята выступают в привычном составе, позволяющем оценить простоту новых песен. И вот спустя три вещи ты понимаешь: команде не удалось создать ничего принципиально нового, она просто эксплуатирует удачно найденный образ "группы печального образа".
При всей раскрученности хитов "Big Picture" или “Rooting For You” в часовой программе песни просто неотличимы друг от друга. Но подождем еще немного: возможно, команде просто нужно найти правильный концертный саунд для каждой композиции, так что уже к середине турне многие аранжировки будут звучать по-другому - такое с командой уже случалось, и это здорово.


Окончание репортажа - в следующем выпуске.

14.07.2017, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
MONTREUX JAZZ FESTIVAL - свежие публикации:
  • Репортаж - Монтре-51. Дни 8-9 , 11.07.2017
    Житие Брайанов - и почему ностальгия и хайп больше не двигатель торговли. Новый репортаж из Монтре! »»
  • Репортаж - Монтре-51. Дни 6-7 , 09.07.2017
    3 Джонса, 3 нарушителя спокойствия и 4 суперзвезды: иногда главные концерты проходят на самых маленьких площадках »»
  • Репортаж - Монтре-51. Дни 2-5 , 07.07.2017
    Live-репорт с 51-го Montreux Jazz Festival: Чилли Гонзалес, Pet Shop Boys, Usher, Trombone Shorty, Трилок Гурту и многие другие »»
Звуки.ру - новости партнёров:

Маппет-шоу - это хорошоу – ИЗ ЖИЗНИ The Muppets выйдут на сцену, чтобы исполнить все наши любимые хиты живьем »»

Мы вчера тусили, мы вчера тупили – LCD SOUNDSYSTEM Новое олдскульное видео "American Dream" »»

Случайно вызвали Сатану – QUEENS OF THE STONE AGE Лидер Queens of the Stone Age исполнил ритуальные пляски в клипе на песню “The Way You Used to Do”:… »»

Старые куклы – THE DRESDEN DOLLS Панк-кабаре The Dresden Dolls возвращается на сцену с серией юбилейных концертов »»

Юность хедлайнера – ESTRADARADA Витя вышел и вошел в "фестивальный" альбом »»

Фарго-4 – BELLE & SEBASTIAN Belle & Sebastian забыли барабанщика неподалеку от Фарго. И это не сценарий нового сезона. »»

У нас было два пакетика – Peter DOHERTY Пит Доэрти задержан на границе Италии за наркотики »»

Без слов – Robert PLANT Роберт Плант выложил тизер нового альбома - и это круто »»

50 лет в дороге – JETHRO TULL Jethro Tull отправляется в ностальгическое турне в честь 50-летия коллектива. »»

И он станет фиолетовым в крапинку – PRINCE Новый оттенок фиолетового цвета назовут в честь Принца »»

Сбавь обороты, лови момент – Yung LEAN Шведский рэпер Yung Lean - впервые живьем в России со своим медленным и печальным даунтемпо »»

Шляпу сними – THE HATTERS The Hatters - российская группа, которую можно смело назвать одной из главных сенсаций последнего… »»

Ешь ананасы, рябчиков жуй – ФЕСТИВАЛЬ Британские музыкальные фестивали Reading и Leeds запретили посетителям проносить на фестивальное… »»

Плейлист группы Биртман – БИРТМАН Накануне большого концерта под открытым небом группа Биртман поделилась с нами тематическим… »»

Слушать ударные будешь ты, падаван – SAX RUINS В Москве состоится концерт проекта Sax Ruins, созданного знаменитым японским барабанщиком Тацуей… »»

Юбилейный Sziget-201: дни 3, 4 и 5 – SZIGET Macklemore & Ryan Lewis, Kasabian, PJ Harvey и The Chainsmokers в свежем репортаже Звуков. »»

Стихийное бедствие – ФЕСТИВАЛЬ На фестиваль Flow обрушился ураган, сорвавший концерты Дэнни Брауна, Sampha и Front 242. »»

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2 – SZIGET P!nk, Brutto, Wiz Khalifa и The Vaccines на юбилейном Sziget: первый репортаж Звуков с Острова… »»

Дышите - не дышите – ANIMAL ДЖАZ Animal Jazz отметят 10 лет альбома "Шаг. Вдох" большим концертом »»

Osheaga 2017: oh my Lorde – ФЕСТИВАЛЬ Гром и молнии, London Grammar и Лиам Галлахер, метаморфозы Muse и триумф Лорд на главном… »»

R.I.P. – Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ Ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены Дмитрий Севастьянов. »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

Ненавижу ненависть – ИЗ ЖИЗНИ Spotify удаляет из своей базы расистские группы »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

Целлулоид: "Оставленные" – ФИЛЬМ Апокалипсис вчера, Крис Корнелл и Том Йорк - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и кино в… »»

19:00 – Ресторан Shore House –  ШУРА ШУРА »»

20:00 – Клуб Volta – ЛЕСОПОВАЛ ЛЕСОПОВАЛ »»

Хроника18/08

1949 – Ralph Flanagan Orchestra записывают одну из первых пластинок на воске. Это сингл «You’re Breaking My Heart»  »»

1958 – Пластинка "Короля мамбо" Переса Прадо получила одну из первых "золотых" наград ассоциации RIAA - cингл "Patricia" был продан тиражом более миллиона копий  »»

1969 – Мик Джаггер был случайно ранен выстрелом в руку во время съемок фильма «Нед Келли» в Австралии  »»

1971 – Магистр электроники Ричард Дэвид Джеймс aka Aphex Twin родился в Ирландском городе Лимерик. Афекс - известный композитор, dj и продюсер, чей конек - техно, эмбиент, эсид, драм-энд-бэйс, Intelligent Dance Music. Ни одного лимерика он так и не написал  »»

1997 – The Rolling Stones начали мировое турне "Bridges to Babylon" с пресс-конференции под Бруклинским мостом. К месту проведения конференции Мик Джаггер, Чарли Уоттс, Ронни Вуд и Кит Ричардс прибыли из Манхэттена в вишнево-красном кадиллаке 1955 года выпуска с полицейским эскортом  »»

Curtis JONES

Григорий Максимович ПЛОТНИЧЕНКО

Lee JACKSON (1921)

Oscar BRASHEAR (1944)

Sarah DASH (1945)

Владимир МИГУЛЯ (1945)

Наталия ВЕТЛИЦКАЯ (1964)

Johnny OSBORN (1972)

MIKA (1983)

Frances Bean COBAIN (1992)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить