ФЕСТИВАЛЬ  Open'er 2017: Самая большая открывашка

На польском фестивальном гиганте Звуки промокли под дождём и видели Radiohead, The Weeknd и Lorde.

Главный музыкальный фестиваль Польши, Open'er уже много лет считается одним из самых выгодных хэппенингов для жителей Беларуси, Украины и европейской части России по соотношению цена/качество. Список артистов здесь не уступает 90% коллег по европейскому фестивальному фронту. Для Калининградской области и вовсе фестиваль можно считать "своим" - путь до Гданьска из эксклава Российской Федерации на автобусе составляет 4-5 часов, многие до "Нашествия" из Москвы едут дольше. Цены на фестивпле гуманные, а организация - на мировом уровне, несмотря на сложное территориальное расположение фестивальной площадки. Да, в бесплатном автобусе до Косаково тесно, в очередях на них можно стоять весьма долго, а двухполосное движение приводит к неизбежным диким пробкам. Но всё, что в их силах, организаторы делают, включая запуск ночных электричек для живущих в городе (ну и негативный опыт тоже учитывают: например, замечено полное избавление от прошлогодней напасти с системой оплаты, подпортившей бытовые ощущения от фестиваля). Из того, что ещё не радовало: перманентная дождевая морось, хотя за последние 10 лет, по сведениям очевидцев, Open'er обошёлся без дождя лишь единожды. Традиционная для многих фестивалей жара - роскошь и редкость для балтийского побережья, и кому-то, наверняка, это более по душе. Ну и, если уж на то пошло, реально сильного дождя во время основных сетов не случалось, неприятность эту пережить было можно.

Несмотря на то, что крупных сцен, по сути, на фестивале всего две, даже здесь сложно успеть посмотреть всё. Со временем о себе даёт знать и накапливающаяся за дни усталость или же внезапное желание поесть-попить-заняться чем-то ещё. В конце концов, ты можешь внезапно встать в очередную пробку в дороге до поля и тупо не успеть к началу группы, с которой хотел начать день. Так со мной и случилось (и, забегая вперёд, увы, не единожды) в случае ретро-рок дуэта Royal Blood - наблюдал набирающих популярность британцев где-то с середины, ну и внимание моё зафиксировать на них мне так и не удалось. Гремят они бодро, и вполне себе уместно, но и усеченным инструментарием сейчас особо уже не удивишь, а в остальном ничего нового уроженцы Брайтона по сути и не сообщают. Марш-бросок в крытый тент, и мы смотрим Майкла Кивануку (Michael Kiwanuka) в прошлом году выпустившего отличную пластинку. Стартует Майкл с места в карьер - с душещипательного хита "Cold Little Heart". От пронзительного тембра артиста сердца тают, а дамы млеют, аккомпанирующая группа на отличном звуке даёт чистейшие семидесятые (особенно отличается соло-гитарист с пышной шевелюрой), а визуальное оформление шоу сделано по принципу "просто, но со вкусом". Бодрых композиций у британца не так много, поэтому к середине сета, на фолковых переборах "Home Again", публика постепенно перетекает на другого сладкоголосого уроженца Лондона Джеймса Блейка (James Blake). И оставляет себя без эпичного финала из "Father's Child" и "Love & Hate". Многообещающий старт.

Блейк, на самом деле, тоже сыграл на уровне. Правда, из-за Майкла пришлось пропустить вокализ артиста из совместки с Бейонсе (Beyonce), кавер на Дона Маклина (Don McLean) и лакомую "Limit To Your Love". Но артист сумел максимально разнообразить собственную невеселую и, по фестивальным меркам, неповоротливую программу, попутно устроив уже традиционный рейв на связке "Klavierwerke" и "Voyeur", ну и разбавив всеобщее напряжение перед вот-вот наступавшим концертом Radiohead. Неприятную миссию играть с главным именем фестиваля практически параллельно на другой сцене досталась Соланж Ноулз (Solange), сестре всё той же Бейонсе, которая, однако, на сестру совсем не похожа. И происходившее на сцене было достойно того, чтобы забыть о любых иных хэдлайнерах. Это отлично выглядело (красивый свет, все артисты в красном, вместе с Соланж и музыкантами на сцене были танцоры, и все вместе будто были будто бы единым организмом) и прекрасно звучало, ретрошик как он есть во всём великолепии. Но, блин, через 20 минут будут Radiohead, а я не в последнюю очередь ради них и приехал. Это фестиваль, увы, здесь такие случаи в порядке вещей, приходится делать очевидный выбор.

Конечно же, это выступление было главным концертом дня (а для многих фестиваль им и ограничился). А по факту сет Тома Йорка сотоварищи на фоне прямо-таки режиссерского, выстроенного по законам драматургии феерического концерта в Берлине в сентябре прошлого года, зацепил, конечно, но не так сильно, как того хотелось и ожидалось. В сравнении с прошлым годом совсем иным стала визуальная часть шоу - вертикальные блочные экранно-световые конструкции были заменены на огромный экран-эллипс, редко показывавший лица музыкантов, зато часто показывавший абстрактный видеоряд. Опять же, к радости успевших сходить на группу годом ранее, "Головы" сходу играют песни, редко вспоминавшиеся в 2016-м: "All I Need", "Lucky", "Pyramid Song". Маэстро Том оказался неожиданно разговорчив, хотя, кажется, и немного не в голосе. Но несколько раз, конечно, по коже пробегала толпа мурашек - как минимум на связке гипнотически звучащей живьём "Bloom" и одной из лучших новинок "Identkit". Было отличное шоу, но вот практика показывает, что у музыкальных небожителей, к которым несомненно можно причислить квинтет, бывают концерты лучше, а бывают и хуже. Что же, на сей раз, кажется, был именно последний случай (и многие из находившихся в зале разделяют эту точку зрения, не совпадающую с восторгами побывавших на других концертах тура). Пока люди пытались прийти в себя и собрать эмоции, на второй сцене трэп-безумию предавались Rae Sremmund, но первый день уже успел забрать все силы и эмоции.

К слову, все прогнозы настойчиво обещали обильный дождь, он так и не начался, но на второй день перспектива превратить фестиваль в массовый заплыв в грязи казалась уже более реальной. Под пунцовыми облаками открыла программу главной сцены Charlie XCX, которая, очевидно, на погоду плевать хотела. Под бодрые ритмы свежей вещи "Roll With Me", Шарлотта Эитчисон начала свою персональную поп-дискотеку с розовыми конфетти и фейерверками, а также ряжеными по моде девочками-музыкантами, лупившими по драм-машинам на заднем фоне. Вторым же номером, совместной с Icona Pop "I Love It", активно трясущая всеми конечностями и не только артистка разбудила всех, кто до этого момента ещё спал, и живо устроила массовые пляски, более-менее продержав публику в тонусе до конца выступления, что ввиду холода и минимальных осадков задало фестивалю верный тон. Тут стоит посыпать голову пеплом и признаться, что фестивальный день был проведен несколько бестолково - ни M.I.A., ни Trentemoller, по всем сведениям очевидцев порвавших Tent Stage я так и не увидел.

Зато оценил дуплет из выступлений The Kills и Foo Fighters. Первые, несмотря на вялый материал последнего альбома, выступают по-прежнему мощно. Элисон Моссхарт - настоящая рок-н-ролльная дива, отдающая всю себя сцене. Начиная с хита "Doing It To The Death" дуэт пошёл по архивным хайлайтам, заведя толпу на максимум, по сути отлично разогрев зал перед перед хэдлайнерами. И Foos не подкачали - это один из масштабнейших, пожалуй, примеров чистого рок-н-ролльного тока, который по-молодецки искрит на площадках любого калибра. Залихватски начав с мощного гитарного запила, Грол аки нашкодивший непослушный ребенок, с огоньком в глазах выбежал на сцену и сходу зарядил "All My Life". Его энергией, конечно, города бы питать, а вы ещё учтите, что FF неделю до и неделю после играли по 2-часовому концерту ежедневно, и поймёте, какой это масштабной закалки люди. Реально нон-стопом будто гвозди группа заколачивает в публику свои хиты разных эпох, от "Learn To Fly" до "The Pretender", успевает сыграть кавер-джем с представлением каждого участника, неугомонный Дейв пробегается с гитарой наперевес сквозь фан-зону, выводит на сцену обратно Моссхарт чтобы сыграть новинку "La Dee Da" (бестолковую, правда, ну и ладно), в общем, делает всё, чтобы эти два часа безо всяких визуальных фишек и прочих усложнений пролетели незаметно. И у Foo Fighters это получается блестяще, чему наградой стройный хор на финальных "Best Of You" и "Everlong".

На третий день дождь таки отвоевал своё - с утра пораньше Труймясто заливало водой, а припасенные дождевики и резиновые сапоги пригодились. Днем мной был поставлен ещё один антирекорд дороги до фестиваля (подробностей не спрашивайте, и грустно, и смешно), и, вместо лицезрения с самого начала, на Prophets Of Rage захожу я под смолкающие звуки "Guerilla Radio". Пока у масштабной супергруппы из участников Public Enemy, Cypress Hill и Rage Against The Machine в активе только один новый сингл (тут же, к слову, и прозвучавший), но несмотря на скорый дебютник этого масштабного формирования, томить публику новыми песнями группа не спешила. А устроила предсказуемую прогулку по мемориалу прежних успехов всех сценических фигурантов. Основа, конечно, резвые боевики "Рычагов", чуть теряющие в патетической энергетике без Зака Де Ля Роча, но всё ещё звучащие дерзко и яростно даже несмотря на прошедшие пару десятилетий. По паре вещей "Сайпрессов" и "Пабликов", завсегдатаев ширпотребно напечатанных футболок конца 90-х. Ну и дикий мэшап из всех олдскульных хип-хоп хитов разом, длительный сольный выход Чака Ди, Би-Риала и ди-джея Лорда. Особенно стоит выделить сыгранную инструментально "Like A Stone" памяти Криса Корнелла (Chris Cornell) - получилось искренне и трогательно. Но в целом пока POR выглядят как странный и с трудом воспринимаемый микс из именитых чуваков, желающих вернуться на большие концертные площадки. Будут ли они столь же востребованы после выхода пластинки, или так и останутся ностальгирующей по рэп-кору альтер-"дискотекой 90х" - большой вопрос.

В тенте тем временем играет большая польская инди-поп звезда Brodka. Бродка побрита налысо, носит причудливые костюмы и поёт по-английски нервный инди-рок. Звучит и выглядит это неплохо, шероховатый и колкий материал напоминает о рок-образе St.Vincent, но, увы, не в пользу польской звезды. Да и уже подходит время двигать на главного хэдлайнера вечера - Эйбела Тесфайе, он же The Weekend, он же самый удивительный пример перехода из андерграунда в высший пантеон мировой поп-музыки последних лет. Не зря он, в общем-то, долго запрягал, устроив мировой тур только сейчас - в визуальном представлении все детали отчеканены, всё блестит и летает. Центральная часть визуального шоу - огромный треугольник, светящийся на все лады, меняющий позиции и извергающий пиротехнические залпы, пока Тесфайе бегает по сцене взад-вперед, попутно выпевая все свои томные и непростые вокализы (иногда, правда, немного не дотягивает, но не даёт петуха, а молчит, так что можно простить). Аккомпанируют ему три музыканта, но почти вся электроника идёт с плейбэка, оттого у многих возникло ощущение, что концерт целиком "фанерный". Но нет, особенно живой бэнд было хорошо слышно на единственной жемчужине из прошлой творческой "жизни" Тесфайе "Wicked Games", прозвучавшей жирно и мощно. За час практически нон-стопом The Weeknd собирает два десятка хитов и собственных гостевых куплетов, а под связку "I Can't Feel My Face" и "I See It Coming", в небо взлетает традиционный для фестиваля мощный салют.

Эйбел порадовал, а вот квартет прекрасный нимф Warpaint буквально разнёс в щепки. Как принято в таких случаях говорить "во-первых, это красиво": четыре прекрасных девушки играют нелинейный, сбивчивый и непростой инди-рок, некоторое отсутствие мелодичности в записи в котором живьём компенсируется абсолютно сконцентрированным напором и сыгранностью. Как тут перед дамами устоять, ещё и наигравших вместо фестивального часа аж полноценный концерт на полтора, за которые успели ввести слушателей в медитативно-гипнотическое ошеломлённое состояние. Самые крутые моменты: "Bees", "So Good", "Love Is To Die" сыграли просто на разрыв, а "New Song" выглядела в общем ряду слегка инородно, но всех раскачала. В общем, лучший сет дня и, пожалуй, всего фестиваля в целом. Схожим с Warpaint образом на зрителей, говорят, влияло и выступление Moderat, однако после столь обильной порции девичьих чар перестроиться на массовую индитронику немцев так и не получилось. Зато в полной мере удалось воспринять сет дуэта Kiasmos. Исландцы подхватили в Тенте знамя умного танцевального рубилова у коллег по цеху с главной сцены, и устроили час отменных плясок под мелодичное минимал-техно с крутым светом (не таким масштабным, конечно, как у Moderat, но тоже весьма подходящим). Оставив самых сильных и крепких телом и духом, я отправляюсь отдыхать перед последним фестивальным днем.

На последний фестивальный день дождь продолжил вялое, но стабильное наступление - под ногами зачастую уже месиво, но и людей на фестивале поубавилось, и ощущение приближающегося конца праздника тоже имеет место. Из необязательных сетов дня: игравший много нового материала Джордж Эзра (George Ezra), просто казавшийся не совсем к месту со своим воодушевленным фолк-поп-роком (но без хора на "Blame It On Me", конечно, не обошлось), местная хип-хоп звезда Taco Hemingway, похожая на чувака из Время и Стекло, с абсолютно худшим сетом всех четырех дней - монотонная читка под безынтересные минуса и примерно ноль харизмы, а также неожиданно вялая британка Dua Lipa (или же это на меня так сильно подействовало разочарование от дебютной пластинки певицы).

Но, само собой, у этого дня были и отличные моменты. Таковым, например, стал сет The xx, уже успевших дать добрых полста концертов в туре в поддержку своего последнего релиза "I See You". Имел удовольствие наблюдать за ними в самом начале их концертного возвращения и есть, с чем сравнить: на фестивальных площадках группа лишилась своего основного визуального оружия в виде мастерской и сложной световой установки, зато приобрела огромную многочастную зеркальную конструкцию, которая эпично вращалась вокруг своей оси. Сетлист тоже претерпел изменения - вспоминать сольник Джейми группа почти перестала, ещё раз переделали "Shelter", и внезапно исполнили любимую "A Violent Noise", которую в туре исполняют достаточно редко. В целом же, как и в Вильнюсе прошлой зимой, трио живьём нашло подходящий своей специфике и статусу способ играть масштабные шоу, сохраняя душевность, и, несмотря на размеры поля и тысячи людей, интимную доверительность, как в зале на пару тысяч человек, или же в твоих наушниках. Отдельное спасибо за камеру у рук Джейми, постоянно показывавшую, что же он там у себя творит (а творит много чего интересного).

Последний концерт на главной сцене - вернувшаяся после трех лет молчания новозеландка Lorde, выпустившая вызвавший эффект рванувшей бомбы дебютный диск "Pure Heroine" в 17 лет (думаю, у нас бы в стране от суперуспешного диска 17-летней девочки с таким названием тоже бы у многих бомбануло). Первое впечатление и от альбома "Melodrama", и от живого выступления - девочка созрела. И темы взрослее, и наряды откровеннее, а живые концерты напоминают диалог по душам, даром что певица посреди выступления садится на краешек сцены и с глазами на мокром месте говорит "Ребята, да я такой же лузер, как и вы!". И Лорд на авансцене одна, и пляшет, и скачет, и воет, и плачет, и всё-всё-всё, музыканты здесь ещё более незаметны, чем у Уикнда, а визуального шоу как такового и вовсе практически нет. Кажется, со временем из неё может вырасти первостатейная концертная дива и примадонна, но пока Элла Мария, будучи в центре всеобщего внимания, ещё не в силах до конца совладать со всем тем, что из неё лезет. Но, при должной закалке и развитии, всё может стать достаточно многообещающим. Завершил же на высокой ноте четырехдневный марафон Nicolas Jaar, на выступление которого в тенте набились все, кто остался к тому времени ещё в силах чему-то внимать и вообще двигаться. Растянув на добрые 20 минут стартовую "Flight", во время которой музыкант долго препарировал модульный синтезатор, что в деталях демонстрировалось на экранах, долгожданно вступившая прямая бочка будто бы открыла четвертое, пятое, или какое там уже дыхание у зрителей. Все дружно отправились в пляс до конца сета, состоявшего из вещей с последнего диска "Sirens".

Увы, и автора сих строк такой долгий трип уже подкосил, поэтому досмотреть эту танцевальную феерию сил не осталось, и, замесив остатки грязи, я присоединился к тысячам людей, покидавшим поле бывшего аэропорта Косаково. Чтобы, конечно, через год, или позже, но обязательно вернуться сюда вновь.

12.07.2017, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)