MONTREUX JAZZ FESTIVAL  Монтре-51. Дни 8-9

Житие Брайанов - и почему ностальгия и хайп больше не двигатель торговли. Новый репортаж из Монтре!

Продолжаем репортаж с Montreux Jazz Festival, где следом за тремя Джонсами вниманием публики завладели два Брайана - англичанин и американец, арт-рокер и серф-рокер. Подбор хедлайнеров в этом году, честно говоря, удивляет: ничего общего, кроме имени, у двух легенд не наблюдается. Хотя похожие элементы в шоу есть, да и возраст, знаете ли...

Новость о том, что в Монтре выступает Брайан Ферри (Brian Ferry), была многообещающей: у лидера арт-формации Roxy Music в сольном багаже есть чудесный альбом джазовых каверов "As Time Goes By", исполненный с любовью и знанием фактуры,- так что можно было ожидать включения некоторых композиций оттуда в его сет-лист. Однако полуторачасовой концерт на главной площадке MJF обошелся без единого джазового стандарта!
Иногда клише способны сыграть с вами дурную шутку.

Брайан Ферри, чье турне в большей степени эксплуатирует его ранний репертуар, нежели сравнительно свежий альбом “Avonmore,” стартовал с The Main Thing - знаменитого хита Roxy Music с альбома 1982’ года “Avalon", которым он часто открывает концерты в последнее время. У него свои "стандарты": "Slave to Love", которую предваряет роскошное соло на тенор-саксе, исполненные сексуальной Джорией Чалмерс (Jorja Chalmers), ретро-хиты "Ladytron" и "Out of the Blue", вальсирующая "Zamba", кавер на Боба Дилана, The Velvet Underground и Нила Янга ("Simple Twist of Fate", "What Goes On" и "Like a Hurricane") - и вновь много-много хитов Roxy Music. Но, прошу заметить, со свежими аранжировками.

71-летний Ферри безупречно элегантен и довольно бодр; несмотря на то, что большую часть концерта он провел за клавишами, он с удовольствием общается с залом и часто выходит на авансцену потанцевать. Да, он хитрюга: искусно маскирует усталость и нехватку дыхания, дублируя вокальные партии бэк-вокалом симпатичного вертлявого юноши. Саксофон и бэки придают шоу динамики, которой маловато в голосе, а гитарное соло Криса Спреддинга (Chris Spedding) обеспечивает фронтмену несколько минут передышки в “Like a Hurricane,” но в целом Брайан держит удар и на пенсию не собирается.

Куда хуже обстоят дела у второго Брайана - Уилсона (Brian Wilson), который привез в Монтре свой юбилейный сет "Pet Sounds" - одного из первых в мире психоделических альбомов, определивших целое направление в роке.
Сей почтенный старец тоже расположился на сцене за белой клавиатурой, однако выползать из-за нее даже не пытается. Весь свой состав 75-летний Уилсон сдублировал молодыми музыкантами, обеспечив ему устойчивость к сбоям; но в итоге больше всего он похож на полуживого секретаря ЦК на трибуне Мавзолея в окружении пионеров. К примеру, основные партии вокала исполняет гитарист Мэтт Жардин (Matt Jardine), страхующий гитариста и вокалиста Ала Жардина (Al Jardine), участника оригинального состава The Beach Boys. Да, мы любим солнечные хиты Beach Boys - но нас охватывает раздражение, когда их поет кто угодно, кроме Брайана, и вот нам уже совсем не в радость и "California Girls", и "Sloop John B."

10 июля главную сцену занимают поп-рокеры: возрожденные The Kills, где Элисон Мосхарт с непрокрашенными корнями и ужасными дергаными жестами, и Kasabian - все в белом. И, как обычно, с разгромным счетом побеждает живая и полная сил Элисон: она влетает на сцену под жесткий бит "Heart of a Dog", тут же, не переводя дух, урезает "U.R.A. Fever" и "Kissy Kissy" - и чешет дальше, не сбавляя темпа и оставаясь все той же любимой фурией. Хиты группы - злобные и левацкие "Doing It to Death", "Monkey 23", "Siberian Nights" и финальная "No Wow" - сводят зал с ума.

Kasabian выводят под софиты Тома Мигана ( Tom Meighan) в белом пальто со смешными разными пуговицами. Он тоже пытается быть крутым - но это примерно как если бы плюшевый мишка вдруг показал зубы. Стартовав с "The King" и "Bumblebeee", группа довольно быстро уходит в проверенные боевики: "Shoot the Runner", "You're in Love With a Psycho"... И, хотя Том всячески старается понравиться, обращает в зал микрофон еа словах "I've got the power", идет в народ пожимать руки и даже посвящает песню The Kills - наших сердец ему не растопить. Мы умеем отличать настоящий драйв от подделки.

11.07.2017, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)