MONTREUX JAZZ FESTIVAL  Монтре-51. Дни 6-7

3 Джонса, 3 нарушителя спокойствия и 4 суперзвезды: иногда главные концерты проходят на самых маленьких площадка

Есть три разных способа слушать музыку на крупных фестивалях:

1. Слиться с народом: ходить только на главную площадку и слушать там хедлайнеров, даже если они тебе не интересны и не нравятся. И тогда твоим спутником станут легендарный крунер с севшим напрочь голосом Том Джонс (Tom Jones), расписанная футуристическим боди-артом и увешанная артефактами пожилая диско-амазонка Грейс Джонс (Grace Jones) и до кучи - почтенный гуру Куинси Джонс (Quincy Jones). Если Джонсов окажется недостаточно, можно добавить соул-певца Джона Ньюмана (John Newman), чтобы тот сладко разворачивал перед тобой r'n'b и соул-баллады, приправленные радиокричалками Love Me Again и Cheating - очень ретро, очень в стилистике Motown, словно карамель "подушечка" в липкой бумажке.

2. Ходить на самые громкие площадки и слушать только артистов, которые способны за пять минут убить твои барабанные перепонки и глаза басами и стробоскопами. И тогда твой удел - безбашенный гуляка Пит Доэрти (Pete Doherty), залитые софитами LP, 1975, облаченные в белое Roosevelt и убийственные Ame.

3. Найти самый камерный зал, откопать в нем самые редкие имена и два вечера подряд зависать в нем заполночь, не в силах оторваться.

Вы уже поняли, какой выбор сделали мы?

Первая важная новость: российский пианист Андрей Марухин занял третье место в Parmigiani Montreux Jazz Piano Solo Competition, уступив призовые места американцам - Фрею Аддисону (Frei Addison) и Билли Тесту (Billy Test). Андрей примет участие в осенней сессии Montreux Jazz Academy и получает шанс стать одним из хедлайнеров будущих фестивалей. Поздравляем!

7 июля наше внимание привлек камерный сет одного из наиболее влиятельных джазовых гитаристов нашего времени - Курта Розенвинкля (Kurt Rosenwinkel), у которого неожиданно случился заплыв в world music. В небольшом зале Jazz Club Курт презентовал свою новую программу "Caipi" - сборник авторских композиций, вдохновленных музыкой Бразилии. На сцене он собрал молодой и пестрый состав, пригласив в него, в числе прочих, своего студента из Montreux Jazz Academy - Педро Мартенса (Pedro Martins). В этом проекте интересно то, что Курт продемонстрировал свое мастерство стилиста и интерпретатора, написав все песни и исполнив их самостоятельно - можно только вообразить, каким был бы результат, если бы в качестве материала музыкант взял русские песни! Может, он и не самый динамичный вокалист, но как культурологический проект его программа, бесспорно, заслуживает уважения. А на сцене появилась стилизованная бразильская банда с нежными любовными песнями, спетыми фальцетом с довольно простой хоровой поддержкой в сопровождении двух лидирующих гитар и ритм-секции. Для какой-нибудь сцены WOMAD это - рядовое событие, а для джаза - открытие.

Куда более насыщенным выдался 8 июля. Начался день с Guitar Solo Competition, который, к нашему полному удивлению, выиграл швед Каспер Агнас (Kasper Agnas), довольно старательный юноша без особого драйва. Второе место жюри решило не присуждать, а третье разделили австралиец Феликс Лаленн (Felix Lalanne) и кореец Сангджун Анн (Sangjun Ann). При этом я даю голову на отсечение, что каждого из них было слушать на порядок интереснее. Но, видимо, профессионалы разглядели в молодом шведе того, чего не увидели мы.

А вот и иллюстрация того, какие перспективы открываются перед победителями конкурсов Монтре: кубинский пианист Эстебан Кастро (Esteban Castro) выиграл конкурс, когда ему было 13 лет. Сейчас это - 15-летний, а уверенный в себе джазмен с великолепным артистическим репертуаром и очень характерной исполнительской манерой, и ему отведено целое отделение в престижном камерном зале Jazz Club. Я с удовольствием покажу вам фрагмент прошлогоднего выступления Эстебана, чтобы вы смогли оценить его легкую, невесомую и артистичную манеру игры.

Свой нынешний концерт в Монтре молодой Кастро начал с кавер-версии хита Майкла Джексона (Michael Jackson), отдав таким образом дань уважения и артисту, и его продюсеру - Куинси Джонсу. Вся дальнейшая программа пианиста была построена на вещах Телониуса Монка (Thelonius Monk) - "Epistrophy", "Midnight" и "Blue Monk" - и собственных, по-настоящему интересных композиций: лиричное "Swan Song", слегка бравурной "Parade" и других. Кастро пользуется поддержкой фестиваля, но возвращает сторицей, стремительно развивая в себе талант композитора и аранжировщика. У него большое будущее - и оно складывается прямо на наших глазах.

"Я впервые играл в Монтре 26 лет назад - да, я настолько старый", - шутит Вольфганг Матшпиль (Wolfgang Muthspiel), руководитель квинтета имени себя. - "при этом два музыканта играют со мной с тех самых пор: это Джефф Боллард (Jeff Ballard, ударные) и Ларри Гренадир (Larry Grenadier, бас). Состав действительно звучит как абсолютный монолит - нежность и велеречивость некоторых вещей с их последнего альбома "Rising Grace" не должна вас обманывать: они плотные, структурно жесткие, - даже барочная вещь с лютневым строем или трогательная колыбельная "Father and Sun". Долгая совместная работа с Брэдом Мелдоу (Brad Mehldau) дала о себе знать: в программе есть его композиция, подаренная Вольфгангу, и называется она "Wolfgang's Waltz", но многие вещи носят на себе отпечаток неспешных размышлений Брэда, а сыгранная на гитаре с нейлоновыми струнами "Intensive care" в сопровождении фортепиано и мягкой трубы очень напоминает ранние работы Мелдоу. И отдельный приятный оммаж - веселая и драйвовая композиция "Super Rony" - посвящение Ронни Матки, звукорежиссеру группы.

Но вот, наконец, концерт дня: Fourplay, отметившая 25-летие супергруппа, недавно выпустила мегауспешный релиз "Silver". Группа, в которой нет фронтмена и все участники - равновеликие величины; при этом Кирк Уолум (Kirk Whalum), играющий на духовых, анонсирует номера, а барабанщик и перкуссионист Харви Мейсон (Harvey Mason) не только удерживает на своих плечах всю ритмическую конструкцию, но и отвечает за шутки.

Басист Натан Ист (Nathan East ) общается с народом при помощи скэта и с удовольствием вступает в пикировки с клавишником Бобом Джеймсом (Bob James) - Боб наигрывает на фортепиано фразу, а Натан ее воспроизводит голосом либо свистом. Мелодии все усложняются, оба участника поединка сияют.

"Для меня Монтре - это магия", - говорит Кирк, представляя коллег.- "Мы многому здесь научились: в частности, Натан существенно развил местную школу художественного свиста".

Существенная часть концертов Fourplay - лицедейство. Это трюки, музыкальная эквилибристика, яркие и смешные эпизоды - чего стоит момент, когда в середине композиции все участники внезапно берут паузу и картинно застывают в разных позах!..
Группа буквально купается в собственном звуке и откровенно наслаждается игрой и друг другом. "У нас 25-летняя годовщина свадьбы и мы решили наконец заняться сексом", - шутит Натан.- "В последние годы мы много играли с гитаристами Ларри Карлтоном (Larry Carlton) и Чаком Лоебом (Chuck Loeb), и на нашем последнем альбоме они объединили свои усилия и придумали композицию "Silver Runner" - А теперь нам предстоит распределить между собой их партии ".

Концерт, состоящий из музыкальных игр, шарад и подколок, длится уже два часа. Группа нисколько не утомилась. Публика на взводе. Сет завершается в час ночи, но уже через полчаса Fourplay выходят на сцену вновь, чтобы до рассвета джемовать с молодыми коллегами. И это - то, что мы называем джазом!

09.07.2017, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)