ИЗ ЖИЗНИ  Без ног, без головы

За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой постановки в Большом театре?

8 июля в Большом театре разгорелся громкий скандал: за 3 дня до мировой премьеры был отменен флагманский балет "Нуреев" в постановке режиссера Кирилла Серебренникова. На сайте театра с утра появилось сообщение:
"Внимание зрителей! Вместо объявленной ранее премьеры спектакля "Нуреев" 11, 12, 13 и 14 июля на Исторической сцене большого театра будет показан балет "Дон Кихот".
Сообщение об отмене не сопровождалось никакой информацией. Ранее, 7 июля, на сайт были выложены списки трупп, а в театре состоялся генеральный прогон. Зрители начали выражать возмущение в соцсетях и требовать объяснений.

К концу дня появились сведения, что директор Большого театра Владимир Урин собрал артистов, занятых в спектакле, и сообщил коллективу, что спектакль не готов и постановка переносится на следующий театральный сезон. "Мы понимаем, что на сегодняшний день в том виде, в каком находится спектакль, показывать его на сцене Большого театра нельзя", - сказал он.
Директор Большого явно предполагал, что это обращение не будет опубликовано и намеревался собрать пресс-конференцию по поводу отмены спектакля в понедельник, 10 июля. Но содержание разговора слили в соцсети.

До этого в СМИ прошла информация, что премьера балета перенесена в планах постановок на 2 сезона вперед, а спектакль будет перенесен с исторической сцены на новую. Однако подтверждения этой информации ни со стороны театра, ни со стороны артистов не поступало, - к тому же, весь сезон 2018-2019 уже объявлен, "Нуреева" там нет.


"Нуреев" - балет-байопик в смешанной технике, рассказ о великом танцовщике и его главных творческих озарениях. Над его постановкой работала та же команда, которая ставила в ГАБТе прогремевшего в июле 2015 года "Героя нашего времени" - хореограф-постановщик Юрий Посохов, режиссер и сценограф Кирилл Серебренников, композитор Илья Демуцкий. Решение директора стало для них и для артистов труппы полной неожиданностью. Режиссер, не так давно столкнувшийся с преследованием властей и находящийся под следствием по "делу Гоголь-центра", охарактеризовал происшедшее двумя словами.



Композитор "Нуреева" Илья Демуцкий обратился к зрителям и друзьям, отметив, что спектакль, скорее всего, не увидит свет:
- Я не комментирую отмену/перенос балета "Нуреев". Вам все расскажут официально на днях. Я люблю всех причастных к этому потрясающей красоты полотну - артистов балета, которым надо ставить памятник, артистов оркестра, которые влюбили меня в мою же музыку. Любовь. Это то чувство, которое я испытываю к тем ~600 человек, что готовили и готовят балет, которого не будет.


Владислав Лантратов, исполнитель роли Нуреева, опроверг мнение о "неготовности" балета к премьерному показу, разместив видео с предпремьерного прогона спектакля. На видео отчетливо видно, что труппа устроила Кириллу Серебренникову овацию на сцене.


Большинство комментаторов расценивают решение об отмене спектакля как политическое: ведь никто не способен поверить, что директор главного театра страны впервые увидел главную постановку года, обещавшую стать мировой сенсацией, всего за три дня до премьеры. Большой театр сознательно пошел на скандал, не считаясь с затратами: декорации, стоимость постановки и рекламы, проданные билеты - все это будет потеряно. При этом нельзя считать, что дирекция Большого недостаточно информирована, напоминают эксперты: балет готовился год и был поставлен при поддержке председателя правления банка ВТБ Костина, о чем отдельной строкой было написано на афише на сайте театра.

"Урин - профи и принять такое решение он мог только тогда, когда ему не оставили шансов. Сам Урин в программе "Агора" в эфире на "Культуре" по ситуации вокруг "Гоголь-Центра" и "Седьмой студии" Кирилла защищал и поддерживал... ...И маркировка 18+ стояла всюду на афишах с самого начала. Кто-то, конечно, донес и кто-то, видимо, Урину позвонил и речь, конечно, ни о каком ни о Мединском. Это не его уровень. Слишком дорогая цена вопроса, в том числе и буквальная. Театр понесет огромные убытки, возвращая деньги за билеты, не говоря о простое всех декораций и трат на постановку." - говорит одна из зрителей, купившая билеты на премьеру и хорошо знающая "кухню" театра.

"Думаю, что Урин просто испугался. Если бы "Нуреев" вышел в оригинальной постановке, думаю, что вышел бы и Урин", - считает другой зритель.

"Я думаю, что Государственный Дважды Ордена Ленина Большой Театр немного ошибся с выбором балета, который покажут населению вместо премьеры Серебренникова. Надо было Лебединое озеро, и трансляцию по всем каналам. И танки на улицах для усиления художествнного эффекта", - комментирует композитор Антон Батагов .

Журналист Екатерина Гордеева рассказала историю Нуреева, проведя параллели с ситуацией запрета спектакля:
- Рудольф Нуреев родился в поезде, где-то под Иркутстком, так получилось. Танцевать его учила петербургская балерина Анна Удальцова: она работала в уфимском Доме культуры, потому что была сослана в Уфу. Нуреев с трудом поступил в хореографическое в Ленинграде, но блестяще выпустился. И даже был принят в Кировский балет (Теперь Мариинский). В 1961 его за провинность, недостойную советского артиста, в Париже попытались снять с гастролей, он совершил "прыжок в свободу", став первым советским "невозвращенцем". В СССР его за измену родине приговорили к 7 годам. Заочно.
В 1987 пустили в страну на 72 часа, проститься с умирающей мамой. Больше ни с кем общаться не дали. Рудольф Нуреев был одним из первых в мире открытых гомосексуалов, любимым и любящим. Он был одной из первых жертв тогда почти неизвестного ВИЧ. Он был странным, ранимым и сложным человеком и абсолютным гением танца. Блистал в датском Королевском балете, в Королевском балете Англии, Венской опере, руководил балетной труппой парижской Гранд-опера. Нуреев -- гордость и боль моей страны. И несомненный герой моего Отечества.
Я была так счастлива, что его историю с главной сцены России, исторической (!) сцены Большого театра расскажет мой друг и мой любимый режиссёр Кирилл Серебренников, гордость и слава моей страны, культурное достояние моего Отечества.
Это в каком-то смысле восстанавливало бы справедливость, подводило черту. Черту подвели иначе, зарифмовав время самым омерзительным способом. Если я правильно помню, в Большом ещё Шостаковича запрещали. И Фурцева - "Лебединое озеро" Григоровича, ее расстраивал грустный финал. Сегодняшняя отмена и грустная и гнусная. Обнимаю, Кирилл Семёнович. Рудольф Хаметович, придётся подождать. Впрочем, у вас, в отличие от нас, время есть.

08.07.2017, Екатерина КАРИНИНА (ЗВУКИ РУ)