MONTREUX JAZZ FESTIVAL  Монтре-51. Дни 2-5

Live-репорт с 51-го Montreux Jazz Festival: Чилли Гонзалес, Pet Shop Boys, Usher, Trombone Shorty, Трилок Гурту и многие другие

Начинаем традиционную серию репортажей с берегов Женевского озера, где на целых 2 недели поселился джаз! 51-й по счету Montreux Jazz Festival с первых дней зарядил эклектичную и мощную программу, центральным событием которой стал вечер посла джаза в ЮНЕСКО - великолепного Херби Хэнкока (Herbie Hancock). Херби собрал на сцене выпускников Montreux Jazz Academy прошлых лет, и этот сет, по традиции, стартовал с evergreens и посвящений ушедшим коллегам - великие джазмены уходят, но нам посчастливилсь слышать их игру в Монтре, а сейчас их музыку исполняют молодые, и в этом тоже есть огромный кайф.

А сразу после Хэнкока на сцену вышел в халате и тапках канадский мастер живого сэмплирования Чилли Гонзалес (Chilly Gonzales) - на концерт этого парня стоит идти, где бы он ни состоялся. Все дело в том, что Чилли обладает невероятным свойством смешивать в одном треке академическую музыку, джаз, рэп и электро - и делает это с таким вкусом и юмором, что невозможно не поддаться его обаянию. Конечно, записи не передают атмосферы безбашенных живых сетов, но обязательно послушайте его деконструкцию попсы "Soft Power" или совершенно потрясающую пластинку "The Unspeakable Chilly Gonzales", где рэп сопровождает симфонический оркестр!
На сцене Монтре Чилли выступал с лаконичной поддержкой из трех музыкантов, но и этот, сравнительно небольшой, состав умудрился поставить зал на уши. И для фанатов группы Pulp - именно Гонзалеса Джарвис Кокер (Jarvis Cocker) пригласил к участию в своем "культуроведческом" альбоме "Room 29".

3 июля главную сцену разделили между собой экс-солистка Gossip, и ветераны британской электронной сцены Pet Shop Boys. Бетт Дитто (Beth Ditto), покинув группу, попыталась создать концептуальный альбом, но получилось у нее это из рук вон плохо, так что она продолжает выезжать на патентованных приемах - эпатаж, экстравагантные наряды, визг и шутки ниже плинтуса. Воцарившиеся на сцене сразу после Бет Нил и Крис много знают о важности постоянства: вот уже без малого 40 лет под их музыку публика сходит с ума, заслышав "The Pop Kids" или "In The Night", в то время как на заднике на головы артистов сыплются виртуальные пачки долларов в "Opportunities" и происходят мультяшные галактические битвы в "The Dictator Decides". Есть в мире вечные ценности!

4 июля сцена Stravinsky была отдана на разграбление Usher and The Roots и Trombone Shorty & Orleans Avenue - забойный микс R&B и соул с рэпом и фанком. Представляя Шорти, 80-летний патриарх и друг фестиваля Куинси Джонс (Quincy Jones) вспомнил, как впервые услышал молодого артиста по радио: "Ему тогда было лет 8, а сейчас уже 31 - и все эти годы я слушаю его, своего брата Тромбона".

Тем, кто, как и мы, слушают музыканта с момента его появления на большой сцене, будет интересно, как он изменился за эти годы. Какую дорогу он для себя выбрал. С первой же вещи, "Backatown", становится очевидно: это - дорога популизма. Парень мог стать отличным джазменом, но выбрал для себя путь поп-артиста, и сейчас его тромбон служит, скорее, украшением вечеринки, catchy tune, нежели несущим инструментом. Больше всего получившееся напоминает группу Ленинград с его нарочито разбитными интонациями и грязным брассом - так и ждешь, что сейчас, следом за очередным соло на тромбоне, Тромбон начнет орать: "Ехай нахуй!".

И, наконец, первый джазовый сет, претендующий на звание лучшего, - индийский перкуссионист Трилок Гурту (Trilok Gurtu). Вы уже хорошо знакомы с почтенным гуру по нашим предыдущим репортажам. В Монтре он в последние годы появляется нечасто, хотя здесь его обожают. В этот раз Гурту появился на сцене Jazz Club в сопровождении клавишника, трубача и басиста. Сыграв для разгона несколько собственных композиций и сорвав первые овации за зубодробительное соло, он поблагодарил публику и признался: "Я не играю джаз или инди. Я играю просто музыку - вот почему она так легко находит путь к вашему сердцу". В качестве иллюстрации Трилок отстукивает "правильный" джазовый ритм - публика покатывается со смеха.
В ходе концерта Гурту презентовал несколько недавних композиций. Историю одной из них, посвящения Дону Черри, он предварил коротким рассказом:
- Я нашел кассету 80-х годов, где мы играли с Доном, она была ужасно записана, и я решил записать трибьют ему и Диззи Гиллеспи (Don Cherry ). Эта композиция стала частью "Black Southern" Джека Джонсона (Jack johnson<), так что дальше будет немного Гиллеспи с этническими ориентальными мотивами.

Начинает звучать витиеватая мелодия, которая постепенно переходит в композицию, написанную Гурту в соавторстве с Паоло Фрезу - нечто вроде арабской сутры с французской контоминацией.

Характерный прием Гурту - в процессе игры он пропевает, проговаривает отдельные музыкальные фразы - но делает это как ударник, так что получается у него скэт в сопровождении перкуссий. "Я много экспериментировал с world music", - говорит Трилок.- "И всегда подходил ко всему, что слышал, как к задаче: например, как бы Майлз Дэвис (Miles Davis ) сыграл музыку из Болливуда?"
А вот как это звучит: обволакивающий звук трубы и чуть "плывущий" слэп, фортепиано меняется на Moog, и вдруг мелодия действительно страшно напоминает индийскую мыльную оперу!

При всем при том, Гурту в свои 65 лет обладает чудесной молодостью мышления. Он успешно использует в своей музыке наработки электронных музыкантов. Освоил Битбокс и бэк-сэмплы. И сумел прямо на наших глазах при помощи сэмплера и эха превратить в полноценный оркестр ведерко для льда и палочку от маримбы.

Хотите сделать что-то вместе?, - предлагает он. - Там, наверху, ничего не происходит, но все вопят и пляшут. А тут, наоборот, рождается музыка - и вы сидите тихо. Забудьте себя и играйте с нами. Для этого и нужна музыка - чтобы забыть обо всем!

07.07.2017, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)