ФЕСТИВАЛЬ  Старый новый мир

Звуки рапортуют с Rock Werchter: Imagine Dragons, Arcade Fire, Coely, Slowdive, Royal Blood, White Lies, System Of A Down, Blink-182, Linkin Park, The Kills, Foo Fighters и лучшая группа в мире

Насколько изменилась жизнь на Rock Werchter за последний год, можно было понять уже на подходе к фестивальному кемпингу. Автоматчики с овчарками, металлоискатели и тщательный шмон: ребята на воротах перетряхнули весь рюкзак, залезли во все косметички, кошелёк, даже в коробочку с берушами. То же самое происходило и при входе в зону фестиваля. Там к тому же установили еще и защитные металлические столбики - на случай, если какой-нибудь отмороженный игиловец на грузовике попытается въехать в толпу. А ещё специально обученные люди обыскивали, чуть ли до трусов на предмет запрещённых к проносу предметов. Среди гостей Рокверхтера, как ни в чем не бывало перетекающих броуновским движением от сцены к сцене или интеллигентно выпивающих на травке, можно было заметить сосредоточенных мужчин с военной выправкой. И хоть одеты они были вполне по-фестивальному, в них без труда угадывались сотрудники службы безопасности. Ну и слава богу! Быть эвакуированными, как это произошло с публикой за пару недель до Рокверхтера на немецком Рок-Ам-Ринге, совсем не хотелось. Портило ли это атмосферу? Не очень. Людям, который год обеспечивающим этому мероприятию солд-аут, помешать наслаждаться музыкой не может никто.

Тем более, что лайн-ап, возможно, и уступал прошлогоднему, но был весьма достоин и разнообразен. Очень интересно было наблюдать смену публики у сцены от группы к группе: няшные детки, бородатые хипстеры, умудряющиеся держать фасон даже в фестивальной грязище, меломаны-буржуа предпенсионного возраста...

К сожалению, часть первого музыкального дня была нами пропущена. Мы долго отвоевывали место под солнцем в напоминающем Вавилон кэмпинге Hive для нашей палатки, едва не начав третью мировую с соседями. И поскольку процедура прохода на территорию фестиваля была усложнена мерами безопасности, а толпы страждущих обменять билет на браслет напоминали очередь к святым мощам, насладиться живой музыкой мы смогли лишь к вечеру. Едва застали финал выступления Бетт Дитто (Beth Ditto). Сто килограммов бодипозитива и сто тысяч киловатт природного обаяния. Солистка The Gossip представила на Верхтере свой дебютный сольный альбом "Fake Sugar" на сцене KlubC.

Мы же, решив пожертвовать выступлением волоокой Lorde, продирались к главной сцене, где тоже звучало новьё: американские инди-рокеры Imagine Dragons сыграли кое-что со свежего диска Evolve. Но народ жаждал и хиты, которые получил, включая самый главный - "Radioactive". В середине сета фронтмен Дэн Рейнольдс (Dan Raynolds) неожиданно воскликнул знаменитое Йаааахууууу! - и исполнил с коллегами кавер на блёровскую "Song2". Молодежь на поле одобрительно запрыгала. И как тут было в сердцах не воскликнуть: нет, он вам не Димон! То есть не Деймон, не Албарн!

Есть группы, любовь к которым – признак принадлежности к определенной социально-культурной группе. Узнав, что молодой человек любит Arcade Fire, сразу хочется спросить: в каком барбер-шопе он доводит до совершенства бороду? Чем лучше сводить пятно от смузи со свитшота? Мы же, немодные и непродвинутые, прониклись "Everything Now", "Here Comes the Night Time" и "Signs of Life" только после пары пива. Посвященный Боуи "Suburbs" звучал откровенно невыразительно. Но когда ближе к концу выступления участница коллектива, мультиинструменталистка Реджин Шассан (Régine Chassagne), взяла микрофон и запела "Sprawl II" (Mountains Beyond Mountains), хмель как рукой сняло. Вживую ее голос показался довольно… своеобразным. Будто где-то кошечке прищемили хвост. Захотелось запихнуть в уши разом все имеющиеся в наличие беруши.

Венчал этот день сет рокверхтеровских любимчиков Kings Of Leon. Перед нами стоял вопрос: продираться ли сквозь сет-лист малознакомых песен ради финального хорового исполнения "The Sex Is On Fire" или отправиться в кемпинг пораньше, чтобы не продираться туда сквозь толпу полтора часа спустя. Жажда комфорта победила. Возможно, стареем.
С возрастом ты уже понимаешь, что не стыдно сказать: я - фанат этой группы. Нестыдно прийти к фестивальным гейтам в половине девятого утра, сесть на гравий, подпереть спиной ворота и только через полчаса увидеть компанию таких же больных фанатов, как и ты, у которых на футболках отпринтовано по-английски: "Я приехал сюда из Кореи на концерт Radiohead". Нез азорно просидеть три с лишним часа до открытия фестивальной зоны и затем совершить трехсотметровый спринтерский забег к сцене, с большей мотивацией, чем у Усейна Болта. Ну а самим "Радиоголовам" не зазорно было приехать в полном составе к десяти утра и отчекаться с "Let Down" и "Lotus Flower". Однако до выступления Йорка с ансамблем нужно было пережить еще много часов разной музыки.

Открывала день на main stage главная леди бельгийского рэпа Coely со своими черными братьями. Да, бельгийский рэп - он существует. Как бельгийский молочный шоколад – вкусно и упаковка красивая. Качнули мы душевно, размялись перед долгим ожиданием своих фаворитов. Тем более, что дальше нас ждал беспощадный шугейзинг, местами переходящий в безжалостный дрим-поп.

Slowdive – группа, существовавшая в 1989-1995 годов прошлого столетия и возродившаяся три года назад. Тревога не отпускала вплоть до ухода этих людей со сцены: а у них со звуком всё в порядке? Но очевидно, так оно и задумывалось.

А дальше - больше. Nathaniel Rateliff & The Night Sweats. В свое время Натаниэль был вынужден оставить работу водителя грузовика из-за болезни и неожиданно нашел себя на музыкальном поприще. Первое впечатление: "Ой, таки шо же такой приличный мальчик решил податься в ковбои?" Странное сочетание: кантри, фолк, щепотка блюза. Смешать, но, упаси боже, не взбалтывать.А дальше - больше. Nathaniel Rateliff & The Night Sweats. В свое время Натаниэль был вынужден оставить работу водителя грузовика из-за болезни и неожиданно нашел себя на музыкальном поприще. Первое впечатление: «Ой, таки шо же такой приличный мальчик решил податься в ковбои?» Странное сочетание. Кантри, фолк, щепотка блюза. Смешать, но упаси боже, не взбалтывать.

Ученые бьют тревогу: миллениалы мало занимаются сексом, человеческая популяция в опасности. При прослушивании The White Lies, кажется, стало ясно, почему. Вроде парни нормальные, черный низ – белый верх, музыка как бы заводная, солист улыбчив и местами обаятелен, а не прет. Либидо в каматозе. Рок, как омлет - без яиц не сделаешь. Но все же надежда есть!
Например, парочка простых и молодых ребят из Брайтона, за неделю до Верхтера порвавшие Гластонбери. Оказывается, чтобы поставить на уши многотысячную разношерстную толпу, достаточно гитары и барабанов. Два года назад Royal Blood удостоились чести выступать на главной сцене Рокверхтера дважды (из-за того, что Дейв Грол сломал ногу и Foo Fighters отменили серию концертов, а организаторы не смогли найти в сжатые сроки адекватную замену). Тогда было видно, что дебютанты очкуют. Майк Керр (Mike Kerr) не очень понимал, как иметь публику на расстоянии и имел разве что гитару (но как!), периодически прикладываясь к бутылке вискаря. Прошло два года, ребятки выросли. Теперь солист, как матерая звезда, знает, где надо изобразить подонка, где построить глазки. В прошлом месяце группа выпустила вторую пластинку "How Did We Get So Dark?" Может, они и "стали темнее", но этот цвет им определенно к лицу.

Наверное, нет ничего печальнее, чем предварять выступление хэдлайнера. Только если ты не Джеймс Блейк (James Blake). Это, как говорят, самое днище тоски. Когда многие в толпе отворачиваются от сцены. Когда изможденные люди в первом ряду повисают на перилах, как безвольные тряпки, а секьюрити, не меньше офигевающие от этого занудства, подкрадываются к ним и орут "Буууууууу!" на ухо… Мы уже становились свидетелями того, как Блейк разогревал Radiohead на прошлогодней Лоллапалузе в Берлине. Возможно, этот бесценный опыт и позволил нам выстоять. Справедливости ради надо сказать, что это неплохая электронная музыка, но для другого времени, другого места.

И вот наконец-то мы дождались. Для моего поколения Radiohead – это не просто одна из главных групп. Это наша религия. "OK Computer" – наша музыкальная библия. Ну, Том... Том – наш бог. И каждый концерт – явление Йорка народу. Два с половиной часа настоящей мистерии. Когда тебе не надо смотреть на сцену, на ставшего с недавних пор улыбаться своей пастве фронтмена, на подглядывающего из-под своей знаменитой челки Джонни. Все, что тебе надо – это отдаться шаманскому ритму и нудящему о чем-то своем голосу, позволить своему телу двигаться так, как ему хочется. Когда между тобой и этими немолодыми, но творчески гиперактивными мужчинами нет никого. А с ними у тебя в этот момент особая биохимическая психическая связь, затрагивающая каждую клетку твоего организма.
Любителям хитов в сет-листе было чем поживиться: "Pyramid Song", "Paranoid Android", "No Surprises" и даже "Karma Police" на последний бис.

Третий день был потяжелее. Было много гитар. Было много тестостерона. Во-первых, выступал супергитарист, превращающий в гитару всё, что ни попадя, дедуля Сизик Стив (Seasick Steve). 76-летний музыкант приехал накануне, чтобы послушать Royal Blood и Radiohead. Местные секюрити, очевидно, закорефанились с ним еще на прошлых Верхтерах и каждый из них норовил приобнять легенду, пока тот наблюдал за происходящим на сцене. В свое же выступление Стив сыграл кое-что из нового альбома "Keepin' the Horse Between Me and the Ground". Ну и, как всегда, вытащил понравившуюся ему девчонку на сцену, усадил рядом и спел ей нечто душераздирающее про любовь. Без традиционной игры на стиральной доске проапгрейденной до гитары, не обошлось.

Герои рубежа столетий - Blink-182. Ни один подростковый журнальчик не обходился без постеров с их лицами. И лица-то, вроде, все те же. Но не совсем… Еще одни кумиры той эпохи – герои Армении System Of A Down. Только оказавшись в толпе на поле, среди взрослых мужчин и женщин – фанатов со стажем – можно забыть и забить на то, кто ты есть и устроить мини-слэм. Все калории от съеденной за три дня джанк-фуд были растрясены и сожжены в дьявольском огне этой вакханалии. Жесткая, мощная, ревущая, зовущая и вдохновляющая на безумства музыка. С небольшим передыхом на "Lonley Day". Серж Танкян (Serge Tankyan), конечно, особа инфернальная: просто вглядитесь в этот мефистофельский профиль, поймайте лукавый блеск этих глаз!

Однако силы нужно было приберечь для финала третьего дня. Харизма у вокалиста должна быть такой, чтобы твое горло само хотело проорать с ним в унисон весь сет-лист, даже если при этом придется выблевать часть легкого. Фронтмен Linkin Park Честер Беннингтон (Chester Bennington) обладает этим свойством. А еще рельефным татуированным телом, которое он явил народу под конец выступления. Выглядит наш герой словно вставший на праведный путь зек, досрочно откинувшийся из зоны по УДО за хорошее поведение... И конечно же девочки. Честер пошел в народ, приметил симпатичную девчонку и, обняв ее, спел целиком песню, не выпуская на волю. Она плакала и сияла. Для него пустяк, для нее - память на всю жизнь. А дальше снова в бой. Bleed It Out.

Четвертый день - он самый быстрый. Оказался и самым непредсказуемым по погоде. Первую его половину публика коротала в питейных заведениях: оказалось, оттуда неплохо видно главную сцену.

Женщины-звезды на рок-сцене большая редкость, они либо быстро взрываются и погибают, либо медленно угасают. Однако есть исключения и Элисон Мосcхард ( Alison Mosshart) - из их числа. Кому-то она кажется круче в содружестве с Джеком Уайтом в рамках The Dead Weather. Но в содружестве с Джейми Хинсом в The Kills она не менее крута. Тем более, что никаких рамок для таких, как она, не существует. При этом чувствуется в ней за всей этой крутизной какая-то подлинная нежность, женственность. Особенно в "Echo Home" с прошлогоднего альбома. Но было бы ошибкой считать, что яркая блондинка с грацией кошки оттеснила на второй план своего коллегу. Джейми смотрится весьма достойно. Хотя по его лицу, конечно, заметно, что он явно не поклонник ЗОЖ. Но ведь легкая генсбуровская одутловатость некоторых мужчин даже красит.

Концептуальные инди-рокеры из Лидса Alt-J, отмечающие в этом году десятилетие, привезли на Верхтер новый альбом "Relaxer". Под такую тяжелую музыку релакснуть не вышло, тем более, что расслабляться в финале было никак нельзя – нас ждал главный хедлайнер Foo Fighters.

Прервавшие из-за сломанной ноги Грола прошлый тур, в этом году "Фуфайки" с лихвой нагоняют упущенное. Наверное, нет мало-мальски значимого музыкального фестиваля, где бы они не хедлайнерствовали. Поэтому может создаться впечатление, что их слишком много. Но это кому как. И положа руку на сердце, да, Foo Fighters крутые всамделишные хэдлайнеры. Шоу мощнецкое, свет, звук, подача. Они действительно big. Иногда кажется, что Грол слишком уж много трындит между песнями, но, возможно, мы просто не его фанаты.

Хочется от всей души поблагодарить Дейва за сет-лист, самые ударные хиты вроде "All My Life", "Pretender" и прочие, которые группа сыграла в первой трети своего шоу. За оставшееся время от выступления мы успели дойти до кемпинга, избежав всеобщего исхода в финале, и прослушать в палатке доносящееся издалека "The Best Of You", уже поднимая пластиковые стаканчики с виски за счастливое завершение нашего Рокверхтера #8.
Напиток рок-героев стремительно заканчивался, а вот Грол закончить все никак не мог. Возраст, или такое же нежелание прощаться с Верхтером, как у нас? Как знать, как знать. Главное, Дэвид, береги ногу!

07.07.2017, Ольга ГАЙДУКОВА (ЗВУКИ РУ)