Montreux Jazz Festival разрезал атласную ленточку в 51-й раз - и уже в первый день фестиваля на его сценах сыграли 16 коллективов. Хедлайнерами главной сцены стали Макс Рихтер (Max Richter) и Николас Джаар (Nicolas Jaar), Montreux Jazz Club на всю ночь оккупровал Тео Коккер (Theo Croker) с трибьют-проектом File Under Zawinul, а на электронной сцене Jazz Lab безраздельно царили Jacques и Alt-J. Приятным дополнением к программе основной сцены стала Lisztomania - швейцарский проект, родивший потрясающий мелодичный микс из поп-мелодий, электроники и шумового джаза.
Jacques - электронщик, более близкий концептуально Джаару, нежели Alt-J. Это электроника с огромным количеством "нюансов", сотканная из звучков, щелканий зажигалки и звона колокольчиков, нежная и хрупкая, но в то же время очень драйвовая. Но музыка французского музыканта почти вся "собирается" из цифровых либо оцифрованных элементов, в кто время как Джаар - мультиинструменталист с огромным арсеналом живых и аналоговых инструментов, так что эти два шоу все же очень разные.
Джаар выступает в Монтре второй раз. Впервые он появился здесь в 2011-м, на крохотной независимой сцене. Его путь на сцену Стравинского охватил огромный период развития автора от суховатого IDM до гигантского сложного шоу, в котором задействованы горы техники и спецэффектов. Николас не случайно включает в свои сеты уже ставшую знаменитой фразу Марселя Дюшана, чей голос на репите повторяет: "From the labyrinth beyond time and space, seeks his way out to a clearing". Эта фраза открывает трек "Encore", и она - нечто вроде талисмана для молодого музыканта.
В самом начале своего выступления Джаар взял бас-кларнет и открыл сет мрачной джазовой импровизацией, после чего, не прекращая играть, переместился за батарею синтезаторов, микшеров, пультов и бог знает чего еще и начал накладывать на основную мелодическую линию все новые и новые наслоения - орган, ударные, шумы и едва различимые ухом звуки, - ловко перемещаясь между разными блоками, словно паук в паутине.
Мелодия развивалась, складывалась в ручейки и постепенно насыщалась новыми инструментами, новыми отенками звучания, пока на заднем фоне орган удерживал чистую и ровную тему. В ней было и нечто торжественное (и даже экстатическое), и нечто заведомо несерьезное. Каждая композиция - и тяжелая поступь "The Governor", и гипнотическая трансовая "Space is Only Noise If You Can See" - многомерна, ее трудно описать простыми словами. Но однозначно стоит услышать живьем - прежде всего, для того, чтобы понять, что все это играется руками, это не спрограммировано, это очень и очень круто.
В этом году фестиваль существенно расширил свою программу и территорию: более 300 артистов и коллективов, более 2500 квадратных метров фестивальной площадки. Как обычно, Звуки будут рассказывать вам о самых интересных актах MJF в режиме ежедневных репортажей. Оставайтесь с нами!
1970 – Пол Маккартни выпустил свой первый сольник - "McCartney", записанный полностью самим музыкантом - от ударных до финального сведения »»
Paul SMITH (1922)
James LAST (1929)
Chris BARBER (1930)
Joe ROMANO (1932)
Jan HAMMER (1948)
Michael SEMBELLO (1954)
Maynard James KEENAN (1964)
Акакий Назарыч ЗИРНБИРНШТЕЙН (1964)
Liz PHAIR (1967)
REDMAN (1970)