ФЕСТИВАЛЬ  Sonar 2017: лучшее

Carl Craig, Nicolas Jaar, Suzanne Ciani и еще 7 лучших концертов Sonar 2017.

Dopplereffekt

Очень в духе времени, фестиваль начинается с лекции. Сначала зрителям под отменную спейс-электронику показывают видеоряд про космос, затем на сцене появляется физик Дида Маркович (Dida Markovic), чтобы за двадцать минут рассказать ошарашенной публике о темной материи, энтропии, развитии вселенной, чёрных дырах и тому подобной популярной астрофизике. Группа Dopplereffekt появляется на сцене лишь в середине действа, но за те 15 минут, которые отведены под их концерт, успевает выдать редкой красоты выжимку из своей недавней пластинки.

Pauk

Испанцы, которые играют в первой половине дня – едва ли не лучшее, что можно увидеть на Сонаре. Застать их где-то еще шансы минимальны (испанцы очень редко попадают в обойму больших букинг-агентств и гастролируют мало), а дело своё местные музыканты знают. В этом году лучшим среди местных был Пау Кабруха (Pau Cabruja), он же Паук (все совпадения случайны). В прошлом году он выпустил отличный альбом на лейбле Discontinu и вокруг этого материала его программа и строится. Пау играет восхитительный IDM/брейнданс, похожий одновременно на Kettel, Wisp и Plaid. Пулеметные биты и эйсидные секвенции то и дело разбавляются арфами, фортепиано и прочим изяществом. Интересно, что в отличие от многих коллег-айдиэмщиков, сетап у Пау не ограничивается лэптопом. На сцене модульная система и контроллер Monome, в общем интересно не только слушать, но и смотреть, благо все его действия транслируются на гигантский видеоэкран.

Roosevelt

На каждом летнем фестивале обязательно должна быть летняя группа, под которую вся "Деревня" (открытая площадка Sonar Village) будет плясать под палящим солнцем и подпевать хором. В этом году эту джекпот выбили Roosevelt – идеальная инди-поп банда, которую собрал немец Мариус Лаубер (Marius Lauber), протеже Джо Годдарда (Joe Goddard) и его лейбла Greco Roman. Roosevelt – история про свет и добро. Музыканты в белых одеждах исполняют лёгкие и мелодичные песни, которые отлично подхватывает толпа. Диско-грув, привязчивые мотивы, приятный вокал и отличные клавишные соло под восьмидесятые. Вот кого нужно везти на Пикник Афиши или Bosco Fresh Fest.

Suzanne Ciani

Как назло, два главных концерта Сонара-2017 накладываются по времени, и не дослушав Roosevelt до конца приходится сбежать в Sonar Dome на выступление Сюзан Чиани. 71-летняя американка лет сорок назад добилась успеха в качества саунд-дизайнера, сотрудничала с легендарным изобретателем синтезаторов Доном Буклой, а затем еще не одно десятилетие выпускала пластинки и собирала престижные премии, но при этом несла на себе клеймо "нью-эйдж". Отсидевшись в тени, Чиани дождалась волны модульного ренессанса и гордо вышла на авансцену. Теперь она снова героиня поколения – выпускает пластинки на модном RVNG Intl, дает мастер-классы в Red Bull Music Academy и выступает на фестивалях. Первое, что поражает – то, в какой Сюзан форме. Она выглядит едва ли на пятьдесят, весела и обаятельна, а в самые эмоциональны моменты начинает прямо-таки скакать по сцене. Играет Сюзан, разумеется, никакой не нью-эйдж, а довольно жесткую экспериментальную электронику – то раскачает зал ритмичной секвенцией, то уйдет в шум. Помимо, собственно, синтеза, Чиани управляет позицией звука. В этом ей помогает iPad с "шариком", который она гоняет между колонками. В зале по такому случаю включена квадрофоническая саунд-система.

Jacques

Еще одно новое имя. Эксцентричный француз по имени Жак продолжает славные традиции раннего Мэтью Херберта (Matthew Herbert) и группы The Pinker Tones. Он выглядит как сумасшедший профессор на выезде (голубые шортики, специально выстриженная плешь и аппаратура, больше похожая на передвижную лабораторию) и играет на всем одновременно – клавиши, ритм-машины и главное, всякая немузыкальная утварь, которую Жак сэмплирует – погремит цепочкой, погремит кастрюями и так далее. Но если Херберт делал из всего этого изящный перформанс, то Жак устраивает рейв. Музыка у него веселая, энергичная и драйвовая, устоять на месте невозможно. В случайно возникшей паузе ("сорян чуваки, я слишком громко всё врубил, больше не буду") первый ряд, состоящий исключительно из французов, дружно ревет "Жакоооооооо!". Что-что, а развлекать публику этот парень умеет.

Forest Swords

Мрачноватый британец Мэтью Барнс (Mathew Barnes) проповедует идеи праведного даба. Музыка у него вязкая, тягучая, тяжеловесная и гипнотическая. В голове всплывают ассоциации с Sabres of Paradise, Massive Attack и в особенности с King Midas Sound, но если Кевин Мартин (Kevin Martin) на концертах старается публику терроризировать и глушить, то Барнс напротив с басом работает тонко, ритм-секция не вредит музыкальности. Тут вам и печальные клавишные соло, и ангельский хор. В одной из пауз Мэтью, который до этого не разговаривал с залом, берется за микрофон: "Две недели назад скончался мой звукорежиссер. Давайте помянем его и поднимем бокалы в его память". Тут замолкает даже шумная испанская публика и остаток концерта проходит в обстановке печальной и торжественной – как раз под стать музыке.

Nicolas Jaar

Николасу Хаару, похоже, досталось место главного ночного хедлайнера – пусть он играет и не на главной сцене, но ночная площадка Sonar Pub немногим меньше, а звук здесь в разы лучше и главное, арена эта, в отличие от громыхающего ангара Sonar Club. под открытым небом. Николас раньше выступал с группой, а теперь устраивает "one man show" с грудой аппаратуры и видеопроекциями, но от смены формата, кажется, только выигрывает. Музыка у него крайне разнообразная – из амбиентной размазни он разгоняется сначала в неторопливый хаус, а потом и в энергичное эйсид-техно, а оттуда, сбавив темп, съезжает в даб и отстраненные песни на испанском. В кои-то веки от выступления электронщика на фестивале остаётся ощущение большого концерта, в котором есть сюжет и драматургия. Браво.

Overmono

Тому и Эду Расселу (Tom Russell, Ed Russell) выпало открывать ночную программу субботы. Слот, мягко говоря, не самый выгодный – большая часть публики еще не успела добраться с дневной площадки, и даже те, кто специально идет только на ночной, предпочитают подтягиваться попозже. Ничуть этим не смутившись, британцы устраивают рейв. Если в записи они звучали достаточно экспериментально, то живьем выдают настоящий угар. Музыка у них простая по форме (ретроградский техно-ритм а-ля начало девяностых плюс один-два мелодических лупа на трек), но простота с лихвой компенсируется энергетикой и эмоциональной яркостью. Проходящие мимо зрители сначала с удивлением останавливаются, а спустя пару минут уже пляшут, вскинув руки вверх и совершенно забыв о том, что шли на какую-то другую арену.

DJ Shadow

В прошлом году Джош Дэвис (Josh Davis) отметил 20-летие своей самой известной работы "Endtroducing" и по этому случаю разработал новое лайв-шоу (раньше его выступления больше напоминали диджей-сеты, где Шедоу заводил с компакт-дисков ремиксы на свои треки). Теперь это скорее концерт, пусть его основным инструментом по-прежнему остаются вертушки (Дэвис активно скретчит и подмешивает сэмплы так, что звучит это местами как коллаж в духе Coldcut). В новой программе есть интересный видеоряд, а в сетлисте – этакое "overview" 25-летнего пути, где важное место занимают, например, треки UNKLE. В паузах Джош много болтает с публикой, а какие-то треки (например, ремикс Hudson Mohawke на "Midnight in a Perfect World") даже специально представляет. Заканчивается сет ремиксом на "Organ Donor", а пиковой точкой сета становится, естественно, "Nobody Speak". Суперхит на третьем десятке карьеры это, чёрт возьми, приятно.

Carl Craig's Versus Synthesizer Ensemble

Задача перед Карлом Крейгом, который привез на Сонар свою "оркестровую" пластинку "Versus" стояла сложная. Исполнение техно с оркестром – идея заманчивая, но таящая в себе множество подводных камней. Сколько бы не пытались музыканты разных поколений проделывать этот трюк, всё равно остается примерно одинаковое ощущение – да, интересно, но для настоящего техно не хватает грува, для классики (или даже минимализма) – музыкальной фактуры. К тому же оркестр и электроника тяжело совмещаются чисто акустически. Крейг решил объехать проблему на козе и расположил на сцене всего один акустический инструмент – рояль, за которым расположился Франческо Тристано (Francesco Tristano). Весь остальной ансамбль (а на сцене было человек десять, включая самого Крейга) вооружился синтезаторами. И хотя многие из них старательно воспроизводили звуки оркестра (в первую очередь, струнные и духовые), звучало всё это мощно и, что главное, чётко и разборчиво. В результате получился чуть ли не лучший перформанс всего фестиваля – этакий динамичный вариант неоклассики (которым раньше славились, например, Aufgang во главе с тем же Тристано или Brandt Brauer Frick), но еще более мощный, поднятый на новый энергетический уровень.

26.06.2017, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: