YELLOWJACKETS  Концерт Yellowjackets в Le Club: осиный мед.

Настроение недели: прийти на концерт Yellowjackets и смотреть, как четыре человека на сцене, улыбаясь и радуясь друг другу, сообщают в зал светлую энергию моря, солнца и покоя. Именно покоя, того душевного равновесия, которого жителю мегаполиса так не достает в его ежедневном хождении по кругу - уверенности в том, что жизнь чертовски замечательная штука.

Американский джазовый коллектив Yellowjackets ждали. Рецензенты московских журналов не скупились на ассоциации: тут и желтые кофты футуристов, и группа Weather Report, и ответственность за преобладание smooth-jazz в радиоэфире западных радиостанций для автомобилистов и их жен...

Я никогда не любил джаз - сборник Колтрейна (Coltrain) и дебютный альбом Эла Джерро (Al Jarreau), купленный на распродаже главным образом из-за обложки, - не в счет. Я всегда сравнивал джаз с книгой, которой принято восхищаться, но читать совсем не тянет. И, кстати, ни один музыкальный стиль не оставил большего следа в литературе ХХ века, чем джаз. Хемингуэй, Керуак, Кортасар и нынче модный Харуки Мураками в той или иной форме преподносили читателю джаз как музыку страсти, свободы, романтических встреч и всепобеждающей силы искусства.
Сегодняшний джаз, конечно, далек от тех форм, которыми восхищались классики, но при этом - в лице лучших своих представителей - сохранил и преумножил свои незаурядные достоинства.

Примерно так я размышлял по пути в джазовый клуб, где должен был состояться концерт Yellowjackets. Пару слов об атмосфере концерта: Le Club не похож на большинство московских клубов-ресторанов с живой музыкой. Свежий воздух, высокие потолки, непривычная для клуба тишина, мягкий фанк в качестве звукового фона... Уверенные в себе мужчины с дорогими часами на запястьях негромко переговаривались, красивые женщины рассматривали меню. Я попал в мир высокооплачиваемых профессионалов, и играть сегодня будут тоже профессионалы - мирового уровня.
Об этом говорит дискография группы - 19 альбомов за 19 лет существования, контракт с Warner Brothers и две Grammy, не считая многочисленных номинаций. Сами музыканты собрались вместе еще раньше - в 1977-м, как трио.

Нынешний состав: бессменное ядро коллектива - клавишник Расселл Ферранте (Russell Ferrante) и басист Джимми Хэслип (Jimmy Haslip) плюс саксофонист Боб Минтцер (Bob Mintzer) и ударник Маркус Бэйлор (Marcus Baylor). Чернокожесть ударника обещала, что с ритмом все будет в порядке, и беспорядочно "сыпать картошку", как любят многие белые джазмены, он не будет. Длинноволосый басист, обильные татуировки которого на плечах скрывала футболка, взял в руки шестиструнный бас, занял место у черного стэйнвэя клавишник, вышел к своему золотому инструменту саксофонист. Вопреки слухам, ни в каких желтых пиджаках группа не выступает (на американском наречии название означает слово "осы, шершни"): музыканты одеты по-домашнему, я бы сказал, как отцы семейств, при этом никакого жира или обрюзглости - подтянутые, энергичные, загорелые.

С первой композиции стало ясно - играют люди влюбленные в джаз и в своих слушателей. Инструментальную музыку часто сравнивают с саундтреком к некоему воображаемому фильму. Не ушел от этой ассоциации и я - джаз, который играют Yellowjackets, называют фьюжн (fusion) и в качестве саундтрека для сегодняшнего вечера он подходил как нельзя кстати. Во фьюжн есть что-то и от рока (доступность?) и от фанка (танцевальный грув?), он не отталкивает неподготовленного слушателя, не отворачивается от него, но заставляет сопереживать, смотреть, не отрываясь, как четыре человека на сцене, улыбаясь и радуясь друг другу сообщают в зал светлую энергию моря, солнца и покоя. Именно покоя, того душевного равновесия, которого жителю мегаполиса так не достает в его ежедневном хождении по кругу - уверенности в том, что жизнь чертовски замечательная штука. Не знаю почему, но в качестве зрительного образа лучше всего подходит морской пейзаж, калифорнийский берег, ветер и солнце.

Выступление было посвящено выходу двойного концертного альбома, Mint Jam, записанного в лос-анжелесском клубе The Mint, - и композиции с него так же замечательны, как и прогулка по морскому берегу в компании с хорошими друзьями, с любимой девушкой или в одиночку - в раздумьях о вечном. После каждой песни зал взрывался аплодисментами - невероятно светлые и, я бы сказал, рискованные, импровизации Ферранте, отточенный, слегка фанковый грув ритм-секции, минималистический , ненавязчивый саксофон Минтцера образовали пространство, из которого не хотелось уходить, - пространство вдумчивого дружеского общения со слушателем, столь редкое на концертах звезд. Никакой халтуры, снобизма и самолюбования. Седой старичок, звукооператор группы, сидевший за микшерным пультом, вместе с публикой радовался и аплодировал в наиболее удачных местах, как если бы слушал программу в первый раз.
В середине шоу саксофонист негромко поблагодарил собравшихся за присутствие, сказал, что в Москве они в первый раз, представил своих коллег и с иронией обратил внимание публики на бар, где стояли коробочки с новым альбомом: мол, его можно приобрести. Это был верный ход, так как про существование бара все забыли - каждый сосредоточенно слушал музыку к своему собственному фильму, которую играли для него Yellowjackets.

30.03.2009, Б. БЛАЖКОВИЧ (ЗВУКИ РУ)